Как внезапная смена режиссера сказывается на фильмах
24 мая в прокат выходит «Хан Соло: Звездные войны. Истории», чье производство не обошлось без скандала: постановщиков Фила Лорда и Криса Миллера пинком выгнали из далекой-далекой галактики в разгар съемок, заменив Роном Ховардом. Киноафиша вспомнила другие подобные казусы, а также их причины и последствия.
Поводы для преждевременных расставаний с режиссерами встречаются самые разные. Назначение молодого Стэнли Кубрика на историческую драму «Спартак» (1960) вместо Энтони Манна предрешил каприз звезды Кирка Дугласа. Отвечавший за съемки вестерна «Джоси Уэйлс – человек вне закона» (1976) Филип Кауфман позвал на свидание актрису Сондру Лок, что стоило ему работы. Аналогичное приглашение барышня получила от исполнителя главной роли Клинта Иствуда, и тот быстро устранил соперника, взяв командование на площадке на себя. Режиссерскую Гильдию такое поведение возмутило, и с тех пор лицедеям запрещено увольнять постановщиков и узурпировать их место. Гильермо дель Торо попросту не дождался, когда «Хоббиту» дадут зеленый свет. Его волей Средиземье заселилось бы чудовищами, словно из «Лабиринта Фавна», воплощенными за счет пластического грима и аниматроники, а не компьютерной графики.
Это не те режиссеры, которых вы ищете
Как правило, режиссеров выставляют за дверь банально из-за творческих разногласий, хотя обычно продюсеры стараются решить все вопросы до того, как прозвучит сигнал «Мотор!». Глава LucasFilm Кэтлин Кеннеди до последнего надеялась, что ей удастся обуздать перспективную парочку в лице Лорда и Миллера. Их дуэт оказался не особо покорным: парни вечно жаловались, что их торопят и мешают самовыражаться. Работая в неспешном, комедийном и импровизационном ключе, они надеялись нащупать свежий тон а-ля «Стражи Галактики». Поощряя актерские экспромты, Фил и Крис вводили сотни людей на площадке в ступор, а сценариста Лоуренса Кэздана – в бешенство (тот хотел, чтобы его драгоценные реплики воспроизводились слово в слово).
Кеннеди даже пыталась закрепить недовольного драматурга в качестве теневого режиссера, который бы негласно направлял фильм в необходимое русло. Схожий трюк она уже проворачивала в другой сольной картине по «Звездным войнам»: в «Изгое один» сценарист Тони Гилрой подчищал огрехи неопытного Гарета Эдвардса на пересъемках (в частности, концовку заменили на более кровожадную, когда продюсеры удостоверились, что Disney не настаивает на хэппи-энде). Однако Лорд и Миллер уперлись рогом, и их потеснил Рон Ховард, которому принадлежит 70% итогового материала. Матерый режиссер на контрасте действовал предельно решительно и по старинке, имитируя дух оригинальной трилогии.
В конечном счете, «Хан Соло» легко отделался. Пусть кино о легендарном контрабандисте получилось старомодным, ностальгическим и довольно стандартным, оно подкупает отсутствием пафоса и духом приключений.
С супергероями шутки плохи
«Лиге справедливости», супергероическому блокбастеру-солянке по комиксам DC, повезло куда меньше. По одним данным Зак Снайдер покинул режиссерский пост из-за трагедии в семье, по другим – его уволили, поскольку черновые версии фильма вселяли ужас. В этом смысле финальный продукт от вызванного на замену Джосса Уидона мало чем отличается. Подражания конкурентам из Marvel в виде участившихся шуточек не спасли положения. В результате фанаты массово подписывают петиции с требованиями выпустить версию от Снайдера, которая, вероятно, не лучше (см. «Бэтмен против Супермена»), но зато наверняка сурова и мрачна.
История циклична: нечто похожее приключалось с «Суперменом 2» (1980). Ричард Доннер снимал две части одновременно, но от его услуг отказались, когда сиквел был готов на 75%. Продюсеры хотели сделать продолжение веселее и глупее, с чем им охотно помог постановщик Ричард Лестер. Незаконченная, но более серьезная и внятная версия Доннера тоже увидела свет – правда, лишь в 2006 году.
Два фильма в одном и шесть режиссеров оптом
Весьма курьезны мытарства ужастика «Изгоняющий дьявола: Начало» (2004). Студию Morgan Creek совершенно не воодушевила $30-миллионная картина, которую состряпал для них Пол Шредер. Удрученные продюсеры предпочли положить ее на полку и выделить еще $50 млн. режиссеру Ренни Харлину, чтобы он снял тот же самый сюжет с почти теми же актерами, только пострашнее. Когда новая версия благополучно опозорилась в прокате и среди критиков, студия от отчаяния выпустила первоначальную вариацию под названием «Изгоняющий дьявола: Приквел» (2005) на DVD. Большой вопрос, какая из них хуже, но судьба у них одинаково бесславная.
Тем не менее, пертурбации на режиссерском посту далеко не всегда предвещают катастрофу. Сейчас «Волшебник страны Оз» (1939) – классика мирового кино, но на свет он рождался в первозданном хаосе. По сравнению с тем, сколько раз переписывался сценарий (поначалу планировалось отказаться от сказочных элементов – Железный Дровосек, например, был просто бессердечным преступником, заточенным в оловянный костюм за свои грехи), количество режиссеров у фильма довольно скромное: всего 6 штук. Норман Торог проконтролировал несколько цветных тестов, прежде чем к съемкам приступил Ричард Торп, который проработал целых две недели. Продюсер Мервин ЛеРой решил, что тот слишком торопит постановку, и усадил в режиссерское кресло Джорджа Кьюкора. Последний переосмыслил концепцию картины и подобрал более естественный образ для Дороти, после чего отчалил снимать «Унесенных ветром» – другую многострадальную, но знаковую ленту. За режиссерский рупор ухватился Виктор Флеминг и героически продержался почти до самого конца, но в итоге тоже укатил, вы не поверите, доделывать «Унесенных ветром» (там умаявшемуся постановщику вновь чуть-чуть не хватило выносливости – на финише его подменял Сэм Вуд). В завершающие недели «Волшебника страны Оз» доводил до ума Кинг Видор, а на досъемках – сам продюсер ЛеРой. В титрах, впрочем, красуется фамилия Флеминга, как человека, потратившего больше всех сил.
Криминальный боевик «Гнев» (1986) с Бертом Рейнолдсом тасовал режиссеров столь же расточительно, но шестеро бедолаг почему-то шедевра из себя так и не вымучили.
Фигура постановщика традиционно считается определяющей в кинопроизводстве, однако прямая зависимость между качеством фильма и сменой режиссера наблюдается далеко не всегда. Чехарда на главном посту наносит в основном репутационный ущерб, поскольку у зрителей складывается ощущение, что кинематографисты не знают, что делают. В голливудском же конвейере, где над каждым проектом корпят сотни людей, авторский голос как будто бы теряет свою значимость – большее значение имеет уровень материала и отлаженность различных цехов.