Войти в почту

Сергей Лукьяненко об экранизации «Черновика»

«Черновик» - это теперь не только популярная книга фантаста Сергея Лукьяненко. Теперь это ещё и кино. Но Киноафише стало интересно, а что сам автор думает об этой картине. Ведь права на экранизацию «Черновика» приобретались несколько раз. И в каком-то из миров этот фильм мог бы появиться практически сразу после «Дозоров».

Книга вышла в тот же год, что «Дневной дозор» на экраны. Логично, что при таком успехе надо было ковать, пока горячо. Вот только права раз за разом возвращались обратно.

То перековщики сюжет слишком искривляли, то понимали, что денег на строительство миров не хватит, то кризис в стране, то духоподъёмное кино в тренде… И вот внезапно готовый фильм уже выбирает дату и встаёт ровнёхонько в сезон блокбастеров. Фантастический поворот, не правда ли?

Сергей, вы писатель-фантаст, так что, думаю, вам не сложно будет представить такую фантастическую ситуацию, что кто-то не читал «Черновик». Но эти люди тоже пойдут в кино. Соответственно, вот для таких новичков, кто не читал «Черновик», но собирается на него в кинозал, давайте сделаем авторскую аннотацию.

«Черновик» — это история про миры, которые могли бы быть нашими. Про миры, в которых мы могли бы жить. В «Черновике» главный герой становится своего рода таможенником на границе между мирами и видит различные варианты того, каким был бы мир, Земля, Россия в какой-то другой, альтернативной реальности. Ну, это если брать фантастическую составляющую. А если говорить собственно о сюжете, то это, конечно, история о поиске места в жизни, о том, что человек должен сделать в мире, о том, может ли он чем-то пожертвовать, и о том, наверное, что он готов совершить, чтобы своё право на место в жизни отстоять.

© Кадр из фильма «Черновик»

Но вы сейчас, в первую очередь, говорите о «Черновике», который написали вы. Все-таки, несмотря на то, что вы читали сценарий фильма, его писали профессиональные сценаристы, и ещё во время съемочного процесса режиссёр Сергей Мокрицкий своим визуальным языком этот сценарий корректировал. Согласны ли вы с тем списком миров, которые Сергей решил оставить?

На самом деле, это ключевые миры. Эти миры есть и в книге, они немного, может быть, трансформировались, но это требования кинематографа. Кинематограф требует большей визуализации, яркости. Только так можно показать Москву в различных её ипостасях. Москву живую, но при этом совершенно иную, странную, непривычную, и Москву выморочную, мёртвую, покинутую. Это все очень интересно. На самом деле, я, когда посмотрел, подумал: я мог бы сделать это в книге точно так же. Мне подход понравился, честно говоря, он ничего не испортил. С трактовкой я согласен абсолютно. Только один мир, Нирвану, я бы не стал делать так «в лоб», таким узнаваемым, но это уже подход режиссёра. А что касается усиленной линии любовной, мелодраматической, ну, это тоже правильно для кино. Фантастика сама по себе больше фокусируется на приключениях духа, на приключениях тела, в то время как кино все-таки всегда должно отдавать должное именно приключениям сердца. То есть любви, поиску любви. Эти изменения я принял достаточно легко, потому что они не отменяют главного. То есть сюжет книги сохранился.

Когда я читала «Черновик», а недавно ещё и посмотрела, я ощутила, что вы довольно жёстко сообщаете всем нам: люди, для того, чтобы стать полноценным человеком, вам нужно сначала разобраться, в чем ваш функционал. Насколько эта трактовка вообще правильная?

Я думаю, что эта трактовка единственно верная. Потому что поиск себя, поиск целей жизни, смысла жизни — это то, чем каждый человек рано или поздно занимается. Некоторые занимаются этим всю жизнь и они находят себя уже в очень зрелом возрасте, некоторым везёт и они находят себя рано, в юном возрасте. Но поиск себя, поиск своего предназначения — это одна из основных забав нашей жизни человеческой.

Действительно веселое приключение: вот тебе уже 20, 30, 40, 50, а ты никак не можешь понять, чем же хочешь заниматься по жизни…

Ну, знаете, есть огромное количество писателей, которые начали писать в 40, 50, 60 лет. Есть люди, которые открывают в себе способности художника, способности музыканта уже в зрелом возрасте. Мы можем переживать, что они не открыли себя раньше, но с другой стороны, может это был необходимый путь, через который они прошли, чтобы найти себя. Тут нельзя сказать, рано это или поздно. Это в любом случае должно случиться с человеком.

Тем не менее Кирилл - это все-таки молодой парень. То есть ему вы даёте шанс на жизнь с определённостью?

