Войти в почту

Работа каскадёра: безопасность превыше всего

Как эволюционировала профессия исполнителя трюков в кино. Совсем недавно прогремел скандал вокруг смерти каскадёрши Джой Харрис на съёмках второй части «Дэдпула». Многие пользователи соцсетей призывали бойкотировать фильм, ссылаясь на то, что никакое произведение не стоит человеческой жизни. СМИ снова подняли вопрос о том, насколько обоснован подобный риск и что можно сделать, чтобы его уменьшить. Разберёмся, как на протяжении века деятели индустрии кино пытались облегчить жизнь каскадёрам: с помощью ли новых изобретений, правил съёмки или повышения личной квалификации. Предупреждён — значит, вооружён На заре кинематографа, в начале прошлого века, профессии каскадёра как таковой не существовало. Тогда, если режиссёрам и продюсерам требовались исполнители для экстремальных сцен, они брали людей буквально с улицы. В то время кино было чем-то диковинным, так что найти отчаянного сорвиголову, готового упасть с коня на полном ходу или посидеть на металлической балке на высоте небоскрёба, было несложно. Причём добровольцы соглашались выполнять подобные трюки абсолютно бесплатно. Сама идея того, что они попадут в «движущиеся картинки», уже была для них достаточной мотивацией. Первый задокументированный случай оплаченного каскадёрского трюка произошёл лишь в 1908 году — тогда на съёмках фильма «Граф Монте-Кристо» неизвестному акробату заплатили пять долларов за прыжок со скалы в море Никаких страховок и защиты у каскадёров тех времён не было — смельчаки могли надеяться только на собственный опыт и умения. Потому первыми «трюкачами» в кино становились бывшие цирковые артисты и ковбои, вынужденные после заката эпохи Дикого Запада массово искать новую работу. Одним из таких был Фрэнк Хэнэуэй — человек, который считается первым в истории каскадёром-дублёром. Он начал карьеру в 1903 году в фильме «Великое ограбление поезда» и прославился тем, что научился падать с лошади, оставаясь полностью невредимым. Фрэнк Хэнэуэй в фильме «Великое ограбление поезда» До появления звукового кино сложные каскадёрские трюки чаще всего можно было увидеть в слэпстик-комедиях, причём выполняли их обычно сами актёры. Комики вроде Бастера Китона и Гарольда Ллойда как раз и прославились визуальным юмором, построенном на акробатических приёмах. Вариацию этого гэга Бастера Китона вы наверняка не раз видели в других фильмах Именно Гарри Ллойд в фильме «Наконец в безопасности!» 1929 года совершил первый трюк, при подготовке к которому использовались различные меры безопасности. По сюжету, персонаж Ллойда взбирается на стену отеля «Атлантик» в Лос-Анджелесе. Несмотря на то, что снимали трюк на вполне реальных высотах, создатели фильма впервые в истории приняли ряд предосторожностей: под актёром спрятали платформу с мягким матрасом, под одеждой был мягкий корсет, а самого Ллойда прикрепили к зданию скрытой верёвкой. Правда, сделали авторы это вовсе не из соображений безопасности или боязни травмировать главного актёра. Гарри Ллойд собирался выполнять трюк «по-старинке», без страховки, но городские комиссары Лос-Анджелеса в таком случае попросту бы не дали ему разрешение на съёмки. Получается, в каком-то смысле каскадёрское ремесло в его нынешнем виде обязано своим существованием городским службам. После съёмок Гарри Ллойд решил проверить, что случилось бы, сорвись он с крыши без страховки. Он сделал манекен, сбросил его со здания — и с тех пор без страховки не снимался Настоящий переворот в профессии каскадёров случился в 30-х, когда голливудские продюсеры окончательно поняли закономерность между доходами от фильмов и наличием в них тех или иных актёров. Началась Золотая эпоха Голливуда, а вместе с ней родилось понятие «кинозвезды». Актёров начали беречь, в связи с чем появились «дублёры» — люди, подменявшие «звёзд» в самых опасных сценах. Самым видным представителем этой «новой волны» каскадёров стал Якима Канутт — бывший чемпион родео, который успел поработать дублёром Кларка Гейбла и Джона Уэйна, а затем и сам занялся постановкой экшен-сцен. Канутт в своё время даже работал со Стэнли Кубриком — помогал ему с постановкой батальных сцен в «Спартаке» Вместе с учениками Канутт изобрёл специальное L-образное стремя, благодаря которому каскадёры могли падать с лошадей, не боясь запутаться в стремени и попасть под копыта. Также он придумал систему, позволившую режиссёрам снимать натуралистичные кадры столкновения повозок, не подвергая риску съёмочную группу. Его изобретения снизили риск для каскадёров, особенно для тех, кто работал в невероятно популярном тогда жанре вестерна. Они значительно уменьшили число несчастных случаев на съёмках и позволили кинематографистам экономить время и деньги. Продюсеры поняли, что