8 старых музыкальных комедий для теплых вечеров
В 30—60-х годах тон в Голливуде задавали музыкальные комедии. Их звезды становились самыми высокооплачиваемыми актерами страны и кумирами поколения. И пусть сюжеты таких фильмов были незамысловатыми, а роли — простыми: люди любили эти фильмы за красоту и обаяние, за проникновенные песни и веселые танцы. Особенно жанр был востребован в кризисные периоды: во время Великой депрессии и Второй мировой войны. Но и сейчас люди с удовольствием смотрят эти наивные старые картины, в которых жизнь показана легкой и радостной, — ведь за окном нас ждут унылые пейзажи, а с экранов телевизора беспрестанно льется боль и насилие. «Цилиндр», 1935 год Музыкальную комедию времен Золотого века Голливуда невозможно себе представить без великого танцора, актера и певца Фреда Астера. Он принес на большой экран свои эклектичные танцы, которые выглядели легко, минималистично, но при этом очень изящно и красноречиво. Особенно современники ценили знаменитую чечетку Астера, хотя он мастерски танцевал и в других стилях — от классических до уличных и этнических (но выглядел всегда как английский денди). Фред Астер влюбил в себя всю Америку и, вероятно, всю Европу. Неприглядную внешность (почти истощенно худой, лысеющий, с острыми чертами лица) полностью искупали харизма и мастерство: лучшие танцоры мира считали Астера своим кумиром, а видные певцы и композиторы утверждали, что петь как Астер не умеет никто, хотя он никогда не учился на эстрадного исполнителя. Все дело в подаче: голос великого актера звучал мягко и нежно, его лицо всегда было живым и добрым, а глаза блестели хитрыми искорками. Наверное, первым фильмом, в котором все эти достоинства раскрылись во всей красе, стал «Цилиндр» 1935 года. Если вы смотрели «Зеленую милю», то, вероятно, помните, что в одной из финальных сцен герой попросил включить ему напоследок фильм — это и был «Цилиндр». На экране показывали самую известную сцену картины, которую потом часто вспоминали и цитировали последователи, — Фред Астер кружит в вальсе свою постоянную партнершу Джинджер Роджерс под песню Cheek to cheek, ставшую после классической. Тандем Фред и Джинджер почти на 15 лет стал синонимом музыкальной комедии. Вместе они станцевали в десяти фильмах, и многим зрителям казалось, что ни одна из последующих партнерш Фреда Астера не подходила ему так, как Джинджер. Сюжет «Цилиндра» крайне прост (как, впрочем, и сюжеты всех фильмов с Фредом Астером). Он представляет собой перевернутую комедию положений: герой Фреда Астера влюбляется в героиню Джинджер Роджерс, но она думает, что новоявленный возлюбленный на самом деле муж ее подруги, поэтому неудачливому любовнику придется доказать, что он ни за кого себя не выдает. Конечно, славу фильму принесла не эта интрига, а песни и танцы, но очень важно то, что они были строго вплетены в сюжет: Фред Астер высказывался резко против музыкальных номеров ради самих музыкальных номеров. «Забавная мордашка», 1957 год Невозможно не упомянуть еще один фильм с Фредом Астером — «Забавную мордашку». Здесь он снимался с уже знаменитой на тот момент Одри Хепберн, которая в юности серьезно занималась балетом. Танцевальные способности особенно пригодились ей во время съемок с великим Фредом Астером, который, несмотря на возраст (актеру на момент начала работы исполнилось 57 лет), был так же свеж, обаятелен и безукоризненно техничен, как и в молодости. Картину, кстати, могли и не запустить из-за слишком простого и наивного сценария, но разве отказали бы продюсеры таким звездам, как Астер и Хепберн? «Примитивный» сценарий о продавщице книжного магазина, которая попадает в мир большой моды, менять не стали — и, как выяснилось, не зря, потому что он оказался не очень-то и примитивным. Авторы тонко и беззлобно подшучивали над модной индустрией, экзистенциальной философией и стереотипами о Париже. Одри показала, что ее тело сохранило прежнюю пластичность: ее диковатый модернистский танец во французском кафе не уступает в выразительности лаконичному степу Астера, а как дивно актеры смотрятся вместе в вальсе! Танец стер разницу в возрасте, опыте и тренированности между двумя звездами американского кинематографа. «Поющие под дождем», 1952 год Вместе с Фредом Астером музыкальную комедию в середине века заново изобретал еще один великий танцор Джин Келли. Современники даже в шутку говорили о соперничестве двух мэтров, но на самом деле между актерами вряд ли было что-то кроме дружбы и восхищения. Красавчик Джин Келли представлялся воплощенной голливудской звездой с накачанным телом, красивым правильным лицом, фирменной улыбкой и замашками простого рабочего — зрители видели в нем своего парня. А Фред Астер, как мы помним, имел вид довольно асексуальный, немного неземной, который всячески подчеркивался аристократизмом танцора — на Астера смотрели