Вы знаете, мне кажется, сейчас такая молодежь, которая ищет себя активнее и находит себя раньше. Последние, может быть, десятилетия она нас к этому приучает. Поиск себя стал вообще какой-то необходимой вещью. Реализоваться значит жить. Времени на раскачку становится меньше. Я бы сказал так, что сам темп жизни у нас ускорился, и он заставляет нас тоже ускорятся.

© Кадр из фильма «Черновик»

Чем интересен «Черновик» в контексте поиска себя, он предлагает пространство для ошибок. Вы в каждом из миров простраиваете целый путь потенциально возможного развития нашей страны. Вам какой из этих путей, ну, если не ближе, то наиболее симпатичен? Какой, может быть, из них легче всего написался?

Вы знаете, на самом деле очень интересно было писать Аркан, тот мир, который, скажем так, считает себя главным. Он считает себя первым, забывая, что до единицы всегда был ещё ноль. Но это, надеюсь, однажды будет показано в фильме «Чистовик». Я надеюсь, что он тоже будет. Если говорить о каком-то моем личном подходе, знаете, я бы выбрал наш мир, потому что он, на самом деле, включает все возможные линии развития в наибольшей мере.

Если я не ошибаюсь, а я сейчас точно ошибусь, «Черновик» был написан больше 10 лет назад.

2004 - 2005, да, где-то так.

Фильм выходит только сейчас, в 2018 году. Соответственно, тот самый современный мир, о котором вы тогда писали и в котором мы с вами живем, в фильме принимает поправку на эти прошедшие 13 лет. Насколько эта поправка значительна? И насколько «Черновик» без поправок оказался актуальным?

Сергей Лукьяненко: Знаете, тут основная трансформация, я думал над этим для себя, трансформация действительно коснулась, наверное, только главного героя. Потому что в книге Кирилл был таким человеком 2004 года, достаточно небрежно относящимся к миру вокруг себя, не имеющий какого-то определённого плана жизни, цели. В книге он работал менеджером, был таким ничем не интересующимся человеком. В фильме он стал более целеустремленным, у него есть своя цель, мечты, любовь, все есть. И это, на самом деле, отражение того, что произошло с нашей жизнью за эти годы. Вот я уже говорил, что молодёжь стала куда более целеустремлённой, куда более деятельной. Раньше понимая, кто кем хочет стать. Это в фильме и отражено, и это как раз-таки неплохо. И понравилась такая перекличка его функционала с его работой. То есть Кирилл создавал миры для компьютерной игры. А теперь он создаёт, ну, не миры, но проходы в другие миры. То есть работа отразилась в его новой жизни.

Когда встречались с вами на съёмочной площадке, вы мне показывали некоторые комментарии из вашего Живого Журнала по поводу кастинга. Но сейчас, когда фильм уже готов к выходу в прокат, вы по-прежнему согласны с тем, что актёр Никита Волков в образе Кирилла - это удачный выбор?

Мне очень понравилось, как он играет. На самом деле, тот Кирилл, из книги, был немного другой, а тот, который в фильме, более современный. И его Никита сыграл великолепно. Он такой совершенно увлечённый человек. Он погружался в этот мир. Скажем так, он даже не играл, он жил, мне это очень нравится.

А самое главное, он реально выглядит, как парень из 2018 года. И выйди экранизация тогда, 10 лет назад, сразу после книги, Кирилла должен был бы исполнить совершенно другой человек, той эпохи.

Ну, был бы Хабенский снова. (смеётся) Никита действительно такой современный типажный актёр. Была совершенно смешная история. Одновременно с тем, как его позвали на «Черновик», его позвали на роль главного героя в другом проекте по другой моей книге, «Застава». Там проект пока только на стадии старта, но суть в том, что Никита, получается, попал и в тот, и в другой типаж. Ему пришлось отказаться в пользу «Черновика». Ну, не может же он играть в двух фильмах по Лукьяненко героя, попадающего в иные миры. (улыбаясь, разводит руками)

Вот, кстати, не получается ли, что «Черновик» запустил цепочку внимания кинематографистов к вашим остальным книгам?

Сергей Лукьяненко: Скажем так, это происходит параллельно. Насколько я понимаю, съёмки второго проекта тоже стартуют в этом году. И надеюсь, получится интересное кино, называться оно будет «Центрум». Там будет много интересных миров и приключений. История при этом совсем другая, но взгляд на наш мир «со стороны» в ней тоже есть. Другой проект, который сейчас на стадии завершения сценарной работы – это сериал по книге «Кваzи». Там иных миров нет, там мир наш, но очень изменившийся…

© Кадр из фильма «Черновик»

Тоже будете участвовать в съемках? Потому что ваше камео в «Черновике» — это что-то! Такой вброс для своих.