безопасность съёмочной команды выгодна и им, ведь любые травмы на площадке обязательно приводили к производственному застою и прочим неприятным издержкам. За свой вклад в кинематограф в 1967 году Якима Каннут получил почётный «Оскар» Индустрия с тех пор активно двигалась в сторону обеспечения безопасности исполнителей трюков, и к 60-м каскадёрские технологии уже включали все те элементы, которыми постановщики пользуются и сейчас. Появились подушки безопасности и пневматические катапульты. Попадание пуль теперь показывали с помощью маленьких пиропатронов, которые взрывались под одеждой каскадёра вместе с пакетиком искусственной крови. Хотя, конечно, на такие меры безопасности денег хватало не всем. Например, в этой сцене из «Зловещих мертвецов» Брюс Кэмпбелл стрелял настоящими боевыми патронами Гильдии на страже безопасности В начале прошлого века молодая киноиндустрия развивалась исключительно методом проб и ошибок. Никто, кроме самих создателей фильма, не регулировал происходящее на съёмках, и никто не мешал им осуществлять самые безумные и опасные задумки. Всё изменилось, когда производство невероятно амбициозного фильма «Ноев ковчег» студии Warner Bros. обернулось катастрофой. В сцене Великого Потопа создатели обрушили на актёров огромную волну, не подумав о том, какой разрушительной силой может обладать такая масса воды. В итоге, три человека утонуло, один лишился ноги, около десятка оказались серьёзно ранены. Сам кадр с происшествием в итоге попал в финальный монтаж фильма После этого инцидента студии ввели первые правила, призванные обеспечить безопасность актёрам и участникам массовых сцен. Создателей фильмов обязали перед выполнением любого трюка обсуждать с исполнителями все детали: насколько сцена опасна, как эту опасность можно снизить, какие действия должны быть предприняты, если трюк пойдёт не по плану. Также продюсеры стали предоставлять необходимое время для тренировок и репетиций. Никто больше не мог заставить каскадёра «с ходу» выполнять какой-либо трюк, внезапно пришедший в голову создателям фильма. Конечно, эти меры не смогли полностью исключить риск для каскадёров, но дали им возможность тщательней готовиться. В начале 80-х встал острый вопрос об использовании вертолётов в кино. В отличие от самолётов, трюки с ними часто выполнялись около земли и подвергали опасности не только каскадёров, но и других участников съёмок. По мнению доктора медицины Майла МакМанна, написавшего несколько книг на тему безопасности во время киносъёмок, из 37 погибших каскадёров в период с 1980 по 1990 год 24 погибли, исполняя трюки с участием вертолётов. Но окончательной причиной изменить отношение к использованию вертолётов в кино стала трагедия на съёмках полнометражного фильма «Сумеречная зона». Тогда из-за ошибки пиротехников и режиссёра Джона Лэндиса, настоявшего на съёмке опасной сцены в тёмное время суток, погиб актёр Вик Морроу и два актёра-ребёнка: семилетняя My-Ca Динь Ле и шестилетний Рене Шин-Йи Чен. В вертолёт, летевший позади них всего в восьми метрах над землёй, попал один из пиротехнических зарядов. Пилот потерял управление, и огромная машина упала прямо на актёров, моментально убив всех троих. Трагедия привела к одному из самых громких и долгих судебных разбирательств в киноиндустрии и стала первым случаем, когда режиссёра обвинили в непреднамеренном убийстве. Как и инцидент на съёмках «Ноева ковчега», она заставила крупнейшие студии пересмотреть многие правила безопасности. Кадры трагедии позднее вошли в документальный фильм «Следы смерти» Гильдия режиссёров начала наказывать своих членов за несоблюдение техники безопасности, а Гильдия актёров, куда в том числе входят и все каскадёры, открыла круглосуточную «горячую линию». Теперь, если исполнитель сомневался в безопасности сцены, в которой его заставляют сниматься, он мог позвонить туда и получить бесплатную юридическую помощь. В течение нескольких лет после трагедии количество смертей во время съёмок упало на 69,6%. Многое было сделано для того, чтобы укрепить позиции актёров и каскадёров в индустрии, лишить продюсеров рычагов давления, благодаря которым они могли заставить кого-то выполнить трюк. Ни один фильм не стоит человеческой жизни. Мне кажется, сейчас люди активно восстают против режиссёров и продюсеров, которые требуют слишком многого. Если что-то небезопасно, любой член съёмочной группы имеет право и даже обязанность крикнуть «Снято!» Стивен Спилберг один из со-продюсеров «Сумеречной зоны» Трюки как ремесло Работа каскадёром долгое время не считалась полноценной профессией. В начале прошлого века в Голливуде желающих исполнить трюк на камеру набирали в нелегальных барах. Туда ассистенты режиссёров приходили в поисках безработных ковбоев и предлагали им