Ещё
Чем занимается Маша из сериала «Саша+Маша»
Чем занимается Маша из сериала «Саша+Маша»
Актеры
Что не так с именем Данилы Багрова в "Брате"
Что не так с именем Данилы Багрова в "Брате"
Фильмы
Где сейчас актеры из “Маски-шоу”
Где сейчас актеры из “Маски-шоу”
Актеры
Неудачные дубли, сделавшие фильмы шедеврами
Неудачные дубли, сделавшие фильмы шедеврами
Фильмы
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Доктор Сон
Доктор Сон
Ужасы
Купить билет
Ангелы Чарли
Ангелы Чарли
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Семейка Аддамс
Семейка Аддамс
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Терминатор: Темные судьбы
Терминатор: Темные судьбы
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Стражи Арктики
Стражи Арктики
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Верность
Верность
Драма
Купить билет
Хороший лжец
Хороший лжец
Драма
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Мидуэй
Мидуэй
Боевик, Исторический, Драма
Купить билет
Во всё тяжкое
Во всё тяжкое
Трагикомедия
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Девятая
Девятая
Исторический, Приключение, Триллер
Купить билет
Идеальный пациент
Идеальный пациент
Триллер
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Холодное сердце 2
Холодное сердце 2
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет

11-ый Чебоксарский Международный кинофестиваль: итоги и послевкусие 

11-ый Чебоксарский Международный кинофестиваль: итоги и послевкусие
Фото: Киноафиша
В Чебоксарах завершился 11-ый Международный кинофестиваль. О его самых интересных фильмах мы вам и расскажем.
О фестивале Конкурс этнического и регионального кино Конкурс игровых фильмов
О фестивале
Вообще-то, самый первый Чебоксарский кинофестиваль проводился еще в начале 2000-х. Правда, тогда он презентовался как смотр военно-патриотического кино, и с сегодняшним фестивалем общего у него было мало. К тому же, после довольно громкого «старта», Чебоксарский МКФ «ушел в академический отпуск» — и не проводился несколько лет.
А потом у организаторов вдруг появилась идея — сделать смотр кинематографии малых народов. Надо сказать, что на тот момент это было довольно неожиданно: фестивалями такого рода у нас никто почему-то не занимался. Впрочем, это «почему-то» стало очевидным при первой же попытке сформировать конкурсную программу: оказалось, что региональных фильмов в стране попросту нет.
Режиссер (обладатель Гран-при 11-го Чебоксарского МКФ)
Дело в том, что до так называемого «якутского бума» было еще далеко: кинематограф Якутии в середине 2000-х только формировался. В Татарстане ничего не снимали, кроме документального короткого метра, но это было здорово, потому что в других регионах не делалось и того. В итоге, от идеи собрать полноценный конкурс из региональных картин организаторам пришлось отказаться: качество присланных работ оказалось настолько низким, что сопоставлять их с настоящими фильмами было бы просто неправильно. Поэтому несколько лет подряд кинематография малых народов показывалась на фестивале только во внеконкурсных программах.
Режиссер , председатель жюри основного конкурса 11-го Чебоксарского МКФ Однако постепенно ситуация начала выправляться. Якутия вышла на уровень 10-12 проектов в год. Стали появляться вполне приличные картины в Башкортостане, Татарстане и в других регионах. Поэтому сегодня этническое кино — полноправный участник Чебоксарского МКФ. И призов в «малонародной» программе едва ли не больше, чем в основной.
Кстати, вот как выглядит структура фестиваля. На нем проводится два конкурса: «Конкурс игровых фильмов» и «Конкурс этнического и регионального кино». Жюри на МКФ тоже два: председателем регионального смотра в этом году стала американский киновед и профессор Нэнси Конди, а основное жюри возглавил Александр Прошкин.
Конкурс этнического и регионального кино
Если вы никогда не сталкивались с особенностями и проблемами региональной кинематографии, то, оказавшись на этом конкурсе, вы здорово удивитесь. Да-да, первой и самой сильной реакцией у вас будет именно удивление. Слишком уж «разношерстным» покажется вам состав «участников». Полнометражные работы здесь соперничают с двенадцатиминутными «коротышами», а солидные проекты, получившие финансовую поддержку региональных властей — с полулюбительскими дебютами, чей бюджет — ноль рублей ноль-ноль копеек.
Показательно в данном случае «столкновение» в конкурсе двух якутских фильмов: «Детства» Никандра Федорова и «Чувака» Владимира Мункуева. Первый снят очень молодым парнем, почти что школьником, второй — режиссером постарше. «Чувак» окупился в прокате 8 раз: сделанный за миллион рублей, он собрал восемь — и это второй результат по сборам в республике Якутия среди местных проектов. «Детство» — фильм откровенно некоммерческий: Никандр сделал его в родном селе силами близких друзей. Тем не менее, обе эти картины, находящиеся по разные стороны кинематографических баррикад, «соперничают» в рамках одного фестиваля. Почему? Потому что Чебоксарский МКФ собирает «под свое крыло» фильмы без оглядки на жанр — и у зрителя есть шанс оценить ситуацию в целом.
