Культовая кинокартина Клода Ланцмана о Холокосте - идея и реализация
В праздник Великой победы в кинотеатре Каро 11 Октябрь на Новом Арбате при поддержке Немецкого культурного центра ««Гёте-Институт в Москве» и проекта «Каро.Арт» состоялся показ на большом экране масштабной культовой кинокартины «Шоа» французского режиссера Клода Ланцмана. Слово «Шоа» в переводе с иврита обозначает «Катастрофа», этим словом называют события, получившие в русском языке название «Холокост» (от греч. Всессожжение). Производство Хелмно Треблинка Освенцим Варшавское гетто Идея Производство Документальный фильм «Шоа» снимался на протяжении 12 лет, а мировая премьера состоялась в 1985 году. Общая продолжительность фильма около 10 часов, фильм разбит на 2 части. Кинокартина «Шоа» посвящена массовому истреблению евреев в Европе во времена Второй Мировой войны в нацистских концлагерях. Особенностью, выделяющей этот фильм среди прочих, посвященных данной тематике, является абсолютное отсутствие архивных фото и киноматериалов времен происходящих событий. Весь фильм полностью состоит из интервью со свидетелями и участниками событий, которые режиссер Клод Ланцман проводил в период 1974-1980 годов в 14 различных странах мира. О Холокосте в фильме вспоминают те немногие, кому удалось выжить в лагерях, их родственники и дети, бывшие представители немецких служб, крестьяне, жившие рядом с лагерями, политические деятели, историки. В «Шоа» прослеживается четкое разделение интервьюированных на группы: жертв холокоста, нацистских преступников и просто свидетелей. В центре фильма 4 локации в Польше, в которых во времена Второй Мировой войны находились концентрационные лагеря: Хелмно Треблинка Аушвиц-Биркенау (Освенцим) Варшавское гетто Хелмно Действие фильма начинается с поселения Хелмно. «История начинается в настоящем времени в Хелмно, на реке Нарве, в Польше. Хелмно было тем местом в Польше, где евреев впервые начали истреблять с помощью газа. Из 400 000 мужчин, женщин и детей, доставленных туда, выжили только двое...» - так начинается фильм. О событиях в лагере в Хелмно зритель узнает из первых уст двоих выживших — Шимона Сребника, вынужденного петь военные песни на потеху нацистам, и Мордехая Подхлебника, копавшего братские могилы для своих родных и близких. Сребник говорит о пережитых событиях следующим образом: «Это нельзя описать. Нельзя воссоздать то, что здесь случилось. Невозможно! И никто не может этого понять. Даже я, здесь, сейчас...» «Авраам Бомба и Клод Ланцман», кадр из фильма «Шоа» Треблинка Раздел о Треблинке в фильме освещен более подробно: о событиях рассказывают заключенные Авраам Бомба, работавший во время Холокоста парикмахером в газовой камере, и Ричард Глазар; а также Генрик Гавковски - машинист поезда, отвозящего тысячи людей прямиком на «конвейеры смерти». Бывший офицер СС Франц Сухомель подробно рассказал об устройстве и работе газовой камеры. Интересный факт, что Сухомель согласился дать интервью при условии сохранения инкогнито, но, тем не менее, Клод Ланцман тайно снял интервью на скрытую камеру и включил этот фрагмент в фильм. «В газовых камерах можно было травить одновременно до 3 тысяч людей» - такие цифры приводятся в фильме. Освенцим Свидетельства об Освенциме в фильме представлены сбежавшим из лагеря Рудольфом Врбой и членом зондеркоманды, сжигавшей трупы убитых в газовых камерах, Филиппом Мюллером. Примечательны также комментарии поляков, через поселения которых пролегал путь составов, полных европейских евреев по пути в концлагеря, но возвращающимися пустыми. Пассажиры поезда не догадывались о том, что держат путь на верную смерть. Кто-то из местных поселенцев даже вспомнил о том, как один из пассажиров, вышедший на перрон во время