Юрий Рашкин: Мы все – дети «Современника»
"ВМ" впервые публикует интервью Юрия Леонидовича, которое он дал нашему корреспонденту незадолго до смерти. 29 мая на 73-м году жизни умер актер, режиссер Юрий Рашкин. Выпускник Школы-студии МХАТ, однокурсник Николая Караченцова, он играл на сцене театра "Современника" в конце 60-х - середине 70-х годов. Сегодня "Современник" и вся интеллигенция Москвы соболезнует близким и родным Юрия Рашкина. В последние годы Юрий Леонидович занимался телевизионной журналистикой, снял замечательные фильмы об Олеге Ефремове, Галине Волчек, Игоре Кваше, Константине Райкине. О легендарных гастролях театра "Ленкома" со спектаклем "Юнона и Авось" Юрий Леонидович сделал картину совместно с кутюрье Пьером Карденом. Юрий Рашкин был другом "Вечерней Москвы". Никогда не отказывал ни в интервью, ни в комментариях. И сегодня мы публикуем последнюю беседу с режиссером, которая состоялась во время его пребывания в Венгрии. - Расскажите, пожалуйста, кто предложил показать фильм "Игорь Кваша" в культурном центре Будапешта? К какому событию приурочен вечер? И знают ли в Венгрии о театре "Современник"? - Дело в том, что в Будапеште существует Русский Театр-Студия, которым руководит выпускница ГИТИСа Зинаида Соколова-Зихерман. Когда она узнала, что я нахожусь в Венгрии, то предложила директору Российского Культурного Центра Валерию Платонову провести цикл вечеров с моим участием и показом моих фильмов. Ему эта идея показалась интересной. И мы разработали схему проведения таких вечеров. Первое мероприятие было приурочено к Международному дню театра. По какому-то счастливому стечению обстоятельств я в Будапеште встретил Анастасию Квашу - внучку Игоря Кваши. Я в 2003 году снял фильм к 70-летию Игоря "Выхожу один я на подмостки". Вот таким образом , благодаря встрече с Настей Квашой, определилась тематика первого вечера. Что касается второй части вашего вопроса, по-моему, о "Современнике" знают везде. - В каком году вы снимали фильм о Кваше? Были ли вы с ним знакомы? Кто принял участие в работе над фильмом? Известно, что Игорь Кваша был правой рукой Галины Борисовны, ее другом, соратником... Расскажите, пожалуйста, об этом уникальном творческом и человеческом союзе? - Я был не только знаком с Игорем Владимировичем, я дружил с ним и с его семьей. Дружба эта началась в 1963 году, когда я был принят в труппу театра "Современник". Сейчас я близко общаюсь с его сыном Владимиром и с его внуками Анастасией и Михаилом. Что касается творческого союза Игоря Владимировича и Галины Борисовны, то можно сказать одной фразой, которую Волчек говорит в моем фильме: "Я знаю, что Игорь никогда не предаст". Они же основатели "Современника", можно сказать, родители этого театра. Родители, которые провели театр от самого создания и до смерти Игоря. Сейчас Галина Борисовна постоянно говорит о том, как ей не хватает Игоря. - Расскажите, пожалуйста, над чем сейчас работаете. - Веду переговоры с руководителями балетной труппы венгерского города Дьер для того, чтобы снять о них фильм. Это потрясающий творческий коллектив, которым руководит выпускник училища имени Вагановой Янош Киш. - Пьер Карден, с которым вы работали над фильмом о гастролях "Ленкома" во Франции, неоднократно приезжал в Россию, и несколько лет назад он встречался в Москве с журналистами. Меня поразила любознательность Кардена, которая проявлялась в каждом его ответе. Какую черту Кардена отметили вы? - Абсолютную простоту и демократичность. Пьер Карден приехал на съемку в своем фирменном пиджаке, модном галстуке, но обут был в старые-старые кроссовки. Заметив наше недоумение по поводу его обуви, объяснил: «Мне так удобно». - Николай Караченцов хорошо помнит парижские гастроли? - Конечно. У Николая Петровича вообще хорошая память. Он помнит даже первый диалог из комедии Шекспира «Укрощение строптивой», который мы вместе с ним репетировали в Школе-студии «МХАТ», и мы иногда его читаем сейчас. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Скончался актер театра «Современник» Юрий Рашкин