Ещё
«Пусть живет в своем убожестве»
«Пусть живет в своем убожестве»
ТВ
Реальные истории, создавшие «Вокзал для двоих»
Реальные истории, создавшие «Вокзал для двоих»
Фильмы
Звезды, которые протолкнули своих детей в кино
Звезды, которые протолкнули своих детей в кино
Актеры
Горячая украинка сразила Запад
Горячая украинка сразила Запад
Актеры
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Проксима
Проксима
Боевик, Драма
Купить билет
Риф. Новые приключения
Риф. Новые приключения
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Девушка в лабиринте
Девушка в лабиринте
Триллер
Купить билет

Век «Ленфильма» ещё не прошёл 

Век «Ленфильма» ещё не прошёл
Фото: Парламентская газета
Ещё десять лет назад на будущем ставили крест. Казалось, легендарная киностудия не выживет в новых условиях. Целый квартал «золотой земли» на Петроградской стороне, который она занимает, уже придумали, как использовать в коммерческих целях. Но студия выжила.
Потерять её было бы очень жалко, ведь это не просто одна из российских, бывших советских киностудий, это — история всего отечественного кинематографа от его рождения и до нынешних времён. Она появилась первой: 30 апреля ей исполняется ровно 100 лет. В 1918 году нарком просвещения издал декрет о создании Петроградского кинокомитета Северных коммун — «Киносев». С этого момента «Ленфильм» официально отсчитывает свои годы. А неофициально — с 1914 года, когда был создан Военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета. Именно на его базе и возникла первая советская кинофабрика. А вскоре вышел и самый первый советский фильм «Уплотнение», одну из ролей в котором сыграл сам Луначарский.
С тех пор студия многократно меняла названия: «Севзапкино», «Кино-Север», «Госкино», «Ленинградкино», «Союзкино», «Росфильм», «Союзфильм». И, наконец, в 1934 году на заставке фильма «Чапаев» впервые появилось название «Ленфильм». А в 1965 году возникла знаменитая эмблема студии: Медный всадник в расходящихся лучах софитов.
За сто лет на «Ленфильме» сняли 1700 картин. Сотни из них вошли в золотой фонд отечественного кино и до сих пор любимы зрителями. Перечислить их все невозможно, но вот некоторые: «Золушка» и трилогия о Максиме, «Человек с ружьём» и «Новые похождения Швейка», «Человек-амфибия» и «Свадьба в Малиновке», «Король Лир» и «Гамлет», «Белое солнце пустыни» и « и доктор Ватсон», «Влюблён по собственному желанию» и «Собачье сердце», «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки», «В огне брода нет» и «Особенности национальной охоты». Целое созвездие кинохитов снял здесь : «Собака на сене», «Благочестивая Марта», «Дон Сезар де Базан», «Сильва», «Двенадцатая ночь». Родным стал «Ленфильм» для режиссёров Иосифа Хефеца, , братьев Васильевых, , , Алексея Германа-старшего, , , .
Казалось, жизнь в зданиях студии на Каменноостровском проспекте в Петербурге будет бурлить вечно. Но после перестройки дела шли всё хуже и хуже. Упало качество картин, не выдержали и стали уходить люди, на которых держалась слава «Ленфильма». Замаячила перспектива краха.
И тогда оставшиеся мэтры студии устроили форменный мятеж, требуя сохранить киностудию. Режиссёр , который тогда ещё не был депутатом , сам обзванивал газеты и телеканалы, умоляя помочь отвести беду. А потом сам водил журналистов по студии, её павильонам и цехам, рассказывая их историю. Шум дошёл до самого верха, в дело спасения «Ленфильма» включились депутаты и сенаторы, министры и губернаторы. И, наконец, президент поставил точку: студия «Ленфильм» сохранится.
В 2012 году Министе6рство культуры организовало открытое обсуждение концепции спасения «Ленфильма», на которой утвердили модель, предложенную нынешним директором и режиссёром . Студия получила кредит в полтора миллиарда рублей на 10 лет и начала постепенно восстанавливаться. Этот процесс ещё далеко не завершён, тем не мене уже вынашиваются грандиозные планы построить киногород возле Пулковского шоссе — с декорациями, изображающими разные города разных времён. Там можно будет снимать фильмы, а в остальное время киногород будет аттракционом для публики и музеем кино. Ещё «Ленфильм» планирует превратить в культурное пространство всю территорию от киностудии до Петропавловской крепости. А на заработанные деньги снимать фильмы.
