Войти в почту

Виктор Матизен: "Кинотавр"-2018 встретил "Лето"

Кинокритик Виктор Матизен – о том, как начался в Сочи крупнейший фестиваль отечественного кино «Кинотавр» – 2018. Церемонию открытия в субботу провел Данила Козловский в форме диалога молодого человека с самим собой, но 80-летним. Не случайно: в этом году больших картин молодых постановщиков оказалось так много, что к основному конкурсу «Кинотавра» добавился конкурс полнометражных дебютов. Необычное драматургическое решение «протокольного» мероприятия дополнялось не менее оригинальным экранным, воссоздававшим почти 30-летнюю жизнь фестиваля в сгущенном пространстве и времени. Бесконечная череда меняющихся с годами лиц, немалую часть которых можно было увидеть в зале, сообщала сценическому действу ностальгический дух. Это было как нельзя кстати перед последовавшей российской премьерой фильма Кирилла Серебренникова «Лето». В России его до этого не показывали. Режиссер тоже реконструировал утраченное время – 80-е годы, когда «Кинотавра» не существовало даже в проекте, а русский рок становился первостепенным явлением культуры. Показ картины в отсутствие находящегося под домашним арестом режиссера воспринимался символически, и это чувствовалось во всем – и в выступлении президента фестиваля Александра Роднянского, где между слов подчас читалось больше, чем в словах, и в том, как встречали съемочную группу без главного действующего лица, и в том, как смотрели, и в продолжительности аплодисментов после финальных титров. В «Лете» нет привычной драматургии с четким сюжетом и конфликтом – и отчасти поэтому перед нами один из самых свободных фильмов нашего кино, аналоги которому можно найти разве что в 60-х, когда «фильмы без интриги» стали теснить традиционное кино. То, что столь вольную картину сделал лишенный свободы человек, само по себе значимо. В «Лете» важно другое – атмосфера эпохи предчувствий, подспудное ожидание неясного будущего, как в знаменитой песне тех лет «Мы ждем перемен», спонтанное течение жизни по воле рока, запечатленное на черно-белой пленке с анимационными подрисовками и цветными вклейками, расслабленные тусовки, необязательные разговоры, отсылающие к «Июльскому дождю» Марлена Хуциева, ненавязчивый монтаж, слегка намеченные любовные линии, чувственная без напряжения музыка, внезапно срывающаяся в жесткий и пробирающий до костей драйв, и над всем этим – Рок с большой буквы, погубивший двух главных героев «Лета» – Виктора Цоя, разбившегося на мотоцикле в 1990-м, и Майка Науменко, умершего от кровоизлияния в мозг в знаковом августе 1991-го. "Лето" Кирилла Серебренникова: не про Цоя, а про музыку и любовь. Рецензия Sobesednik.ru А ночью на пляже гостей и участников «Кинотавра» поджидало еще одно действо – выступление ансамбля «4’33’’» Алексея Айги, уникального композитора и скрипача на разрыв аорты, которого легко представить в компании только что названных музыкальных гениев конца советской эры, и смотреть на которого так же драйвово, как слушать его исполнение. «Кинотавр» продлится до 10 июня, и хочется, чтобы его продолжение было столь же захватывающим, как начало. Виктор Матизен,Сочи. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №21-2018 под заголовком «"Кинотавр" встретил "Лето"».

Виктор Матизен: "Кинотавр"-2018 встретил "Лето"
© ИД "Собеседник"