Сергей Пускепалис: «Первые деньги в Москве заработал дворником»
С недавних пор театральный режиссер Сергей Пускепалис буквально прописался и в телевизоре, и на большом экране как актер. В год у него выходит по несколько работ: то исторические «София» с «Золотой Ордой», то комедийные «Карп отмороженный» с «Елками новыми», то тяжелейшая «Частица Вселенной», то приключенческая «Операция «Мухаббат». Журнал «Телепрограмма» побеседовал с Пускепалисом, чтобы выяснить, как он справляется с эмоциональными перегрузками космического масштаба. «Командир роты дал подзатыльник и сказал, чтоб я забыл про Афганистан» - Cергей, совсем недавно в эфире прошел сериал «Операция «Мухаббат», где вы сыграли с Дмитрием Марьяновым - это была предпоследняя его роль. Каким вы запомнили Дмитрия? - Невероятно обаятельным и деликатным. И это было неожиданное для меня открытие. Я видел его только на экране, никогда не работали вместе. И когда оказались в Ленинских Горках, где снимали эпизоды сериала, я был приятно удивлен - Дмитрий оказался тактичным тонким человеком. Я думал, известнейший актер, рано прославился и уже звезда. Но нет. Ничего подобного. Да и задача у него была посложнее наших - если мы играли вымышленных персонажей, то Дима - реального политика (Михаила Горбачева. - Авт.). Сомневающегося человека, который не знает, как дальше действовать, этот образ надо было очеловечить. В сериале «Операция «Мухаббат» Сергей снялся с Дмитрием Марьяновым, который сыграл Горбачева. Кадр из фильма - Тема Афганистана коснулась и вас. Вы ведь как раз в те годы служили. - Так точно. Более того, был туда распределен. В бумагах было указано «команда 25-А», то есть в Афганистан. А потом вдруг неожиданно поменяли на «команду 50», то есть военно-морской флот. И я ушел служить - с 1985 по 1988 год провел на флоте. Думаю, с переводом помог Иван Ефимович Драгомирецкий, который занимался с нами начальной военной подготовкой в Саратовском театральном училище. - Жалеете? - Я бы так не сказал. Многие мои друзья воевали в Афганистане, кто-то не вернулся. Знаю точно, что молодые люди буквально рвались туда. Писали рапорты, чтобы их направили на службу в Афганистан для выполнения интернационального долга. «Надо помочь братскому народу!» - говорили мы себе. Наверно, это в нашем менталитете - проявить благородство, спасти. Я тоже, когда начал службу, писал такие рапорты. Пока не пришел командир роты, порвал очередной рапорт, дал подзатыльник и сказал, чтобы я этого больше не делал. Но я туда стремился, да. - Армейские будни для вас были суровыми? - Я ощущал воздух свободы, потому что в 1987 году мне разрешили выписывать «Литературную газету» на корабль! И другие толстые журналы. «Московский комсомолец», выходящий в Риге. Не знаю, хорошо это или плохо. Но разброд и шатания, которые выливались в такие вот небольшие допущения, чувствовались хорошо. На флоте Пускепалис отслужил три года - с 1985-го по 1988-й. Фото: личный архив - А потом это завершилось развалом СССР. Как на вас это повлияло? - Поначалу охватила эйфория, как и всех. Железный занавес рухнул! Мы ведь даже не знали, что там - за ним, кто и как там живет. Другие страны казались иллюзией. И вот настала свобода. Только мы не понимали последствий этой самой свободы... Раньше мы с братом, который живет в Литве до сих пор (отец актера - литовец. - Авт.), спорили, не зная броду, кто главней. Их дом или наш дом? На таком уровне. Теперь брату 53 года. У него трезвый взгляд на вещи и взвешенная позиция. Конечно, он осознает позицию, в которой оказалась Литва. Понимает, что работы в стране нет, многие уезжают. Но как мужчина он не показывает виду, что все плохо и серьезно, и не жалуется. Он держит ситуацию с достоинством. - В сериале «Частица Вселенной» ваш герой оказывается не просто на орбите, но и внутри любовного треугольника, что раздирает его душу на части. Вы сами с супругой Еленой почти 30 лет вместе. В подобной ситуации приходилось оказываться? - Конечно, нет. В «Частице» - большой удаче, как я считаю, - это просто предлагаемые обстоятельства. Актерская техника работы. Я представил, что Яшин испытывает сильнейшие чувства к одной героине, при этом любит жену, а вообще-то это все для него остается земной суетой - любови, нелюбови... Главное - выполнить поставленную задачу на орбите. До поры до времени он не сильно придает этому значение. А потом это стало мешать работе, он ощутил двойственность положения, и начались проблемы. Если б работе не помешало - и в ус не дул бы. - Даже так?! Возникает ощущение, что чувства мерцают в его глазах пострашнее майской грозы. - Ну не знаю... Мне кажется, именно так. Актером режиссер Пускепалис стал благодаря сыну: Глеб снимался в кино, а тут и отца заприметили. фото: instagram.com - Вы сами ощущали себя Яшиным до того, как пресловутая актерская слава не настигла вас в 2010 году после выхода фильма «Как я провел этим летом»? Понимали, что отступать из профессии некуда? Вам ведь на тот момент было 44 года. - Честно скажу: я не усложняю катавасию, связанную с известностью. Мне хватает мнений людей, которыми я дорожу. Остальное - особенности профессии. Сюжеты и темы - обсуждение и популярность, народная любовь - это для зрителей. Лично я ко всем моим персонажам имею очень небольшое отношение. Это