Войти в почту

«В России царит хаос»

Изначально не планировалось, что фильм «Айка» отправят на кинофестиваль, прежде чем он будет полностью готов. В фильме рассказывается о молодой киргизской женщине, которая переезжает в Россию в поисках лучшей жизни. Она беременеет и после родов оставляет сына в больнице. «Я хотел понять, перед каким выбором встает беременная женщина, приехавшая на заработки, и почему. Возможность исследовать, как природа изменяет тело, и посмотреть, будет ли она заботиться о ребенке — вот что привлекало меня», — говорит режиссер Сергей Дворцевой. Когда «Свенска Дагбладет» приехала на место съемок в лесу, съемочная команда теснилась в студии, изображающей ветеринарную клинику. Фильм еще не был готов. Ассистент как попало втаскивает взятых напрокат кошек и собак. Все доделывается в последний момент. Премьера в Каннах состоялась 18 мая. Съемочная группа работала и жила вместе почти пять лет. Большинство из них были уверены, что фильм будет завершен лишь в следующем году. «Мы можем показаться сектой, если человек не понимает, что мы делаем. Сейчас все почти закончено», — говорит режиссер, хлебая суп. Сергей Дворцевой предпочитает работать с мигрантами и «обычными людьми», а не с профессиональными актерами. Так все получается более живым. «В России царит хаос. Мигранты у нас всегда оказываются в более уязвимом положении. Их не замечают, они живут на окраине общества», — говорит Сергей Дворцевой. Исполнительница главной роди Самал Еслямова — одна из немногих профессиональных актеров в этом фильме. Прежде она уже играла главную роль в фильме Дворцевого «Тюльпан», который выиграл в престижной номинации «Особый взгляд» Каннах в 2008 году. У Сергея Дворцевого — особый стиль, он предпочитает приемы документальных съемок, даже когда снимает игровой фильм. «Я не пишу фильмы. Документальный рассказ с живыми людьми делает фильм лучше. Мы все репетируем перед каждой сценой. Я собираю все на маленькую камеру, чтобы добавить движения и нащупать суть». Между съемками эпизодов он рассказывает, что высоко оценивает «Квадрат» Рубена Эстлунда (Ruben Östlund) и работы Ингмара Бергмана. «Когда ты один и думаешь о режиссерах вроде Бергмана, которые решали проблемы гораздо большие, чем стоят перед тобой, ты черпаешь в этом энергию. Это как будто внушает уверенность». В советские времена кинематографисты были под влиянием не только государственной цензуры, но и самоцензуры, как, например, известный русский кинорежиссер Андрей Тарковский. Самоцензура существует и до сих пор, и не только в отношении финансируемых кем-то фильмов. К ней прибегают и сами режиссеры, мешая спокойно развиваться собственному повествованию, говорили режиссеры, с которыми журналисты «Свенска Дагбладет» встречалась в России. Но Сергей Дворцевой и в этом вопросе идет против течения. Он не может работать по-другому, он должен, по его собственным словам, все решать сам. «Ведь когда занимаешься самоцензурой, становишься пропагандистом, хотя и немного в другом смысле. Тогда хорошего фильма не получится», — говорит Сергей Дворцевой.

«В России царит хаос»
© ИноСМИ