остановки, затем бежал вслед за уходящим поездом, явно не предполагая, что спешит за погибелью. «Вся эта машина смерти была построена на одном принципе: люди не должны знать, куда они попали и что их здесь ждет. Узники должны были двигаться без паники четким строем прямиком в газовую камеру» - цитата одного из свидетелей Холокоста. Освенцим, кадр из фильма «Шоа» Варшавское гетто Про события в варшавском гетто зритель узнает из уст нацистского администратора Франца Грасслера, историка Рауля Хильберга и бывшего связного польского правительства Яна Карского – одного из самых значимых персонажей фильма. Ланцман общался с Карским на протяжении 7 часов, но в фильм «Шоа» вошла лишь часть интервью, посвященная восстанию в варшавском гетто. Много лет спустя из оставшихся фрагментов интервью Ланцман смонтировал фильм «Доклад Карского». А в 2015 году вышел документальный кинофильм, посвещенный Карскому – «Ян Карский. Праведник мира» режиссера Славомира Грюнберга. Ян Карский является одной из ключевых фигур Холокоста, ведь он первый рассказал миру о том, как в Польше уничтожают еврейский народ, и приложил огромные усилия для того, чтобы остановить Катастрофу. Также, он является автором книги «Курьер из Польши: История тайного государства», изданной тиражом 360 тыс. экз. Сам Ланцман считает, что Холокост стал проявлением заката европейской культуры. В Польше фильм получил широкую критику за игнорирование польских граждан, убитых во время немецкой оккупации, а также, за недостаточное освещение вопроса помощи и спасения евреев поляками. Несмотря на критику в Польше, кинокартина «Шоа» получила большое количество значимых в кинематографе премий по всему миру: национальную французскую кинопремию «Сезар», премии на кинофестивалях в Роттердаме и Берлине, премии Британской академии кино, Международной ассоциации кинодокументалистов, Общества кинокритиков Нью-Йорка, Канзас-сити, Бостона, Лос-Анджелеса, а также премию Национального общества кинокритиков США. Режиссер Клод Ланцман, 2016 год Фильм от начала до конца пронизан болью воспоминаний о неоправданной жестокости уполномоченных нацистской Германии, их наемников и даже местного населения Польши. Глядя на лица людей, переживших не только все тяготы и невзгоды войны, но преследования по расовому признаку – можно увидеть, что время не смогло сгладить их глубочайшие раны. Их взгляд обращен внутрь, их души снова и снова переживают события молодости и жестокого истребления родных, близких, соседей, друзей. Из их глаз текут слезы, иногда лица искажаются спазмом улыбки, свидетельствующей о непроходящей резкой душевной боли. «Шоа» - это фильм о живой памяти, о словах, которые сказали бы нам те, кто почил в безмолвии. Геноцида такого масштаба как Холокост история не знала. В одном из интервью режиссер Клод Ланцман так говорит о «Шоа»: «Мой фильм должен был рассказать не о том, как люди выживали, а о том, как они погибали. Мой фильм должен был быть о смерти. Но об этом не было никакой информации. Не было кинохроники из газовых камер, не было очевидцев, ведь никто не вернулся оттуда живым. И мой фильм должен был восстановить эту недостающую страницу, стать надгробием для тех, кого убили, и кто никогда не сможет рассказать о том, что произошло. «Шоа» должен был стать местом захоронения тех, чьи останки так и не нашли покоя в земле». В фильме преобладают два визуальных ряда: лица свидетей крупным планом, позволяющим считать эмоции и боль пережитого, и пейзажи с мест событий. Пейзажи преимущественно пустынны, унылы, печальны, но в один из солнечных дней, когда снимался фильм, Ланцман спросил одного из польских очевидцев: «Были дни, такие же красивые, как этот?» И получает ответ: «К сожалению, были и красивее...»