контракт на сутки. Платили первым каскадёрам по примерно по 10 долларов, плюс обед, а добираться до места съёмок предлагали своим ходом. Условия по тем временам были не самые плохие, и многие ковбои переходили в киноиндустрию на постоянную работу, а некоторые и вовсе со временем становились успешными актёрами. Такими были, например, Том Микс и Хэнк Бэлл — каждый из них сыграл около 300 ролей в кино. Том Микс в фильме Sage Brush Tom 1915 года В начале 50-х в связи с ростом числа независимых кинопродюсеров появилась нужда в людях, которые смогли бы научить их работать с экшен-сценами. Новым студиям требовались опытные каскадёры, знающие, как лучше поставить трюк и где искать для него исполнителей. Иногда эти люди даже брали на себя режиссёрские обязанности в наиболее экстремальных и опасных сценах. Так появилась профессия координатора трюков. Каскадёры больше не были умельцами-одиночками, освоившими тот или иной акробатический фокус. Выполнение трюков стало комплексной задачей, которую решала целая команда специалистов. Постановка трюков в «Бен-Гуре» 1959 года способна удивить и сейчас В 1960 году была образована первая официальная организация, объединившая под своим крылом исполнителей трюков в кино — The Stuntsmen’s Association. Её задачей стал обмен знаниями, решение профессиональных проблем и помощь продюсерам в поиске компетентных каскадёров. Позже появились и другие похожие организации: International Stunt Association, The Stuntwomen’s Association, The United Stuntwomen’s Association, Stunts Unlimited. Вместе они повысили уровень квалификации каскадёров и обеспечили молодым работникам доступ к базе знаний, накопленных предшественниками. Все эти объединения работают и сейчас. Конечно, никакой официальной сертификации для работы каскадёром нет, и при желании режиссёр может взять для выполнения смертельного трюка любого человека с улицы (если тот, конечно, состоит в Гильдии актёров). Но обычно в киностудии всё же предпочитают пользоваться услугами специализированных организаций — это и проще, и намного быстрее. Каскадёры сейчас Профессиональные каскадёры наших лет сильно отличаются от тех сорвиголов, что бросались под копыта лошадей ради шанса увидеть себя на экране. Теперь, чтобы работать на по-настоящему крупных проектах, недостаточно одной лишь отваги: от кандидатов требуют квалификации в единоборствах, гимнастике, прыжках с трамплином и многом другом. Существуют даже специальные школы, в которых людей учат мастерству исполнения трюков. Молодых каскадёров, например, учат падать — чтобы было зрелищно, но безопасно На съёмках опасных сцен теперь всегда присутствуют бригады скорой помощи, а постановкой трюков занимаются профессионалы, которые долго и тщательно прорабатывают каждую мелочь, стараются учитывать все возможные неприятности и помехи. Каскадёры репетируют свои эпизоды сотни раз, доводя их исполнение до автоматизма. Помогают им и современные технологии. Сегодня команде по визуальным эффектам ничего не стоит удалить с экрана страховочный трос, а грамотному оператору — сделать так, чтобы скорость машины казалась намного выше, чем она есть на самом деле. По данным Иллинойского университета, количество несчастных случаев на съёмках уже не первое десятилетие снижается огромными темпами. Помешать этому не может даже тот факт, что сами трюки со временем становятся безумнее и сложнее. Вот так снимали один из трюков в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости» Но полностью избавить профессию каскадёра от смертельного риска нельзя. Даже учитывая все меры предосторожности, никто не может гарантировать, что исполнитель трюка — пускай и самый компетентный — не станет жертвой несчастного случая или собственной мимолётной ошибки. За примером далеко ходить не нужно. Буквально за пару недель до инцидента с Джой Харрис на съёмках сериала «Ходячие мертвецы» погиб каскадёр Джон Бернекер. В сентябре 2014 года Оливия Джексон, дублёр Милы Йовович на съёмках последней «Обители зла», не справилась с управлением и влетела на мотоцикле в металлический корпус кинокамеры, в итоге лишившись руки. На съёмках фильма «Три икса» погиб каскадёр Гарри О’Коннор. Во время выполнения трюка он не рассчитал расстояние и ударился головой о мост Работа каскадёром всегда будет связана с риском смерти, и люди, которые выбрали такую профессию, отлично это понимают. Единственный реальный способ убрать риск — не использовать каскадёров вовсе, заменить их на CGI-модельки. С каждым годом подобная альтернатива становится всё более доступной, и вполне возможно, что совсем скоро людям не придётся подвергать себя опасности ради эффектной сцены. Правда, вряд ли каскадёры такой альтернативе обрадуются. #истории

Работа каскадёра: безопасность превыше всего
© DTF.RU