Войти в почту

Шедевр или гламурная «попсятина». Что пишут о фильме «Лето» про Викторя Цоя

В Россию пришло «Лето» ростовского режиссера Кирилла Серебренникова. Премьерный показ кинокартины состоялся в Москве на экране «Гоголь-центра» 6 июня. С 7 числа показ фильма стартовал в кинотеатрах страны. Немногим ранее «Лето» посмотрели во французских Каннах и в Сочи на «Кинотавре», куда автор не смог поехать – находится под домашним арестом по обвинению в мошенничестве. Собственно, и досняли-то картину уже без его участия. Эта криминальная история привлекла внимание публики к фильму задолго до его выхода на экраны и, что называется, добавила перцу во все приправы-комментарии ещё до готовности «блюда». Последнее «Лето» О чём же «Лето»? Оно посвящено советской андеграундной музыке 1980-х годов, рок-группе «Кино» и молодому Виктору Цою. И это не документальный фильм, а музыкальная фантазия. Говоря словами сценариста Михаила Идова, фильм даже не совсем про Цоя, «Он про молодость, свободу, любовь и дружбу. А факты – они там есть, но они не главное». Для тех, кто ещё не смотрел ленту, скажем, что Виктора Цоя в фильме играет немецкий актёр с корейскими корнями Тео Ю, не владеющий русским языком. Поэтому его озвучивает певец и музыкант Денис Клявер. Исполнители других главных ролей, лидера группы «Зоопарк» Майка Науменко и его жены Натальи Науменко – выходец из Таганрога, российский музыкант, лидер и солист группы «Звери» Рома Зверь (Билык) и Ирина Старшенбаум. Добавим, что по данным сайта «КиноПоиск», с таким же названием, как у Кирилла Серебренникова за всю историю кино создано более десятка фильмов, в том числе – один сериал, а всего в мире существует 1136 лент, в название которых есть слово «лето». Триумфальное шествие? Начнём с того, что в Каннах «Лето» стал лучшим фильмом по мнению журналов о кино, а Рома Зверь получил престижную награду за саундтрек к фильму. А председатель жюри 71-го Каннского международного кинофестиваля австралийская актриса Кейт Бланшетт, по словам продюсера Ильи Стюарта, сказала, что отбирают 20 лучших фильмов из более двух тысяч заявок, и это очень качественное кино. И кое-кто тут же заговорил о триумфальном шествии российской каритны... Восхищённые зрители пишут в социальных сетях о фильме как о «лете нашей души». JSeriza: «Фильм Кирилла Серебренникова я ждала с прошлого августа, верила, что он выйдет хорошим. Сразу же могу сказать: результат даже превзошёл мои ожидания, вместив в себя ту самую атмосферу поиска внутренней свободы, которой нам так не хватает по сей день». Leon: Многие песни-слова Цоя актуальны и сегодня, убили поэта... Елена Смолина: «Сторожа днем и музыканты ночью, влюбленные, не позволившие себе влюбленности, люди, не способные (пока) повлиять на систему, - понятные и сегодня герои. Правда, в том случае дождавшиеся все-таки своих перемен». Михаил Дворников: «В общем Виктор Цой у всех разный и уже оброс слоями разных мифов и историй. Думаю, что каждый имеет право высказываться в разных форматах! Главное слышать друг друга!» Василий Степанов: «Биографии людей на экране невозможно отливать в бронзе или высекать в граните, разве что нарисовать в школьной тетрадке шариковой ручкой. И уже за эту необязательность приговора, который выносят эпохе Серебренников и компания, хочется сказать спасибо». Анна Багаева: «Тео даже не говорит по-русски. Это очень странно, но тем интереснее смотреть фильм!» Кстати, вот что сказал сам исполнитель роли Цоя Тео Ю о своей работе: «Я почувствовал огромную ответственность. В России живет более 144 млн человек. И каждый знает Виктора Цоя. Он как святой. Это легенда». восточная пруссия: «Шедевр! Цой жив!» «Не трогайте