мои герои, которые вносят в общество определенные идеи и смыслы. Но это не я, Сергей Пускепалис. Это часть фантазий, не больше. Мне жалко актеров, которые отождествляют себя с персонажами, - любимых и ненавидимых публикой. Я в этом смысле всегда был совершенно спокоен. - Ваш сын заявил о себе много раньше вас - главной ролью в драме «Коктебель», которую он сыграл в 10 лет. Вы бы взяли его на пробы, если бы снимали фильм сами? - Конечно! У меня есть такая задумка. Совершенно четко роль написана под него (сейчас Глебу Пускепалису 25 лет, он снимался с отцом в сериале «Операция Мухаббат». - Авт.). И я хочу снимать кино как режиссер. Просто все упирается в деньги - не мне вам говорить, сами все знаете. Работа над кино - это поиск средств. Так что ищем единомышленников для реализации задач. Глеб, уверен, сыграл бы в картине достойно. Никогда не прошу меня хвалить. И всегда готов выслушать - Дома проекты с вашим участием обсуждаются? - Жена любит смотреть уже готовый фильм. А вот с Глебом обсуждаем что-то крайне редко. У него свои педагоги. Мы можем обменяться несколькими репликами, не подвергая работу глубокому анализу. Понимаем друг друга и без слов. Что хорошо, что плохо. - Сейчас он для вас кто - советчик, автономная фигура, ребенок? - Очень большой друг, с которым мы постоянно пересекаемся. И физически, и во взглядах на жизнь. - С женой вы познакомились в драмкружке при детской комнате милиции. Много приводов у вас было? - Нет. Я был хорошистом и дисциплинированным парнем. Просто тогда государство активно занималось детьми. Если человек был ярким, выходил за рамки обыденности, для него придумывали занятие. Кипучую энергию направляли в творчество. Таким островком свободы и был театральный кружок, в который я пошел. Некая республика ШКИД под чутким руководством - у нас действовали правила рыцарства, что ли. Взаимовыручка, товарищество и так далее. Были и девчонки, но больше было парней. Это не отъявленные негодяи, это маленькие пассионарии. «Эти фейсбуки высасывают все человеческое» - Помните, когда вы впервые приехали в Москву, чтобы поступать на режиссерский факультет ГИТИСа в «Мастерскую Петра Фоменко»? За какую работу приходилось браться? - Я был дворником. Это штамп, но да - я подметал, наводил чистоту на улицах Москвы. Этот опыт я переосмыслил в проекте «А у нас во дворе» (Пускепалис сыграл полицейского на пенсии, влюбившегося в красивую уборщицу из Азии. - Авт.). Еще я был постановщиком шоу в модельном агентстве. Работал с красивыми девушками. До сих пор благодарю те времена! Эти ребята в сложные времена позволили мне заниматься профессией. Я выстраивал скетчи, мизансцены, придумывал сюжеты, ставил их с помощью аниматоров. И зарабатывал приличный гонорар, которого хватало, чтобы жить и учиться в Москве. - Фоменко учил вас испытывать восторг от жизни. Когда такое было в последний раз? - Зимняя Олимпиада в Сочи, 2014 год. Честно скажу - балдел! И архитектура, и церемонии, и уровень организации, и подход, и внимание. Чудо. А вообще таких событий не так много случается. В тот раз это был праздник жизни. На одном дыхании посмотрел соревнования. - В Фейсбуке, Инстаграме и других соцсетях ваш профиль найти не удалось. Это маскировка? Сергей Пускепалис на самом деле по ночам сидит в интернете под псевдонимом? - Ничего подобного. Это осознанная позиция. Я привык видеть или слышать человека, понимать, кто это. А так - делиться сокровенным неизвестно с кем, зачем это? Космос отапливать? Я человека не знаю, он меня тоже. При этом пишет что в голову взбредет. Информационная поляна - огромное человеческое заблуждение. Перевертыш. Люди не стремятся общаться друг с другом, подружиться, наоборот - человеческую энергию уводят в свисток. Эти фейсбуки высасывают все человеческое. От лукавого. - Может, вы просто чаще ждете одобрения от близких, чем готовы воспринимать критику со стороны? - Нет, я никогда не прошу меня хвалить. И всегда готов выслушать. Просто всегда стараюсь сделать так, чтобы не огорчить близких. Причем это происходит ненамеренно, а на интуитивном уровне. - Сейчас вам 52 года, вы чрезвычайно востребованны и практически не вылезаете со съемочной площадки. Но если все же оглянуться, каким был путь Сергея Пускепалиса? - Он дался мне непросто - я бы так сказал. Иногда приходилось продираться и прикладывать усилия. Как и всем. Личное дело Сергей Пускепалис родился в Курске в 1966 году. Отец - литовец, мать - болгарка. Раннее детство провел на Чукотке, где работали родители. Окончил Саратовское театральное училище и ГИТИС. Работал главным режиссером в драмтеатрах Магнитогорска и Ярославля. Ставил спектакли во многих театрах страны, включая «Современник» и Театр-студию Олега Табакова. В большое кино попал по «протекции» сына: во время съемок фильма «Коктебель», в котором Глеб сыграл главную роль, отец навестил его и познакомился с режиссерами Борисом Хлебниковым и Алексеем Попогребским. Снялся в фильмах «Простые вещи», «Как я провел этим летом», «Метро», «Ледокол», а также в сериалах «Крик совы», «Хождение по мукам», «Частица Вселенной» и др. Среди актерских наград - «Ника» и «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля. В 2015 году дебютировал как кинорежиссер, сняв картину «Клинч». Жена - Елена Пускепалене, гидрогеолог.