Войти в почту

Новый фильм "Черновик" Сергея Мокрицкого, снятый по книге Сергея Лукьяненко, в прокате с 25 мая. обозреватель "ВМ" посмотрела его и делится впечатлением Любите ли вы фильм «Матрица»? Если любите, то, перечисляя достоинства ленты, наверняка упомянете глубину поднимаемой темы и крепко скроенный сценарий, яркое решение боевых сцен, игру актеров. Режиссер «Черновика» Сергей Мокрицкий тоже отдает должное творению братьев Вачовски и, по его признанию, попытался снять фильм в духе «Матрицы». Но при этом создал совершенно оригинальное фэнтези, которое могло произрасти только на отечественной почве. Съемки проходили в центре столицы: Кремль, стрелка Болотного острова, Большой Каменный мост. А художник Юрий Григорович и мастера спецэффектов создали несколько вариантов существования этой реальности — в зависимости от возможных вариантов развития российского государства. Главный герой фильма Кирилл Максимов (артист Никита Волков), слывущий среди коллег «гением архитектуры», легко идет по жизни, создавая новые миры, за что его высоко ценит босс. Только вот строительство отношений с девушкой дальше проектов не идет. Анна (Ольга Боровская) считает Кирилла безответственным оболтусом, жизнь которого напоминает затянувшуюся метафору. Словно Кирилл не живет, а пишет черновик своей жизни. И вот, вопреки его воле, в судьбу героя вмешиваются некие силы, которые дают ему возможность побывать в разных мирах. Но за реализацию возможности такого путешествия он должен заплатить тем, что будет забыт в мире, в котором родился. Его забывают коллеги по работе, не узнают родители, соседи и даже любимая собака. А из домовой книги и прочих реестров исчезают все записи. «Избранный» неизвестно кем, он вынужден принять правила чужой игры, став «функцией», таможенником между параллельными мирами. Каждый из миров развивается своим путем. На новом «месте работы» более всего ценится способность создавать эти самые миры и открывать в них двери. Только вот сделать это возможно, если человек полон любви и эмоций. Но, согласитесь, какая уж тут любовь, если на твоей шее — ошейник, хотя бы и золотой.Кирилл решает свой поводок разорвать, хотя цена такого бунта — смерть. В своей новой картине, как и в предыдущих военно-патриотических фильмах «Битва за Севастополь» и «Я — учитель», Сергей Мокрицкий возвращает нас к теме «выбора». Только теперь это выбор совсем иного рода, да и род патриотизма иной, поданный через жанр фэнтези. Неслучайно одним из главных персонажей в фильме становится фантастическая Москва. Это столица из параллельных реальностей, такая, какой она была бы, если бы в 1917 году не произошла революция, а в 1941 году на СССР не напала фашистская Германия... Открывая разные двери, зритель вслед за героями попадает под стены Кремля, рядом с которым раскинулся пляж с растущими пальмами и апельсиновыми рощами. А потом попадает в то же место, но теперь там высятся стены ГУЛАГа — места ссылки инакомыслящих, вдыхающих золотистую пыльцу лозунгов, окончательно отрубающую мозги. Попадает герой и в мир, который дышит благоденствием, но при этом считает родной мир Кирилла черновиком и залогом своего успешного развития. «Хорошо устроились!» — в сердцах восклицает герой, пытаясь уйти восвояси. Только «всеобщее благоденствие» вдруг ощетинивается пушками — налицо утечка информации! — без команды «на поражение» начинает уничтожать незадачливого путешественника. Драк, крови, трупов в фильме не меньше, чем в «Матрице». Но все же это в картине Мокрицкого — лишь гарнир. Основное блюдо — новая попытка режиссера ответить на вопрос: «С чего начинается Родина?» Для него патриотизм начинается там, где присутствует любовь и есть что защищать. Кирилл сражается не за мир во всем мире, а за жизнь любимой женщины. Ведь когда любишь по-настоящему, то чувствуешь себя в ответе — и за человека, и за объект, и за понятие. Тогда и патриотом становишься, и силы находятся такие, о которых раньше не подозревал. В этом, пожалуй, и есть основной посыл «Черновика». Финал фильма остается открытым. Кирилл идет спасать Анну. А значит — и мир. Потому что для воина эти понятия в какой-то миг сплавляются в единое целое. И с этого момента жизнь его перестает быть «черновиком». В фильме снимались актеры Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Андрей Мерзликин, Северия Янушаускайте. КАССОВЫЙ УСПЕХ ОБЕСПЕЧЕН «Черновик» — не первая экранизация романов российского фантаста Сергея Лукьяненко. Первые два фильма — «Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2005) — стали сенсацией, имели колоссальный для своего времени кассовый успех (около 73 млн долларов в совокупности) и были обласканы прессой. Тимур Бекмамбетов, режиссер обоих «Дозоров», буквально совершил революцию в российском кинематографе, и критика громко называла фильмы «первыми русскими блокбастерами». Разумеется, режиссеру «Черновика» Сергею Мокрицкому не избежать сравнений с Бекмамбетовым. Но, в частности, именно поэтому фильму можно предсказать кассовый успех: приятные воспоминания о «Дозорах» еще свежи в памяти зрителей.

Черновик набело
© Вечерняя Москва