Фильмы Киры Муратовой, обязательные к просмотру

«Среди серых камней советской жизни Кира Муратова была каким-то неземным и живым существом. Она творила всегда вопреки. Но благодаря ей мы многое открыли в себе самих», - написал в Facebook телеведущий Борис Берман. - И нет больше надежды, что она снимет новое кино, и душе моей откроется что-то такое, что я чувствовал, но выразить это могла только Кира Муратова».

Фильмы Киры Муратовой, обязательные к просмотру
© Кадр из фильма "Короткие встречи"

А мы вспомнили самые известные фильмы режиссера, которые стоит увидеть хотя бы раз!

«Короткие встречи» (1967)

Фильм появился в те времена, когда была модной профессия геолога... Работница чайной Надя знакомится с геологом Максимом. У него — эффектная профессия, «романтический» облик, гитара, лёгкое отношение к деньгам, умение подать себя. Девушка влюбляется, а он уезжает.

Эта сюжетная линия постоянно пересекается с другой, в которой живёт Валентина Ивановна, жена Максима, видящая его урывками между экспедициями.

Вскоре Надя появляется в их доме под видом домработницы из деревни, чтобы встретить Максима.

© Кадр из фильма "Короткие встречи"

Фильм любопытен, в первую очередь, тем, что в Валентину Ивановну сыграла сама Кира Муратова.

«Долгие проводы» (1971)

Сложные отношения у Евгении Васильевны с сыном-старшеклассником Сашей. Выросший без отца, давно оставившего семью, он стал тяготиться чрезмерной опекой матери, души в нем не чаявшей. Побывав во время летних каникул у отца, поработав вместе с ним в археологической экспедиции, юноша, желая обрести независимость, хочет переехать в Новосибирск.

Узнав об этом, Евгения Васильевна пытается удержать Сашу, еще сильнее досаждая ему. Поначалу парень непреклонен, но потом, осознав, как в сущности она одинока и беззащитна, меняет своё решение.

«Эта семейная драма Киры Муратовой закрепила за ней репутацию режиссера, «погрязшего в пустословие», - говорили кинокритики.

© Кадр из фильма "Долгие проводы"

Муратову надолго отлучили от профессии, картину отпечатали минимальным тиражом в 535 копий, но на экран не пустили, и первые зрители увидели ее по ТВ в 1987 году. Тогда же она попала на фестивали и взяла призы в Локарно и Тбилиси...

«Астенический синдром» 1990

Фильм состоит из двух частей: черно-белой и цветной. По существу это два самостоятельных произведения.

Начинается все с черно-белой новеллы о женщине, похоронившей мужа и в состоянии шока выплескивающей в мир потоки неконтролируемой агрессии. Движимая внутренней болью, героиня сметает все условности культуры: этика, профессиональный долг, житейские ритуалы, элементарная вежливость — все летит в тартарары. И словно столкнувщись с пустотой, там, где предполагалось некое сопротивление человеческого материала, Муратова оставляет этот сюжет в середине фильма и начинает другой — о школьном учителе, заснувшем в метро.

© Кадр из фильма "Астенический синдром"

Фильм стоит посмотреть хотя бы потому, что он до сих пор считается самой противоречивой работой Муратовой. Немало нареканий прозвучало из-за того, что в одном из эпизодов этой картины слышна нецензурная брань... Скандальная ситуация в свое время чуть не отодвинула на второй план сам фильм.

«Мелодия для шарманки» (2009)

Это немного грустная ироничная рождественская история вышла на экраны в 2009-м году, а премьерный показ фильма состоялся в рамках основного конкурса Московского кинофестиваля.

Главные герои — брат и сестра, у которых умерла мать. Накануне Рождества их собираются отправить в разные интернаты, но они не хотят разлучаться и сбегают в город, чтобы найти своих отцов.

Алена и Никита попадают на улицу и борются за выживание в мире, где до них никому нет никакого дела.

© Кадр из фильма "Мелодия для шарманки"

На пресс-конференуии, посвященной своему юбилею Кира Муратова назвала фильм рождественской сказкой, наподобие произведений Ганса Христиана Андерсена. Однако критики назвали картину первым «первым по-настоящему злым и социальным фильмом Муратовой после ее знаменитого «Астенического синдрома».

«Чувствительный миллиционер» (1992)

Персонажи фильма — смешные, трогательные, хорошие люди много спорят о том, кому удочерить найденного в капусте ребенка.

По словам режиссера, в отличие от предыдущих лент, это чистосердечная история без подвоха, почти сказка, а эстетика картины — нечто близкое к витрине фотоателье, где на тебя таращатся розовощекие младенцы и улыбчивые молодожены...

© Кадр из фильма "Чувствительный миллиционер"