С потомком вице-адмирала Корнилова на могиле произошла мистическая история
Жюри определило победителей XIV Севастопольского международного фестиваля документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе». Кому из участников из 30 стран достались престижные призы и награды, — в репортаже спецкора «КВ». Участники фестиваля со слезами на глазах прощались с гостеприимным городом – героем Севастополем. 78-летнему Димитрию Корнилову, кто представлял на фестивале французский документальный фильм Александра Муакса «Альбатрос» о вкладе иммигрантов – белогвардейцев во французскую культуру, впервые удалось побывать на могиле своего знаменитого предка. Прах героя Крымской войны, вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова, находится в усыпальнице Владимирского Собора Севастополя, где похоронены русские флотоводцы Михаил Лазарев, Владимир Истомин и Павел Нахимов. Потомок вице – адмирала в шестом поколении, признался «КВ»: «Во Владимирском соборе со мной произошла мистическая история. Перед глазами вдруг встали дедушка с бабушкой, которые во время революции покинули Россию на одном из последних пароходов, который уходил из Одессы. Я будто перенесся в другое время и пространство. Увидел себя маленьким. Мои предки осели в Париже. Во Франции им пришлось нелегко. Дедушка, морской офицер Сергей Корнилов, кто за подвиги в Дарданелльской операции 1915 года был награжден орденом Святого Георгия, орденом Почетного легиона и английским Крестом Виктории, зарабатывал тем, что организовывал во Франции экскурсии для своих соотечественников. Блестяще образованная бабушка, знавшая несколько языков, вынуждена была работать кухаркой. Они потеряли Родину, но сохранили ее в своем сердце. Мой отец, Евгений Корнилов, ходил в русскую школу. Они поженились с мамой, когда ей было 18 лет. Несмотря на то, что в 23 года у нее уже было трое детей, она стала любимой манекенщицей Кристиана Диора и оставалась ею целое десятилетие. Ее звали Елена, на французский манер – Элен. Я до 10 лет учился в русской школе, потом перешел во французскую. Впоследствии работал управляющим в филиале одной из крупных компаний. Париж для меня – родной город, но в Севастополе меня не покидает волнение, ощущение такое, что я знал этот город очень давно. Ко мне на улице подходят незнакомые люди, чтобы пожать руку, поприветствовать, только потому, что я ношу фамилию Корнилов. Здесь бережно хранят память о моем предке, адмирале Владимире Корнилове, кто был первым руководителем обороны Севастополя. Димитрий Корнилов признается, что очень горд был представить на фестивале документальный фильм о вкладе «белых русских» в культуру Франции. Гость напомнил, что первая киностудия в начале 20-х годов во Франции была основана русскими эмигрантами. Она была названа «Альбатросом» по аналогии с птицей, которая вынуждена была искать новое пристанище. Как только была объявлена национализация кинопромышленности, русские кинопредприниматели погрузили на корабль и вывезли из Ялты камеры, коробки с кинопленкой, костюмы и декорации. А вскоре в пригороде Парижа, в Монтрейе, начала работать киностудия, которую вскоре окрестили «Голливуд на Сене». Русские эмигранты стали родоначальниками французского кинематографа, обеспечив ему мировое признание. «Цена золотой медали, день кардиохирурга, история сербского снайпера – добровольца» А Гран-при фестиваля получил документальный фильм Марты Прус «За гранью возможного» (Польша, Финляндия, Германия). В основе ленты — личностная драма, снятая в спортивной среде. Автор предлагает заглянуть в мир художественной гимнастики, который ей самой хорошо знаком. Режиссер сама около семи лет занималась этим видом спорта, участвовала в национальных соревнованиях. И, как сама уверяет Марта Прус, снимала фильм, прежде всего, о личностях. В картине три главные героини: талантливая, харизматичная гимнастка Маргарита Мамун (наполовину русская, наполовину бенгалка) и прославленные тренеры российской сборной — Амина Зарипова и Ирина Винер. По драматизму этот фильм можно приравнять к игровому кино. В картине нет интервью. Невидимая камера просто следит за героями