Александр Прошкин и Виталий Суслин
Да и выбор, на самом деле, не слишком велик. В Татарстане, Башкортостане и Республике Бурятия снимается по две (максимум три) полнометражных картины в год. В других регионах и того меньше. И качество, соответственно, очень разное. Но если ничего не показывать — то кинематография развиваться не будет. Поэтому, например, художественный руководитель фестиваля Серегей Лаврентьев взял за правило брать в конкурс все без исключения чувашские работы, снятые за год. И не важно, что к ним можно придираться с художественной точки зрения: кинематограф Чувашии еще так молод, что событием становится даже короткий метр. К тому же, сделаны эти картины с такой искренностью, что за нее простить можно многое…
Подкупает своей искренностью и фильм «Дом на луне» Батора Цыбикова (Республика Бурятия) (специальный Диплом Жюри). По-детски наивный и трогательный, он обладает обаянием карапуза, который едва научился ходить, но готов отшагать километры, дабы обойти весь шар земной по экватору. Режиссер не боится сложных кинематографических задач: как структурных, так и визуальных — и это, конечно же, подкупает. Интересно и то, что бюджет «Дома на луне» — это цена двух простеньких камер, купленных специально для съемки фильма. Все остальное — энтузиазм режиссера и помощь его друзей.
Постер фильма «Бабич»
А вот бюджет «Бабича» (республика Башкортостан) больше в десятки раз. Проект этот знаковый для региона — поэтому история башкирского поэта, боровшегося за независимость республики, снималась на грант местного . Да и у руля стоял маститый профессионал — заслуженный деятель искусства . В общем, диапазон конкурсных фильмов велик — и это по-настоящему здорово.
Конкурс игровых фильмов
Может похвастаться разнообразием и вторая программа. Хотя в данном случае это уже «разнообразие» совершенно другого рода. В 2018-м в конкурсе было три международных фильма: «Бесконечный человек» Хью Салливана (Австралия), «Прохожий» Дамбы Байарсайхана (Монголия) и «Нагорная проповедь» режиссера Ю Ён Ы (республика Корея). О последнем фильме нужно рассказать чуть-чуть поподробнее.
Режиссер фильма «Нагорная проповедь» Ю Ён Ы Дело в том, что Ю Ён Ы — личность незаурядная, известная во всем мире. В кино она пришла всего одиннадцать лет назад — и за это время успела сделать девяносто одну (!) картину. Только представьте — девяносто одну! Правда, кинематографистом она себя не считает: для нее кино — это возможность донести свои идеи до зрителя, сделать их более наглядными, придать им телесность. Каждый ее фильм — это не художественное произведение с привычной нам точки зрения, а религиозное высказывание. Почему религиозное? — да потому что Ю Ён Ы — буддийская монахиня, цель жизни которой — рассказать о своей вере как можно большему количеству людей. «Нагорная проповедь» — не исключение. В ней Ю Ён Ы говорит о человеческой природе — и о близости буддизма и христианства. Кстати, со своей «Проповедью» режиссер активно путешествовала по всему миру, показывали ее и на ММКФ. Здесь же Ю Ён Ы получила приз «Анне» за лучшую режиссуру.
Другие фавориты Чебоксарского МКФ — «Турецкое седло» и «Голова. Два уха» Виталия Суслина. Фильм о влюбленном кгбэшнике попал здесь под настоящий водопад призов: у «Турецкого седла» специальный приз жюри прессы, приз «Анне» за лучший сценарий и приз «Анне» за главную мужскую роль (актеру Валерию Маслову).
Кадр из фильма Виталия Суслина «Голова, два уха» (Гран-при)
А победительницей 11-го Чебоксарского Международного кинофестиваля стала картина Виталия Суслина «Голова. Два уха» — честное и трогательное кино о маленьком человечке с большой душой. Да, кому-то фильм может показаться уж слишком бесхитростным, но в этой кажущейся простоте нет ни единой фальшивой ноты, и искренняя любовь и сочувствие к своему герою ощущается в каждом кадре.
Тем не менее, любой фестиваль — это не просто призы и награды. Фестиваль — это прежде всего атмосфера, это зрители, которые или приходят на твое кино — или нет. Так вот: Чебоксарский МКФ поражает тем, что пустых залов здесь попросту не бывает. Где бы ни проходил показ: в центральном кинотеатре или на окраине, здесь всегда очень много людей. И людей, готовых не просто смотреть кино — но и обсуждать, спорить. А это даже по меркам ММКФ — бесценно. Так что главная «изюминка» фестиваля — это его зрители. И пусть и дальше так будет.
Чебоксарами восхищалась Вера Алёнушкина
Видео дня. Советские кинозвезды, умершие в нищете
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео