Войти в почту

Русская шестерка: какие отечественные фильмы получали "Оскар"

16 мая, ровно 89 лет назад, В США состоялась первая церемония вручения "Оскара". Тогда фильмы были представлены в 10 номинациях, и до 1934 года вручение проходило один раз в два года. Первым лучшим фильмом стала картина "Крылья" Уильяма Уэллмана, а специального приза был удостоен Чарли Чаплин за "Цирк". Но сегодня редакция портала Москва 24 решила вспомнить российские фильмы, которые в свое время были отмечены "Оскаром". "Разгром немецких войск под Москвой", 1942 Леонид Варламов и Илья Копалин Первым лауреатом "Оскара" от СССР стал документальный фильм "Разгром немецких войск под Москвой". Картину о боях начали снимать по решению Сталина. В ноябре 1941 года были определены два режиссера: Леонид Варламов и Илья Копалин. В съемках участвовали пятнадцать фронтовых операторов. Для показа в США фильм был переозвучен. Кроме того, название фильма изменили на Moscow Strikes Back ("Москва наносит ответный удар"). "Война и мир", 1968 Сергей Бондарчук Видео: YouTube/Образовательный канал Первым советским художественным фильмом, завоевавшим "Оскар", стала экранизация романа "Война и мир" Льва Толстого. Режиссер – Сергей Бондарчук. Это одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа. А создание фильма заняло около шести лет. "Дерсу Узала", 1975 Акира Куросава (совместное производство СССР и Японии) Видео: YouTube/Ghost81 Советско-японская картина Акиры Куросавы, созданная в 1975 году по мотивам произведений Владимира Арсеньева "По Уссурийскому краю" и "Дерсу Узала", также получила "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". В феврале 1971 года советский режиссер Сергей Герасимов во время визита в Японию предложил Акире Куросаве снять фильм в СССР. Режиссер предложение принял. Некоторые сцены снимались в Москве на территории бывшего села Волынского. На создание фильма было затрачено четыре миллиона долларов. Правда, лента вызвала негативную реакцию в КНР: критики усмотрели в сюжете попытку использовать литературу для пропаганды экспансионистской политики советских ревизионистов. "Москва слезам не верит",1981 Владимир Меньшов Видео:YouTube/Kino Cool Третьим русским режиссером, получившим "Оскар", стал Владимир Меньшов и его фильм "Москва слезам не верит". Эта картина просто не могла остаться без внимания киноакадемии: в 1980 году лента стала лидером проката в СССР, ее посмотрели около 90 миллионов зрителей. Правда, по началу критики картину восприняли неоднозначно: одни уповали на то, что мелодрама играет на низменных чувствах зрителей, другие и вовсе заклеймили фильм "излишне упадническим". Для самого режиссера новость, что его фильм стал лучшим среди иностранных картин, была неожиданностью. О том, что он получил престижную премию, Меньшов узнал из программы "Время". Кстати, он сам и команда создателей не приехали на церемонию вручения "Оскара". Как объяснял сам режиссер, тогда он просто не мог попасть в Лос-Анджелес, поскольку был "невыездным". Вместо него статуэтку получил атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. "Утомленные солнцем", 1994 Никита Михалков Видео:YouTube/Трейлеры на русском языке Лауреат премии "Оскар" за "Лучший фильм на иностранном языке", картина Никиты Михалкова была создана при поддержке французской студии и, как и "Дерсу Узала", считается совместным производством двух стран. Название картины отсылает к популярному в 1930 годы танго "Утомленное солнце", которое неоднократно звучит в фильме. Кстати, картина Никиты Михалкова настолько сильно впечатлила британского драматурга Питера Флэннери, что он написал одноименную пьесу для лондонского Королевского национального театра. "Старик и море", 1999 Александр Петров Мультипликационный фильм режиссера Александра Петрова по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя был удостоен премии Американской киноакадемии в 2000 году. Кроме того, он стал первым в истории анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAX. Труд мультипликатора сильно отличается от труда кинематографиста. Петров работал в уникальной технике "ожившей живописи": он рисовал на стекле масляными красками, и не только кистью, но и пальцами.