на тренировках и в жизни. В период подготовки к летним Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро в 2016 году Маргарита Мамун узнает, что у ее отца, морского офицера, обнаружили рак. Кого – то может покоробить жестокий и даже деспотичный подход тренеров к юной спортсменке, но именно это и помогло в той непростой ситуации Маргарите Мамун сосредоточиться на своих результатах. В Рио она выиграла золотую медаль в личном многоборье. Отец успел подержать в руках ее награду, а на следующий день его не стало. -Это очень трогательная, напряженная история, — говорит председатель жюри конкурса документальных фильмов Наталья Гугуева. – Она была показана в первый день фестиваля, и оказалась настолько цельной, что все члены жюри отметили ее, как кандидата на победу. Фильм смотрится на одном дыхании. Тренеры, с одной стороны, любят гимнастку, с другой – держат в жестком напряжении. В программе было представлено очень много фильмов о войне. Но здесь тоже показана победа, победа над собой. В фильме очень хорошо сделан изобразительный ряд. Недаром этой картине также достался приз — за лучшую операторскую работу имени Анатолия Головни. (Оператором на картине работал Адам Себастиан Сузин). -Хорошо, когда воюют на экране, в спорте, а не в жизни. Этим этот фильм и селен, — говорит, в свою очередь, член жюри Арко Окко из Эстонии. — Мир большого спорта очень жесткий и даже жестокий. Но это борьба была снята очень красиво. Героиня побеждает на олимпиаде и теряет отца. Это и есть жизнь. Без прикрас и купюр. История показана очень мастерски. Лучшим полнометражным фильмом в конкурсе документальных фильмов стала картина Армена Хачатряна «Последнее желание» (Армения). Автор рассказал о сирийских армянах, бежавших от войны и нашедших пристанище в Армении. Приз – «За лучший короткометражный фильм» был вручен Павлу Фаттахутдинову и Георгию Негашеву за фильм «Письма с войны» (Россия). В основе сценария – история двух женщин. Обе потеряли в войну мужей, одна – в Великую Отечественную, другая – в Афганскую. Каждой из них судьба отпустила только несколько дней счастья. Зрителям, которые вместе с героинями перечитывают письма с фронта, открывается история любви, которую овдовевшие женщины пронесли через всю жизнь. Приз «За лучшую сценарную работа» был вручен документальной картине Андрея Осипова «Восточный фронт». Фильм показывает войну глазами немецких солдат. Картина была полностью собрана из трофейных материалов кинохроники Германии 30-50-х годов. Автор показал, как менялось немецкое общество с приходом фашизма и его полным разгромом. Приз имени Владислава Микоши (именитого фронтового кинооператора, капитана третьего ранга) получила документальная лента Ольги Шектер «Война снайпера» (США, Украина). В фильме рассказывается история сербского добровольца Деяна Берича, который ведет в Донбассе свою войну. Автор рассуждает – кто же на самом деле человек с позывным «Деки» — жертва обстоятельств, борец за справедливость или хладнокровный убийца? Нам удалось задать автору несколько вопросов. — Ольга, как вы оказались на Донбассе? — Я родилась в Москве, потом папу, как представителя крупной авиакомпании, направили на работу в Штаты. Так я оказалась в Америке. Училась там, изучала политологию, науку об окружающей среде в Нью-Йоркском университете, работала журналистом, мне всегда были интересны отношения между Россией и Америкой. В 2014 году, когда Украина оказалась в центре раскола между нашими странами, я заканчивала киноакадемию в Нью-Йорке. Мне нужно было снять выпускной фильм. Естественно, мне стала интересна тема Донбасса. Потому что, образно говоря, также, как Украина, я разделена между Западом и Востоком. Первым потрясением было, когда в центре Донецка, во время бомбежки, на наших глазах, погибли мирные люди. — Как вы нашли героя фильма — Деяна Берича? — Мне помог один из американских волонтеров. Он сказал: «Это герой, которого ты ищешь». Но изначально мы снимали историю четырех людей, которые воюют на Донбассе, в том числе — добровольцев из Австралии и Словакии. Отсняли 700 часов пленки. Но в результате, остался один Деки. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить его, что я не американская шпионка. Мы снимали три года. И, наконец, он начал мне доверять и брать на передовую. Деки хотел, чтобы мир узнал его правду об этой войне. — Как американцы восприняли фильм? — Он вызвал большой интерес в Штатах. Меня благодарили, что я показала другую сторону конфликта. Наш фильм участвовал в 17 кинофестивалях, завоевал ряд призов. Негативных отзывов о самом фильме не было. Но на главного героя картины в Америке смотрят по – другому. Если в России для многих Деяна — герой, для американцев он — преступник. Они рассматривают его, как продукт определенных исторических событий, которые сформировали его мировоззрение. (Имеется в виду военная операция НАТО против Югославии в 1999 году, когда во время бомбардировок погибло свыше 1 700 человек, в том числе почти 400 детей, большинство из которых — сербы). Фильму «Война снайпера» достался также Приз прессы. Специальный приз жюри – «За многогранность в изображении человека – творца» получил Евгений Галынкин, который представил на фестивале документальный фильм «Все хотят жить вечно». В центре картины – доктор медицинских наук, кардиохирург Михаил Алшибая. -Если спросите меня, о чем мой фильм? Отвечу, что не знаю. Я знаю, зачем снимал картину. Это моя благодарность врачам, которые не раз меня спасали, а я даже не знаю их имен, — говорит автор. — Психологические и физические нагрузки у кардиохирургов, порой, как у космонавтов. Каждый из врачей сам выбирает специализацию. Мой герой говорит: «То, что ниже живота, мне не интересно, а вот сердце – это красиво». Я попытался проследить, как эти люди себя сохраняют, какую цену платят, чтобы продлить нашу жизнь. Мой герой выкладываются в операционной по – полной, а, сняв перчатки, превращается в очаровательного раздолбая. «Русские в Харбине, война с памятниками и возрождение Ансамбля имени Александрова» Не менее интересной была программа Международного телевизионного конкурса. Лучшим телевизионным фильмом была признана лента Дарины Умновой «Три секунды». В фильме рассказывается о победе сборной Советского Союза по баскетболу на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене. Исход встречи был решен на последних трех секундах. Они также изменили и историю баскетбола. Приз «За лучший документальный сериал» был вручен режиссеру Владимиру Луцкому за цикл фильмов «Хроника Минского гетто — 3. Рожденные дважды» (Белоруссия). Фашисты во время войны рассчитывали, что им удастся разжечь у населения Белоруссии ненависть к евреям. Немцы были уверены, что местные жители ради награды или из страха сами с ними расправятся. Предателей было единицы. Подавляющее большинство белорусов, рискуя жизнью, помогало жертвам нацизма. Многие из них потом были удостоены звания Праведников народов мира. Приз «За лучший телевизионный очерк» получил Иван Твердовский, представивший на суд зрителей и жюри картину «Ульянов против Ульянова». Приз «За лучшую программу (фильм) о культуре имени Святослава Бэлзы» достался авторам картины «Ансамбль Александрова. Возвращение на сцену» (режиссеры Расим Полоскин, Игорь Левин). В авиакатастрофе 25 декабря 2016 года погиб весь хор прославленного коллектива. За месяц старейшим артистам и хормейстерам ансамбля удалось из тысячи музыкантов, оперных певцов и танцоров отобрать самых талантливых и возродить коллектив. Удивительно, но приз программы «Военная тайна» — «За лучший телепроект, посвященный отечественной истории» получили Цюй Хунъюй, Ху Шулин, Ван Чжэн, Ма Юе за фильм «Харбин – родина навсегда в сердце». Авторы рассказали о судьбе русских эмигрантов, которые со строительством Китайско-Восточной железной дороги оказались в Харбине. В результате образовалась городская культура, вобравшая в себя китайские и русские компоненты. Приз имени Джеммы Фирсовой – «За лучшую социально-философскую телевизионную работу» получила лента Игоря Холодкова «Память». В картине рассказывается, как люди из разных странах по – разному относятся к памятникам и погребениям советским воинам. И что на самом деле стоит за фальсификацией истории Второй Мировой войны. Источник