«Съемки фильма были похожи на сеанс экзорцизма»

Сегодня создатели и актеры конкурсного фильма основной программы 29-го «Кинотавра» «Русский бес» встретились с журналистами, чтобы рассказать о работе над картиной и услышать первые впечатления от просмотра.

«Съемки фильма были похожи на сеанс экзорцизма»
© Кадр из фильма "Русский бес"

Режиссер Григорий Константинопльский ударно отметил вчерашнюю премьеру, поэтому в самом начале пресс-конференции обратился хриплым голосом ко всем присутствующим: «Давайте поскорее закончим. Очень хочется вернуться в номер и прилечь!» Впрочем, повод для радости у него, действительно, был весомый.

Окончательную версию «Русского беса» смонтировали буквально за несколько дней до «Кинотавра». Сам фильм снимался в рекордно короткие сроки (всего 14 смен) и с минимальным бюджетом. Но несмотря на все трудности, «Русский бес» все-таки был представлен жюри кинофестиваля, собрал в зале рекордное количество зрителей и вызвал целую гамму эмоций - от гомерического смеха до сентиментальных слез.

В центре сюжета - история героя нашего времени Святослава Иванова (Иван Макаревич). Он влюбляется в невинную девушку с тургеневским именем Асю (Любовь Аксенова) и решает на ней жениться.

Правда, перед этим ему придется начать собственный бизнес - открыть ресторан, чтобы создать для Аси те условия жизни, к которым она привыкла. На пути молодого человека встает масса серьезных препятствий, в том числе и некий тайный недоброжелатель, который хочет погубить и бизнес Святослава, и его самого.

Запутанный клубок событий приводит к целому ряду жертв, погибающих от руки несвятого Свята (правда, не всегда ясно - реальны или метафоричны эти убийства), а сама картина постепенно трансформируется из черной комедии то в хоррор, то в фантасмагорию.

«Это картина о человеке, который жаждет успеха, его страшит забвение, он хочет любой ценой выскочить, как черт из табакерки, - рассказал режиссер Григорий Константинопольский. - В фильме много чего от «Бесов» и «Преступления и наказания» Достоевского. Конечно, это великие романы. И те вопросы, которые в них затрагиваются, актуальны в каждом веке, в каждом поколении. Они терзают наши души по сей день»

У фильма есть и англоязычное название Russian Psycho, что, по словам режиссера, является отсылкой к картине «Американский психопат» с Кристианом Бэйлом.

«Эта картина помогла мне изгнать собственных бесов, конечно же, с помощью Григория Константинопольского, - заявил исполнитель главной роли Иван Макаревич. - Это были съемки в сочетании с сеансами экзорцизма!»

Неизбежно на пресс-конференции была затронута тема героев времени и будущего, которое ожидает нынешнее молодое поколение.

«До героя этого фильма доходит, кто он и что он, но слишком поздно, - прокомментировал Григорий Константинопольский. - Это личная история. В фильме я говорю про себя. Я никого не обвиняю, никого не осуждаю, я сам с собой борюсь внутри. Я надеюсь, что сохраню ту веру и ту любовь, которая пока еще есть в моем сердце. Я держусь за нее, я хватаюсь за нее и она меня спасает. Если говорить о будущем... Я не политолог, и политики в моем кино нет совершенно. Хотелось сделать фильм о душе, о вещах, которые волнуют лично меня»

Фотография: Максим Кашин Григорий Константинопольский, Иван Макаревич, Любовь Аксенова

Прокатная судьба «Русского беса» пока неизвестна. Создатели рассчитывают выпустить фильм на широкие экраны осенью 2018 года, но многое будет зависеть от того, как примут эту картину члены жюри «Кинотавра» и кинопрокатчики на спецпоказах.