как на икону. В танце же две звезды вряд ли друг другу уступали: Астер был как будто легче, лаконичнее и техничнее Келли, зато последний, благодаря школе классического балета, мог делать трюки, недоступные коллеге. Разница в образах и стилях танца помогает говорить о Фреде Астере и Джине Келли не как о соперниках, но как о равноправных творцах целого жанра в американском кинематографе. И один из достойнейших представителей этого жанра — фильм «Поющие под дождем». Этот мюзикл рассказывает о конце эпохи немого кино и приходе звукового кинематографа. Актеры немого кино Дон Локвуд и Лина Ламонт — экранная пара, которая пиара ради поддерживает видимость романтических отношений и в реальной жизни. Ровно до тех пор, пока Дон не встречает танцовщицу Кэти Селдон. Она не только становится подругой героя, но и помогает ему вступить в новый мир звукового кино. Единственная помеха — Лина, которая тоже хочет попасть в следующую кинематографическую эру, несмотря на свой ужасный голос и еще более скверный характер. О популярности фильма говорит тот факт, что мюзикл «Поющие под дождем» до сих пор с успехом идет по всему миру. Не только Джин Келли (выступивший и одним из создателей фильма), но и другие актеры сотворили настоящее музыкальное чудо — танцевальные номера из фильма стали классическими и узнаваемыми, а песни звучат в других фильмах и перепеваются известными исполнителями и по сей день. Руку к этому музыкальному шедевру приложил и Фред Астер: ходят слухи, что Келли, бывший в реальной жизни далеко не таким душкой, как на экране, довел исполнительницу роли Кэти, Дебби Рейнольдс, до истерики, сказав, что она совершенно не умеет танцевать. Ситуацию спас Астер, который нашел плачущую девушку и отрепетировал с ней номера. Остальным исполнителям пришлось не легче: после изматывающих съемок некоторых буквально уносили со съемочной площадки, потому что ноги отказывали, кто-то падал в обморок от усталости и истощения, многие получали небольшие травмы, а сам Келли снимался даже с высокой температурой. Но видимо, результат стоил всех этих мучений. «Высшее общество», 1956 год В середине века в кино блистали не только лучшие американские актеры, но и лучшие американские музыканты. Фрэнк Синатра и Луи Армстронг, например, засветились в фильме «Светское общество», который стал музыкальным ремейком другой картины — «Филадельфийской истории» с Кэтрин Хепберн и Кэри Грантом, которую, в свою очередь, сняли по одноименной пьесе Филиппа Бэрри. В основе сюжета лежит даже не любовный треугольник, а любовный квадрат. Молодая леди Трейси (последняя роль Грейс Келли перед тем, как она стала княгиней Монако и навсегда покинула экраны) готовится к свадьбе с управляющим компанией ее отца. За день до торжества в дом прибывает бывший муж Трейси, музыкант Декстер (джазовый артист Бинг Кросби), который хочет вернуть бывшую возлюбленную. Следом появляются журналисты из желтой прессы, с одним из которых (репортером в исполнении Фрэнка Синатры) у невесты завязывается роман. Кого же из трех мужчин выберет Трейси в день свадьбы? Самое главное в фильме — это, конечно, джаз. Помимо композиций, исполненных такими прославленными певцами, как Бинг Кросби и Фрэнк Синатра, в картине вместе с целым джазовым оркестром появляется сам Луи Армстронг. Синатра, кстати, очень нервничал, когда узнал, что будет играть и петь в одном фильме с Бингом Кросби, — настолько он восхищался его музыкой. Но певцы на съемках сдружились, в результате чего их дуэт Well, Did You Evah? стал лучшей комедийной сценой всего фильма. «В джазе только девушки», 1959 год Конечно, разговор о джазе в американских комедиях был бы неполным без упоминания о легендарной картине «В джазе только девушки». Вряд ли этот фильм нуждается в представлении: если вы его не видели, то наверняка что-то слышали. «В джазе только девушки» — это очень чувственная и по-настоящему смешная комедия положений. Главные герои — музыканты Джо и Джерри (Тони Кертис и Джек Леммон), — скрываясь от гангстеров, перевоплощаются в женщин и уезжают из Чикаго с женским оркестром. Там они знакомятся с солисткой Душечкой (Мэрилин Монро), в которую влюбляется Джо. Сюжет фильма нередко становился основой для других произведений — вспомнить хотя бы известную комедию «Тутси» с Дастином Хоффманом. А некоторые сцены и вовсе стали легендарными — кто не помнит, как Мэрилин поет песню I wanna be loved by you, или финал картины, где актер Джо Браун произносит свое знаменитое: «У всех свои недостатки» в ответ на признание Джерри. Кстати, критики особенно отмечали именно работу Джека Леммона, хотя его роль сложно назвать главной. Если роль Кертиса получилась больше карикатурной, то Леммон сыграл девушку трогательно-неуклюже. Из-за своего видения роли он даже поссорился с консультантом — настоящим трансвеститом. Консультант настаивал на органичном