Войти в почту

7 интересных фильмов с открытым финалом

Очень часто случается так, что простой и внятный конец портит всю историю: например, мы смотрим сложную психологическую драму — и вдруг в финале все поженились. Или в конце запутанного триллера нам вдруг рассказывают всю подноготную таинственных событий, происходивших в триллере. И в том, и в другом случае наш интерес к произведению будет убит — мы удовлетворили свое любопытство и навсегда об этом забыли. Но стоит убрать из картины последние две минуты — и она сразу становится хорошей и интересной в глазах зрителей, потому что заставляет их мучиться и ломать себе голову.

7 интересных фильмов с открытым финалом
© КТО?ЧТО?ГДЕ?

«Чунгкингский экспресс», Вонг Карвай

В фильме «Чунгкингский экспресс» культового гонконгского режиссера Вонга Карвая — две сюжетные линии и обе с открытым финалом. Первая часть картины рассказывает о случайной встрече полицейского, которого бросила любимая девушка, и загадочной женщины-наркодилера, поэтому вы увидите несколько милых странностей и много погонь, убийств, перестрелок и прочих не очень законных вещей. А вот во второй части вас ждут только милые странности — главными героями здесь выступят еще один полицейский, которого бросила девушка, и внезапно влюбившаяся в него официантка. Поклонники «Амели» (снятой шестью годами позже) по достоинству оценят драматургию этой линии.

Премьеру «Чунгкингского экспресса» сложно назвать триумфальной: критики, уже полюбившие яркого и дерзкого гонконгца, новый фильм приняли более чем прохладно — он бы так и канул в Лету, если бы на него не наткнулся жуткий киноман Квентин Тарантино. Прославленный режиссер не просто посмотрел ленту Карвая, но и немедленно внес ее в список своих любимых фильмов. Так обруганная сначала картина и стала культовой.

Особенность Карвая в том, что он снимает чисто американские сюжеты в чисто азиатском антураже. В фильмах этого удивительного режиссера всегда самое важное — не сценарий (которого зачастую просто нет) и даже не картинка, а разница в менталитете между между американскими персонажами и китайскими актерами. Возможно, именно для того, чтобы уловить эту разницу, Карвай и не пишет сценарий — для него, как и для зрителей, важно увидеть подлинную реакцию актеров на действия их персонажей, а не отлично заученный текст. Каждый день артисты на площадке получают один или два листа, на которых примерно набросаны их сегодняшние сцены и творческие задачи. Итоговый вариант — плод совместной работы режиссера и актеров над образами и драматургией.

«Шоссе в никуда», Дэвид Линч

Наш список был бы неполным без фильма Дэвида Линча. Конечно, картины одного из важнейших режиссеров современности гораздо сложнее, чем просто фильмы с открытым финалом. Концовка у работы Линча может быть вполне закрытой, но зрители вряд ли это поймут, настолько запутано все повествование. Один из любимых приемов мастера — кольцевая композиция, то есть зрители после двух или даже трех часов сложнейшей головоломки возвращаются к началу истории, по-прежнему мало что понимая.

Фильм «Шоссе в никуда» тоже заканчивается там же и при тех же обстоятельствах, что и начинается. Музыканта Фреда Мэдиссона обвиняют в убийстве его собственной жены — он не помнит, что хоть пальцем ее тронул, но видит кассету, на которой он стоит рядом с ее трупом. В тюрьме происходит странная подмена — на утро после задержания в камере Фреда вместо него самого оказывается молодой парень, никакого отношения к Мэддисонам не имеющий. И пока полицейские будут выяснять, как такое вообще могло произойти, зрителям предстоит ответить на вопрос: кто подстроил все необъяснимые явления, с которыми столкнулись супруги перед трагедией, кто убил юную Рене и кто такой Дик Лоран, о смерти которого Фреду в день убийства сообщил по телефону неизвестный? Сам режиссер так и оставит эти вопросы открытыми.

«Пианистка», Михаэль Ханеке

Еще один любитель оставить историю недосказанной — австрийский режиссер Михаэль Ханеке. Мастер настолько не приветствует точки в конце, что даже экранизировал «Замок» Франца Кафки — возможно, самый известный незаконченный роман в истории литературы. Еще одной картиной с открытым финалом можно назвать «Пианистку» — историю о преподавательнице консерватории, которая из-за властной матери только в 40 лет переживает первый любовный и сексуальный опыт.

