11-ый Чебоксарский Международный кинофестиваль: итоги и послевкусие

В Чебоксарах завершился 11-ый Международный кинофестиваль. О его самых интересных фильмах мы вам и расскажем. О фестивале Конкурс этнического и регионального кино Конкурс игровых фильмов О фестивале Вообще-то, самый первый Чебоксарский кинофестиваль проводился еще в начале 2000-х. Правда, тогда он презентовался как смотр военно-патриотического кино, и с сегодняшним фестивалем общего у него было мало. К тому же, после довольно громкого «старта», Чебоксарский МКФ «ушел в академический отпуск» – и не проводился несколько лет. А потом у организаторов вдруг появилась идея – сделать смотр кинематографии малых народов. Надо сказать, что на тот момент это было довольно неожиданно: фестивалями такого рода у нас никто почему-то не занимался. Впрочем, это «почему-то» стало очевидным при первой же попытке сформировать конкурсную программу: оказалось, что региональных фильмов в стране попросту нет. Режиссер Виталий Суслин (обладатель Гран-при 11-го Чебоксарского МКФ) Дело в том, что до так называемого «якутского бума» было еще далеко: кинематограф Якутии в середине 2000-х только формировался. В Татарстане ничего не снимали, кроме документального короткого метра, но это было здорово, потому что в других регионах не делалось и того. В итоге, от идеи собрать полноценный конкурс из региональных картин организаторам пришлось отказаться: качество присланных работ оказалось настолько низким, что сопоставлять их с настоящими фильмами было бы просто неправильно. Поэтому несколько лет подряд кинематография малых народов показывалась на фестивале только во внеконкурсных программах. Режиссер Александр Прошкин, председатель жюри основного конкурса 11-го Чебоксарского МКФ Однако постепенно ситуация начала выправляться. Якутия вышла на уровень 10-12 проектов в год. Стали появляться вполне приличные картины в Башкортостане, Татарстане и в других регионах. Поэтому сегодня этническое кино – полноправный участник Чебоксарского МКФ. И призов в «малонародной» программе едва ли не больше, чем в основной. Кстати, вот как выглядит структура фестиваля. На нем проводится два конкурса: «Конкурс игровых фильмов» и «Конкурс этнического и регионального кино». Жюри на МКФ тоже два: председателем регионального смотра в этом году стала американский киновед и профессор Нэнси Конди, а основное жюри возглавил Александр Прошкин. Конкурс этнического и регионального кино Если вы никогда не сталкивались с особенностями и проблемами региональной кинематографии, то, оказавшись на этом конкурсе, вы здорово удивитесь. Да-да, первой и самой сильной реакцией у вас будет именно удивление. Слишком уж «разношерстным» покажется вам состав «участников». Полнометражные работы здесь соперничают с двенадцатиминутными «коротышами», а солидные проекты, получившие финансовую поддержку региональных властей – с полулюбительскими дебютами, чей бюджет – ноль рублей ноль-ноль копеек. Показательно в данном случае «столкновение» в конкурсе двух якутских фильмов: «Детства» Никандра Федорова и «Чувака» Владимира Мункуева. Первый снят очень молодым парнем, почти что школьником, второй – режиссером постарше. «Чувак» окупился в прокате 8 раз: сделанный за миллион рублей, он собрал восемь – и это второй результат по сборам в республике Якутия среди местных проектов. «Детство» – фильм откровенно некоммерческий: Никандр сделал его в родном селе силами близких друзей. Тем не менее, обе эти картины, находящиеся по разные стороны кинематографических баррикад, «соперничают» в рамках одного фестиваля. Почему? Потому что Чебоксарский МКФ собирает «под свое крыло» фильмы без оглядки на жанр – и у зрителя есть шанс оценить ситуацию в целом. Александр Прошкин и Виталий Суслин Да и выбор, на самом деле, не слишком велик. В Татарстане, Башкортостане и Республике Бурятия снимается по две (максимум три) полнометражных картины в год. В других регионах и того меньше. И качество, соответственно, очень разное. Но если ничего не показывать – то кинематография развиваться не будет. Поэтому, например, художественный руководитель фестиваля Серегей