На «Центруме» я работал и над сценарием, на самом деле. Собственно говоря, я как раз не работал над «Черновиком» во многом от того, что был занят другими сценарными проектами. А камео - с удовольствием! Во всяком случае попрошусь.

Расскажите, как вы снимали камео в «Черновике». Простите за спойлер, читатели, в этом камео появляется не только Сергей Лукьяненко, но и ещё один примечательный человек. Кто именно, вы увидите. Но поверьте, эту сцену вы не забудете.

Да, там хорошее камео. Я хотел, как и в «Дневном дозоре», сыграть крошечный эпизодик, и к моей радости у режиссера тоже эта мысль возникла. Я могу заспойлерить дальше: Сергей Мокрицкий предложил нам вдвоем сыграть двух добрых самаритян, которые помогают Кириллу, когда тот попадает в трудную ситуацию. И мы снимали эту сцену в метро: вываливающегося из вагона, почти умирающего Кирилла мы подхватывали, помогали ему, давали попить водички. По-моему, это очень такая хорошая шутка, что автор фильма и автор книги спасают своего героя. Мы снимали на «Университете», там было много дублей. Кирилл, то есть Никита, очень натурально падал, мы его тащили на себе, а он парень крепкий, увесистый. К вечеру просто почувствовал, что рука вся оттянута. Но было жутко интересно: народ не совсем понимал, некоторые так поглядывали, очень неодобрительно, что это с человеком, до чего молодежь себя доводит, что уже помогают какие-то люди пройти несколько метров.

Да, какие то бородатые дядьки…

Да, дядьки спасают, а какая-то бабушка на это очень неодобрительно реагировала: «Ай-яй-яй, ну что ж ты с самого утра так…»

Сразу же, когда я увидела этот эпизод, мне в голову пришла мысль для потенциальной рецензии: эта сцена, по сути, является своеобразным символом одобрения, вашего одобрения этой экранизации.

Сергей Лукьяненко: У меня действительно опасения определённые были именно по той причине, что я не сам работал над сценарием. Наткнувшись на матрешек, я испугался так же, как испугались многие зрители, увидев трейлер. Но когда я посмотрел весь фильм, у меня так отлегло от души. Оказалось, что это все-таки мой сюжет, мой «Черновик». Да, преломленный режиссером, рассказанный другим человеком, но рассказана та же самая история.

У вас ещё одна, скажем так, тайная звезда. Присутствует в фильме Леонид Агутин, который не просто отдал одну из старых своих песен в качестве саундтрека, но и сочинил новую. Я недавно с ним общалась, и он сказал, что хотел бы с вами подружиться, потому что у него есть ощущение, что вы «из одной Москвы». Насколько вам нравится то, что Леонид сделал для фильма?

Мне очень приятно, мне на самом деле понравилось. Я благодарен, что при всей загруженности, Леонид смог поучаствовать в проекте, написать для него, по-моему, очень хорошую песню. Я надеюсь, что мы как-то и дальше будем сотрудничать.

Вы говорите, что уверены в «Черновике» как в фильме, а книгу так и вовсе обожают миллионы. Но вместе с тем вы не скрываете своего волнения, как его примет публика. Небольшое противоречие в этом.

Понимаете, когда я пишу книжку, я один на один с книгой, с текстом, с читателем, на самом деле. И если это моя ошибка, моя неудача — то это только моя неудача. А здесь все равно работало огромное количество людей. Режиссеры, звукорежиссёры, операторы, продюсеры, актеры. Такое количество сил в этом задействовано. Из-за этого возникает желание, чтобы это все сработало, чтобы ничего не подвело, и даже если ты видишь, что все вроде как удалось, до последнего нервничаешь. Пока не увидишь, что люди идут в кино, что они выходят из зала довольные. Вот тогда отпускает, ты понимаешь, что все здорово. Очень жду премьеру, очень жду начала показов. Надеюсь и верю, что зритель действительно полюбит фильм.

© Кадр из фильма «Черновик»

Ни для кого не спойлер, что существует книга «Чистовик», и Сергей Мокрицкий совершенно справедливо оставляет финал открытым. Соответственно, готовы ли вы принять более активное участие в работе над кинопродолжением?

Я не просто готов, я буду даже об этом всячески просить, потому что мы, по-моему, в итоге хорошо поняли друг друга с режиссером, у нас совпали во многом представления о том, как что делается. Я думаю, если будет работа над продолжением, то мы сработаемся.

Есть «Черновик», есть «Чистовик», то есть дальше должно быть «Подарочное издание»?

Я планировал и до сих пор планирую трилогию. Думаю, что эта история будет заканчиваться ещё одной книгой. У меня даже есть вариант названия — «Набело». Но написана она только пока в голове. Надеюсь, что это все сложится: и второй фильм, и третья книга. В российском прокате с 25 мая 2018 года.

Купить билеты на фильм "Черновик".