— К юбилею «Ленфильм» подошёл с поднятой головой, приводя себя в порядок, — рассказал Директор киностудии Эдуард Пичугин. — Продолжаем развивать студийный комплекс. У нас сейчас идёт 200 проектов, в прошлом году было 165. Скоро выйдет несколько картин, мы собрали большой сценарный портфель, создали фонд поддержки проектов, работает Попечительский совет. К 9 Мая восстановим наш сквер во дворе студии, отреставрируем памятник погибшим ленфильмовцам на радость нашим ветеранам. В этом году уже вышел фильм , порадовал зрителей, получил приз на Берлинале и продолжает получать нагрды на других фестивалях. В прошлом году приз ФИПРЕССИ в Каннах взяла наша «Теснота» Кантемира Балагова, снятый с помощью фонда Александра Сокурова. Хотя, конечно, мы снимаем пока не столько картин, сколько хотели. В 2012 году, когда создавалась концепция возрождения «Ленфильма», у нас был план: в первый год 5 фильмов, во второй 10, в третий 15, и потом чтобы планка не снижалась. Это вдохновляло наших мэтров. К сожалению, наши проекты сейчас не получают никакой финансовой поддержки , снимаем на свои средства, и это не те объёмы, о которых мэтры мечтали. Они ведь помнят, как на «Ленфильме» снималось 80 картин в год, а сейчас это объём всего российского кинематографа. Дай Бог, когда-нибудь мы снова придём к этому. Тем не менее, студии работают, все съёмочные дни расписаны. В том числе иностранными проектами: у нас снималась голливудская картина к Чемпионату мира по футболу, китайцы снимали фильм «Композитор». Больших проектов, которые опираются на наш студийный комплекс, довольно много. В общем, в будущее смотрим с оптимизмом. «Ленфильм» — один из символов Петербурга, и мы всё-таки его сумели возродить. А что касается собственного производства — пока набираем ход.
Голоса режиссёров
:
— «Ленфильм» для меня — это дело личное. Его судьба меня очень волнует, ведь мой отец, Иосиф Хейфец, был одним из основателей этой киностудии. Для него она была домом, который он строил, поступив на «Ленфильм» ещё в 1924 году.
На «Ленфильме» была своя, ленинградская школа. В ней были свои законы, своя эстетика, и это передавалось из уст в уста. Попробую так объяснить: московское кино — это широкоугольный объектив, взгляд издалека, а ленинградский кинематограф — это длиннофокусный объектив, он смотрит вглубь человека, это психологизм, углублённый взгляд на реальность.
Но, к сожалению, сейчас психологический кинематограф умирает — это происходит во всем мире, тут «Ленфильм» не виноват, это объективный процесс. Так что старый «Ленфильм», увы, умер — это медицинский факт. Есть студия, в нее вкладываются деньги, но люди, которые 70 с лишним лет создавали ленинградскую школу, уже ушли, — и это тоже общее явление для всего российского кинематографа. Можно вкладывать миллиарды в новое оборудование, в павильоны, но людей не вернуть. Это будет уже другое кино.
:
— Какая была замечательная студия! Заявки на каждый фильм разбирали в объединениях — пятьдесят режиссеров в очереди стояли! Потом режиссер работал со сценаристом, когда у них получался хороший продукт, был большой худсовет — и только потом заявка уходила в Госкино. К сожалению, такая система уже в прошлом, и это большая печаль. Великие писатели, сценаристы, режиссеры оценивали каждый сценарий. Сейчас плеяда ленинградских мастеров уже ушла. Но в то время ни одна графомания не могла попасть в производство! В творческом плане атмосфера была замечательная. Да, была цензура, но мы показывали фигу в кармане — а нам за это еще и деньги платили! Приезжали западные режиссеры и удивлялись: «Да вы тут прекрасно живете! Критикуете власть, а она вам за это платит!» Конечно, режиссёры выполняли государственный заказ. Но делали это высокохудожественно и с совестью. Вот этой позиции — «чего изволите?» — не было. На других студиях случалось, но на «Ленфильме» — нет.
Но пробиться на «Ленфильме» было очень, очень сложно. Первую свою картину я делал с Мотылём — «Женя, Женечка и Катюша». Был на подхвате, но мне это тоже нравилось. Такое удовольствие было работать с Полокой на «Интервенции»! Но когда я отучился у Данелии на Высших режиссерских курсах, думаете, меня кто-то ждал? Я был уверен, ч