Смерть актрисы: кто убил Анастасию Иванову
«Труп 35-летней актрисы Московского театра-студии «Сфера» был обнаружен 3 июня вечером в собственной квартире на Делегатской улице… На теле женщины было обнаружено 2 ножевых ранения, а на шее – удавка…»
Имя погибшей – Анастасия Иванова. Красавица, жена актера Бориса Невзорова… С тех пор прошло ровно четверть века, и сегодня мы вспоминаем эту страшную криминальную историю, в которой, как оказалось в итоге, «закольцованы» сразу три убийства.
Прихотями капризной судьбы Анастасии Ивановой было определено стать актрисой одной роли. Зато какой! В начале 1980-х молодую актрису пригласили сыграть главную героиню в фильме «Не могу сказать «прощай». После выхода в 1982-м на экраны картина имела ошеломительный успех. В том году она вошла в четверку лидеров советского кинопроката.
Фильм имел и еще одно важнейшее значение в жизни девушки. Именно на съемках «Не могу сказать…» начался ее роман с актером Борисом Невзоровым, который закончился счастливым браком и рождением дочери.
Однако вслед за первым ярким успехом достойного продолжения в кино-карьере Анастасии не случилось. В последующие годы список ее работ пополнился лишь несколькими второстепенными ролями.
Новой удачей могла бы, возможно, стать серьезная роль медсестры в завоевавшем позднее популярность зрителей фильме «Батальоны просят огня». Однако хотя Иванова прошла отбор на нее и даже успела сняться во многих эпизодах, режиссер вдруг решил заменить исполнительницу на другую актрису. Это стало серьезным ударом для Анастасии.
Спасти ее от разочарования в своей актерской судьбе постарался муж – Борис Невзоров. Он уже давно думал попробовать себя в качестве режиссера и теперь решил снимать свой дебютный фильм «У попа была собака», одну из ведущих ролей в котором отдал супруге.
Но до премьеры картины Анастасия Иванова не дожила. Вечером 3 июня 1993 года вернувшегося домой Бориса Невзорова ожидал настоящий кошмар. «Я толкнул дверь в квартиру. Было темно. И буквально натолкнулся… нашел в темноте Настю. Какой-то ужас обуял. Не помню, что я орал, что я кричал…», – вспоминал позднее актер.
Начавшееся расследование помогло восстановить картину преступления лишь отчасти.
В те роковые для нее часы Анастасия Иванова была в квартире одна: муж уехал по делам, дочка Полина гостила у бабушки в Адлере. В какой-то момент появился гость. Иванова не только впустила его в квартиру, но даже накрыла стол с импровизированным угощением. Значит, пришел знакомый ей человек. Уверенности в этом сыщикам добавил тот факт, что, как выяснилось, менее чем за полчаса до гибели актриса разговаривала со своей матерью по телефону и, по словам пожилой женщины, при этом голос Насти в трубке был абсолютно спокойным, хотя убийца уже наверняка сидел рядом.
Момент преступления следствию удалось установить достаточно точно. Ведь через полчаса после упомянутого телефонного разговора еще живой тогда Анастасии с матерью в квартиру вернулся Борис Невзоров и обнаружил жену уже мертвой. (Потом актеру долго не давал покоя этот факт: если бы он пришел домой на несколько минут раньше, возможно, удалось бы предотвратить страшное преступление, спасти любимую женщину.)
Причину смерти установили сразу: убийца сперва дважды ударил несчастную ножом, а после еще накинул на шею удавку – для верности! Но кто этот жестокий негодяй, ради чего он лишил жизни молодую женщину?
Установить имя настоящего преступника довольно долго не удавалось. Мешало то отнюдь не благополучное состояние наших органов правопорядка и их материально-технического обеспечения, которое можно было наблюдать в «лихие» 1990-е. По обвинению в убийстве Анастасии Ивановой даже арестовали совсем другого человека. Лишь несколько лет спустя, во многом благодаря случайности, смогли выйти на след истинного виновника смерти актрисы.
Следы, совпадающие со следами, которые оставил в московской квартире убийца Ивановой, нашлись в картотеке Красноярска. Выяснилось, что они принадлежат некоему Сергею Пересветову. В личном деле его сыщики обнаружили удивительный и страшный факт: в молодости этот человек уже был осужден за убийство. И жертвой его тогда стала тоже актриса, которую злодей умертвил точно таким же способом! Неужели маньяк?!
Следователи стали «разматывать» клубок. За то свое преступление Пересветов отсидел 10 лет в одной из лагерных зон в Красноярском крае. Освободившись, перебрался в столичные края. Обнаружилась еще одна характерная черта Пересветова. Он был неравнодушен к театру, к актерской среде и имел приятельские отношения с некоторыми актерами, в том числе довольно близко был знаком и с Анастасией Ивановой. Кроме того в «театральном списке» Пересветова оказался и Александр Савченко – коллега Анастасии по съемкам «Не могу сказать «прощай», исполнитель одной из ролей в этом фильме, с которым молодая женщина была дружна. За три года до описываемой трагедии, в июне 1990-го, Савченко умер от сердечного приступа.
Судя по собранной следствием информации, именно смерть Савченко послужила внешним поводом для появления Пересветова в квартире Анастасии Ивановой. Убийца пришел к своей будущей жертве, чтобы помянуть общего знакомого в связи с очередной годовщиной его смерти. Был ли визит неожиданным для Анастасии, доподлинно не известно. Однако в любом случае Иванова проявила гостеприимство, визит знакомого у нее не вызвал никаких опасений (о криминальном прошлом Пересветова в актерской среде никто не догадывался, этот человек хорошо играл роль культурного, приятного в общении поклонника театра).
Как развивались потом события в квартире, где жила семья Невзоровых-Ивановых, следователям не удалось выяснить. В помещении не обнаружили следов борьбы, значит, скорее всего, преступник напал на молодую женщину неожиданно. Зачем? Однозначного ответа тоже не удалось отыскать. Может быть, «любителем театра» руководил какой-то сиюминутный эмоциональный порыв?
Сам Сергей Пересветов дать показания следствию о своем преступлении не смог. К моменту, когда удалось выяснить его причастность к убийству Ивановой, этого человека уже не было в живых. По роковому стечению обстоятельств его тоже убили. Зарезали ножом!
Душегуба отправил на тот свет во время разгоревшейся бытовой ссоры 13-летний подросток, сын его любовницы. Защищая мать, мальчик нанес Пересветову 17 ножевых ударов.
Вот так замкнулось «кольцо»!