Лаврентьев взял за правило брать в конкурс все без исключения чувашские работы, снятые за год. И не важно, что к ним можно придираться с художественной точки зрения: кинематограф Чувашии еще так молод, что событием становится даже короткий метр. К тому же, сделаны эти картины с такой искренностью, что за нее простить можно многое… Подкупает своей искренностью и фильм «Дом на луне» Батора Цыбикова (Республика Бурятия) (специальный Диплом Жюри). По-детски наивный и трогательный, он обладает обаянием карапуза, который едва научился ходить, но готов отшагать километры, дабы обойти весь шар земной по экватору. Режиссер не боится сложных кинематографических задач: как структурных, так и визуальных – и это, конечно же, подкупает. Интересно и то, что бюджет «Дома на луне» – это цена двух простеньких камер, купленных специально для съемки фильма. Все остальное – энтузиазм режиссера и помощь его друзей. Постер фильма «Бабич» А вот бюджет «Бабича» (республика Башкортостан) больше в десятки раз. Проект этот знаковый для региона – поэтому история башкирского поэта, боровшегося за независимость республики, снималась на грант местного Министерства Культуры. Да и у руля стоял маститый профессионал – заслуженный деятель искусства Булат Юсупов. В общем, диапазон конкурсных фильмов велик – и это по-настоящему здорово. Конкурс игровых фильмов Может похвастаться разнообразием и вторая программа. Хотя в данном случае это уже «разнообразие» совершенно другого рода. В 2018-м в конкурсе было три международных фильма: «Бесконечный человек» Хью Салливана (Австралия), «Прохожий» Дамбы Байарсайхана (Монголия) и «Нагорная проповедь» режиссера Ю Ён Ы (республика Корея). О последнем фильме нужно рассказать чуть-чуть поподробнее. Режиссер фильма «Нагорная проповедь» Ю Ён Ы Дело в том, что Ю Ён Ы – личность незаурядная, известная во всем мире. В кино она пришла всего одиннадцать лет назад – и за это время успела сделать девяносто одну (!) картину. Только представьте – девяносто одну! Правда, кинематографистом она себя не считает: для нее кино – это возможность донести свои идеи до зрителя, сделать их более наглядными, придать им телесность. Каждый ее фильм – это не художественное произведение с привычной нам точки зрения, а религиозное высказывание. Почему религиозное? – да потому что Ю Ён Ы – буддийская монахиня, цель жизни которой – рассказать о своей вере как можно большему количеству людей. «Нагорная проповедь» – не исключение. В ней Ю Ён Ы говорит о человеческой природе – и о близости буддизма и христианства. Кстати, со своей «Проповедью» режиссер активно путешествовала по всему миру, показывали ее и на ММКФ. Здесь же Ю Ён Ы получила приз «Анне» за лучшую режиссуру. Другие фавориты Чебоксарского МКФ – «Турецкое седло» Юсупа Разыкова и «Голова. Два уха» Виталия Суслина. Фильм о влюбленном кгбэшнике попал здесь под настоящий водопад призов: у «Турецкого седла» специальный приз жюри прессы, приз «Анне» за лучший сценарий и приз «Анне» за главную мужскую роль (актеру Валерию Маслову). Кадр из фильма Виталия Суслина «Голова, два уха» (Гран-при) А победительницей 11-го Чебоксарского Международного кинофестиваля стала картина Виталия Суслина «Голова. Два уха» – честное и трогательное кино о маленьком человечке с большой душой. Да, кому-то фильм может показаться уж слишком бесхитростным, но в этой кажущейся простоте нет ни единой фальшивой ноты, и искренняя любовь и сочувствие к своему герою ощущается в каждом кадре. Тем не менее, любой фестиваль – это не просто призы и награды. Фестиваль – это прежде всего атмосфера, это зрители, которые или приходят на твое кино – или нет. Так вот: Чебоксарский МКФ поражает тем, что пустых залов здесь попросту не бывает. Где бы ни проходил показ: в центральном кинотеатре или на окраине, здесь всегда очень много людей. И людей, готовых не просто смотреть кино – но и обсуждать, спорить. А это даже по меркам ММКФ – бесценно. Так что главная «изюминка» фестиваля – это его зрители. И пусть и дальше так будет. Чебоксарами восхищалась Вера Алёнушкина

11-ый Чебоксарский Международный кинофестиваль: итоги и послевкусие
© Киноафиша