Бога!» Как всегда, после очередной кинопремьеры, мнения зрителей разделяются. В случае с «Лето» – они практически все абсолютно полярны. И есть ощущение, что тех, кому фильм не понравился, больше и они крайне резки в высказываниях. Капитан Никитин: «Я учился с Серебренниковым в РГУ с 1987 по 1992 г. Считал я его мудаком. Хотя многие после считали его великим театралом и режиссером. Приятно получить подтверждение своей правоты через столько лет». Малай: «Не пришло ещё время снимать фильмы про Цоя, надо что бы лет 100 прошло минимум, а то вышла такая же шляпа, как и про Высоцкого. А снимать ради хайпа, как это делают сейчас многие, ни к чему хорошему не приведет. Подобная гонка, кто быстрее снимет фильм о Цое, только размоет в глазах зрителей его личность. Спешка нужна при ловле блох, при создании картины нужно чувство времени». Алишер Якубов: «Автор ты идиот, ни слова не сказал про то, что Цой не был голубым, его хотят таким сделать... сказал много, а по сути ничего!» Never Never: «Киньте пару сребреников Серебренникову, и пусть больше он ничего не делает». Pit42349: «Мне кажется, фильм заказной, «джинса», так называемая. А вот зачем и кому это нужно – уже вопрос другой. Вероятно, верёвочки ведут примерно в те же места, откуда шли попытки уничтожить в Москве стену Цоя и к иным похожим поползновениям». Bomzpodval Leningrad: «Нельзя трогать Бога ради славы. Бог простит, а люди нет». Анурова Антонина: «Задолбали уже трепать Виктора Робертовича. Ребята, это уже пошло, просто пошло». The Man With The Wings: «Историю о жизни двух легенд питерского рока превратили в гламурную попсятину!» Den Kobzar: «Зачем всем этим людям Цой? Зачем им Майк? Что для них ленинградский рок? Зачем это все Роме Зверю? Что об этом всем знает актриса Старшенбаум? Понимает ли корейский актер, о чём песни «Камчатка», «Алюминевые огурцы», «Группа крови» или почему Цой так любил, например, фильмы с Брюсом Ли?» «Вместо тепла – зелень стекла, Вместо огня – дым... » И это ещё не всё. «Лето» лидирует в рейтинге российских кинокритиков. Она разная. Пишут даже о том, что заявление картины на конкурс в Каннах – жест солидарности с режиссёром, находящимся в затруднительной жизненной ситуации, и он пока преобладает над самим фильмом. Что же не так? Вот как на этот вопрос отвечает Andrey Krupnov: «Серебренников в первых сценах фильма рисует отношения Майка и Цоя с Ионанна Крестителя и Христа, когда первый понимая, что «идущий за мной сильнее меня», по сути отказывается от дальнейшего развития собственной карьеры ради продвижения восходящей звезды русского рока. Однако фильм оказался совершенно не про русский рок начала 80-х, горластый и ершистый, гениальный и корявый, как и положено андеграунду, пробившемуся сквозь асфальт, в который советская система закатала эстраду, и через несколько лет спевшему на её похоронах. «Лето» - гимн вполне современной тусовочке и её автопортрет... » Картину раскритиковал лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков, ещё на стадии сценария, назвав его «ложью от начала до конца». Депутат Госдумы Виталий Милонов обратился в Минкульт с просьбой забрать прокатное удостоверение у фильма Кирилла Серебренникова. По заверениям многих коллег и друзей Виктора Цоя, картина не имеет ничего общего с действительностью и требует серьезной корректировки. Как бы там ни было, создатели честно признаются в неисторичности работы, можно ли это поставить им в упрёк. Так о чём же «Лето»? Возможно, фильм – просто повод для того, чтобы с большого экрана прозвучали песни, определившие лицо и настроения целого поколения. И пусть Цой и Майк «вышли покурить, их гитары пока ещё есть, кому держать». И это уже здорово.