"Войну и мир" Сергея Бондарчука покажут в программе "Каннская классика"

ПАРИЖ, 28 апреля. /Корр. ТАСС Дмитрий Горохов/. Встреча с самой дорогой картиной в истории мирового кинематографа ожидает в мае аудиторию 71-го кинофестиваля в Канне в рамках программы "Каннская классика". По оценкам французской прессы, съемки на "Мосфильме" киноверсии романа Льва Толстого (1828-1910) "Война и мир" (1965-1969) с многочисленными батальными сценами потребовали почти $100 млн, или $676,5 млн в современных ценах с учетом инфляции. Только в сцене Бородинского сражения было задействовано около 120 тыс. человек - почти столько же, сколько насчитывала армия Кутузова в реальной битве с силами Наполеона. Даже спустя полвека после премьеры французские кинокритики называют режиссерскую работу Сергея Бондарчука (1920-1994) непревзойденным шедевром. Превосходящий все ожидания "Роскошные декорации, великолепные костюмы, тысячи статистов, сотни артиллерийских орудий, тонны пороха, - перечислил французский кинокритик Дамьен Барюэ. - Не может быть никакого сомнения: это грандиозный проект, великолепный спектакль, превосходящий любые ожидания". По его словам, "сцена первого бала Наташи проникнута такой грацией и чувственностью, что понимаешь: это и есть кино". Рецензенты отмечают, что семичасовая киноэпопея Бондарчука представляет собой синтез кинематографического языка XX столетия. В фильме поднят огромный спектр тем, будь то геополитика, история, этика, эстетика, метафизика, психологический анализ. В программе "Каннская классика" зрители увидят первую часть картины - "Андрей Болконский", вышедшую на экраны в 1965 году. Два года спустя, в 1967 году, на внеконкурсном показе Каннского кинофестиваля была представлена вторая серия картины - "Наташа Ростова". Ближе всех к Толстому Из всех экранизаций романа Бондарчука эта "ближе всех к Толстому", считает историк и политолог, поклонница русской литературы Эмманюэль Бабилер. "Я не пожалела о семи часах, проведенных в кинозале, - призналась она. - Актеры полностью соответствовали тем образам, которые возникли у меня после чтения романа". По ее мнению, Вячеслав Тихонов "передал и величественную стать князя Болконского, и его чувство долга точно так, как были они описаны Толстым". Людмила Савельева в роли Наташи "смогла тонко раскрыть загадочную русскую душу". "Это просто прекрасно", - заметила она. Батальные сцены "грандиозны, одна из них длится 45 минут". "Но и сцена бала ни в чем не уступает, - констатировала она. - Сотни танцоров в интерьерах роскошных дворцов, великолепные костюмы, захватывающ музыка и удивительная пластика движений актеров". Среди наград, которые получила киноэпопея Сергея Бондарчука, премии "Оскар" и "Золотой глобус" за лучший иностранный фильм. Устроители Каннского международного киносмотра отметили, что фильм был полностью восстановлен в 2000 году. Реставрационные работы проводились в лабораториях киноконцерна "Мосфильм" под руководством Карена Шахназарова. О Каннском фестивале Мировой кинофорум в Канне был основан в 1946 году. Программа "Каннская классика" учреждена на фестивале в 2004 году для демонстрации лучших фильмов всех времен. В основном конкурсе фестиваля в этом году представлен 21 фильм, отобранный устроителями после просмотра 1906 полнометражных лент. Среди кандидатов на главную награду - "Золотую пальмовую ветвь" - картина "Книга в картинках (Le Livre d'image) французского режиссера Жан-Люка Годара и фильм иранского режиссера, двукратного лауреата премии "Оскар", Асгара Фархади "Все знают" (Todos lo saben). В Канне ожидают и новую работу российского режиссера Кирилла Серебренникова "Лето" о жизни Виктора Цоя (1962-1990) и ленинградском рок-подполье 1980-х годов. Серебренников хорошо знаком каннской аудитории: в 2016 году он получил здесь премию имени Франсуа Шале за картину "Ученик". В главное жюри, председателем которого стала австралийская актриса Кейт Бланшетт, приглашен лауреат нескольких каннских наград, российский режиссер Андрей Звягинцев.

"Войну и мир" Сергея Бондарчука покажут в программе "Каннская классика"
© ТАСС