существовании в роли девушки, а Леммон считал, что он должен играть мужика, которому неловко в женском платье. Режиссер поддержал актера. О Мэрилин часто ходят слухи, что она плохо запоминала роли, читала всегда с листа и вообще вела себя недостойно звания великой актрисы. Режиссер «В джазе только девушки» Билли Уайлдер вряд ли согласился бы с такими заявлениями. Он искренне считал, что у Монро гениальное чувство комедийного диалога, за что ей даже можно простить непунктуальность. Вопреки распространенному мнению, никаких размолвок с Тони Кертисом в процессе работы у Мэрилин тоже не возникало. Напротив, актер всегда с теплом вспоминал эти съемки и игру Монро. «Сестра его дворецкого», 1943 год Нельзя не отметить музыкальные комедии, появившиеся во время Второй мировой войны, которые помогали зрителям убежать от страшной реальности. Одна из них — «Сестра его дворецкого» — дошла даже до СССР и полюбилась советским гражданам. В центре сюжета — история начинающей певицы Энн Картер (Дина Друбич), которая под видом горничной проникает в дом влиятельного продюсера, чтобы он оценил ее талант и помог построить карьеру. Но советским людям нравился не столько сюжет, сколько обворожительное исполнение русских песен Диной Друбич. Голос актрисы современники признавали волшебным, а очаровательный акцент, с которым она пела по-русски, дал ей ключ к сердцу наших соотечественников. Дина Друбич играла милых, маленьких Золушек и благодаря этим ролям стала самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда. Но слава закончилась вместе с молодостью: в более зрелых и сложных ролях Друбич не состоялась, и конец своей жизни прожила в полной (хотя и очень обеспеченной) безвестности. Поклонники даже не знают точную дату ее смерти. «Встретимся в Сент-Луисе», 1944 год Создатели фильма «Встретимся в Сент-Луисе» в 1944 году стали вытаскивать своих зрителей из военной депрессии демонстрацией золотых времен, красивой жизни богемы на рубеже веков. Невероятно сочный, красочный, технически сложный фильм вырывал людей из объятий горестей и смерти и напоминал о тех временах, когда их единственной заботой были любовь и пейзаж из окна, даже если большинство зрителей таких времен никогда и не видели. Четкого сюжета и тем более проблематики у фильма как будто нет: просто зарисовка из жизни семьи богатого бизнесмена. Он получает повышение (хотя, казалось бы, куда выше) и собирается перевезти родных из особняка в родном Сент-Луисе в неизвестный Нью-Йорк. Но семья против: старшие прожили здесь всю жизнь, а дочери не желают оставлять своих ухажеров. О войне своеобразно напоминает всего один странный персонаж: маленькая девочка Тути, которая практически одержима темой смерти. Но здесь такой персонаж вызывает не ужас, а улыбку. Нельзя сказать, что этот фильм как-то художественно выделяется из череды собратьев по жанру: ни великих певцов, ни великих танцоров здесь нет, а сама история сейчас выглядит ужасно наивно, если не фальшиво. И все-таки даже эксперты отмечает, что эта идеалистическая, прилизанная, сказочная картина манит до сих пор, ведь она так разительно отличается от окружающей действительности с ее войнами, насилием, голодом и болезнями. «Смешная девчонка», 1968 год Первый фильм с Барброй Стрейзанд — «Смешная девчонка» — на фоне остальных фильмов списка выглядит чуть ли не драмой. Сюжет картины основан не на выдуманной сказочной истории, а на реальной биографии певицы и актрисы Фанни Брайс. Она 20 лет пела в известном шоу «Безумства Зигфельда», а потом вела по радио сверхпопулярную программу «Шоу малышки Снукс» до самой смерти. Но создателей фильма (и бродвейского мюзикла, который вышел чуть раньше) интересовала не только карьера Фанни, но и ее сложная личная жизнь. Актриса во второй раз вышла замуж за профессионального игрока Никки Арнстина. Он обманывал Фанни, бесстыдно пользовался ее деньгами и в конце концов попал в тюрьму, но даже после этого актриса его не бросила. Никки ушел сам, как только отсидел срок, бросив Фанни, отстаивавшую его невиновность, и их ребенка. Третий брак актрисы тоже не сложился. В фильме история Никки и Фанни максимально причесана. Мужа актрисы облагородили: и в тюрьму он попал из гордости, и развод предлагал, чтобы не портить жизнь жене и ребенку, и разошлись они в конце концов из-за того, что стали друг другу чужими, а не из-за его предательства. Никки мог играть Фрэнк Синатра, однако Стрейзанд — начинающая актриса, но уже признанная певица — запретила продюсерам его брать из-за личной неприязни. Вариантов у авторов не было, ведь роль Фанни была специально прописана для Стрейзанд. Картина, помимо нестандартного сюжета и очень заметного саундтрека, запомнилась внешностью главной героини. Барбра Стрейзанд, как известно, не отличается привычной красотой голливудских звезд, и эта ее «непривлекательность» обыгрывается в сюжете.