«Пианистка» — психологическая драма с символическим концом. Ровно до последних минут фильма зрителю совершенно понятно происходящее на экране — и почему главная героиня в свои 40 ведет себя как подросток, и почему в ее мечтах и действиях так много всего нездорового, и что хочет сказать автор в кульминационной сцене фильма. Непонятно только одно — лаконичная открытая концовка, состоящая из одного символического жеста героини. Что она значит и куда женщина уходит в финале — задачки, которые каждый зритель должен решить самостоятельно.

«Бассейн», Франсуа Озон

Известная английская писательница детективов Сара Мортон едет во французский дом своего издателя, чтобы отдохнуть и найти вдохновение. Тихую сельскую идиллию разрушает Жюли, дочь издателя, которая тоже приехала на лето в дом отца. Она ведет себя вызывающе и, кажется, хранит кучу секретов, которые могут резко изменить сюжет новой книги Сары.

«Бассейн» — произведение постмодернистское, а поэтому и глубоко насмешливое. Франсуа Озон иронизирует над чопорностью англичан, над их любовью к детективам, которая даже посредственную писательницу может сделать суперзвездой. А еще режиссер посмеивается над зрителями: последние минуты картины полностью переворачивают ее сюжет и смысл, оставляя людей перед экранами в глубоком недоумении — что из виденного было реальностью, а что — вымыслом? Кто такая Жюли и что на самом деле случилось с Сарой во Франции?

«Лобстер», Йоргос Лантимос

Архитектор Дэвид живет в антиутопическом обществе, задача которого — держать всех индивидуумов в парах. Полиция круглосуточно отлавливает одиночек и отправляет их в откровенно похожие на концлагеря отели, где одинокие люди должны найти себе пару за 45 дней, иначе их превратят в зверей и отправят в лес. Но в лесу живут партизаны, которые сами когда-то сбежали из отеля и теперь всеми силами противостоят системе.

«Лобстер» по-настоящему мрачен и страшен: зрители после просмотра еще долго вспоминают о нем нервным покашливанием. Возьмите «О дивный новый мир», смешайте его с «Черным зеркалом» и сделайте все раз в двести мрачнее — перед вами предстанет «Лобстер»: очень жестокий фильм о любви в эпоху отказа от привычных ценностей и упрощения человеческого сознания. Даже главный герой, противостоящий внешним проявлениям системы, внутренне ей полностью подчинен, поэтому сражение за прежний мир невозможно — эта битва уже давно проиграна. Но может ли герой биться за свою любовь? Может, однако финал этого сражения остается для зрителей загадкой.

«Враг», Дени Вильнев

Любителям сложного интеллектуального кино можно предложить фильм «Враг» режиссера Дени Вильнева по роману Жозе Сарамаго «Двойник». Мало того что картина была снята по произведению лауреата Нобелевской премии, так в ней еще и явственно чувствуются нотки Достоевского и Дэвида Линча, поэтому над смыслом придется поломать голову. Преподаватель Адам смотрит кассету с фильмом, в котором играет человек, как две капли воды похожий на него самого. Он оставляет беременную жену, чтобы найти таинственного двойника.

В общем, с двойниками в картине все более или менее понятно: по фильму разбросана куча подсказок, которые объясняют главную сюжетную линию, поэтому смотрите очень внимательно. Самое загадочное во «Враге» — это символ паука, который и завершает историю, делая концовку совершенно непонятной. Актеры на съемочной площадке даже подписали соглашение о неразглашении, которое запрещает им рассказывать кому бы то ни было о смысле пауков. Но слава богу, Интернет полон трактовок на любой вкус, так что если у вас вдруг не получится самостоятельно расшифровать послание, то вы всегда можете просто выбрать уже имеющееся объяснение.

«Заводной апельсин», Стэнли Кубрик

Очень и очень зловещую точку ставит в конце своего культового фильма «Заводной апельсин» режиссер Стэнли Кубрик. Одноименный роман Энтони Берджесса о подростке, который в составе банды совершал жестокие преступления и в конце концов попал в тюрьму за убийство, где его экспериментальным путем «вылечили» от агрессии, кончался совсем не так, как его экранизация. Финал романа не таит в себе никакой загадки, зато дарит надежду на искупление и светлое будущее (совсем как «Преступление и наказание»). Кубрик же остался верен безнадежно мрачному настроению «Заводного апельсина» и выбросил из сценария эпилог, полностью изменив судьбу главного героя и посыл первоисточника. Концовка экранизации таит в себе больше угрозы, чем весь вместе взятый роман. Но какие именно проблемы сулит последний кадр — вопрос открытый.