Ещё
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Актеры
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Сериалы
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Фильмы
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
ТВ
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Проксима
Проксима
Боевик, Драма
Купить билет
Риф. Новые приключения
Риф. Новые приключения
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Ходячий замок
Ходячий замок
Мультфильм, Аниме, Фэнтези
Купить билет

Как менялся образ роковой женщины в фильмах 

Как менялся образ роковой женщины в фильмах
Фото: КТО?ЧТО?ГДЕ?
Женщина-вамп, умело соблазняющая и губящая мужчин, — всегда ли этот образ был одинаковым в кинематографе? Как он менялся от немого кино до современных блокбастеров?
Человеческая история всегда была полна примерами роковых, губительных женщин, — начиная со сладкоголосых сирен древнегреческой мифологии, которые норовили увлечь моряков в гибельную пучину морскую. Впрочем, у них и богини через одну — особы довольно тяжелого характера, мужчин уничтожали в массовых количествах. Затем средневековые легенды с демоническими суккубами — те сначала подбивали лиц мужского пола к безудержному разврату, чтобы потом выпить все жизненные силы. В Библии это Саломея, которая интригами и женской лестью убедила подать ей голову Иоанна Крестителя на блюде. Да и в реальной жизни таких дам тоже было достаточно — и их портреты полны штрихов почти мистических. От царицы Клеопатры до  — французский совет «поискать женщину» родился совершенно не случайно.
Кино и литература, разумеется, никак не могли оставаться в стороне, живописуя именно то, что происходило в жизни, — разве что иногда сгущая краски и слегка приукрашивая ради красоты сюжета. Кинематограф сперва выделил роковым женщинам нишу детективных триллеров, но довольно скоро им стало в этих рамках тесно и скучно, так что сегодня образ соблазнительной и опасной дамы по-прежнему актуален и интересен зрителям. Проследим эволюцию роковой женщины в фильмах — от эпохи немого кино до новейших блокбастеров: как менялся типаж и почему.

Женщина-вамп

Самый яркий пример хищного образа начала ХХ века — у Теде Баре в ленте «Жил-был дурак», снятой в 1915 году по мотивам произведения Киплинга «Вампир». Актриса тут же стала первым в истории киношным секс-символом: «пожирательницей мужчин» сразу захотели быть многие из ее поклонниц. Впрочем, еще и эпоха декаданса сама по себе накрывала гендерные отношения толстым слоем мистицизма и драматизма.
Следом появился фильм «Мордашка» — и для 1933 года он оказался очень откровенным. Уже через год вступил в силу производственный Кодекс Хейса, благодаря которому на долгие годы с экранов на зрителя смотрели сплошь целомудренные лица. Но героиня — женщина-вамп, сыгранная , — все же успела показать всю степень безнравственного и весьма соблазнительного поведения. И сделала это довольно красиво, покорив своими чарами по дороге даже будущую икону вестернов — молодого .
kto-chto-gde.ru
Кадр из фильма "Мордашка" (1933 г)
Пресными фильмы оставались не так уж долго — всего десятилетие, после чего образ femme fatale стал для кино прямо-таки стереотипным.

Образ роковой женщины в нуарах

40-е годы запомнились любителям кино волной нуаров: эти остросюжетные криминальные драмы с особым набором стилевых приемов сразу обрели своих поклонников по всему миру. Роковая женщина являлась одной из ключевых фигур во всех подобных фильмах. Чаще всего сюжет брался из литературы и быстренько перелицовывался, а в книгах о крутых детективах надолго поселилась вероломная особа, служащая источником множества бед крутого парня — главного героя.
Историки с психологами утверждают, что возникновение подобного образа роковой женщины в середине прошлого века не случайно — именно тогда пошла мода отрицать сами идеи патриархального общества. Отдельные дамы поднимали бунт против идей материнства и открыто заявляли о своем нежелании сидеть дома и вытирать носы детям с поварешкой в руке. Их порицали и им подражали. Управлять мужчинами социально, политически и экономически они никак не могли, так что оставалось только пытаться манипулировать ими через эмоции, действуя коварно и изощренно.
Нынешние феминистки, в свою очередь, охотно признавая всю порочность женщин нуара, видят в них определенную прогрессивность. Да, они были холодны, охочи до чужих — мужских — денег, расчетливы и безнравственны. Но вместе с тем — загадочны, умны, сексуальны, независимы. Они точно знали, чего хотят от жизни, мира и конкретного мужчины, — и активно добивались своей цели. Этот образ пугал и притягивал одновременно — а в кинематографе и вовсе стал настоящим открытием, ведь чаще всего актрисам оставалось лишь «оттенять» главного героя.
Роковые женщины в нуарах делали мужчину своим оружием, но в конце всегда получали возмездие за свои злодейские похождения. Все та же Барбара Стэнвик в «Двойной страховке» 1944 года или  в «Мальтийском соколе», снятом в 1941-м, — наглядное подтверждение того, что зло всегда оказывается в проигрыше. Но насколько при этом они соблазнительно выглядят, но как двигаются!
kto-chto-gde.ru
Кадр из фильма "Двойная страховка" (1944 г)
Дальше образ роковой красавицы успешно эксплуатировался в любом мало-мальски заметном кино-детективе — или в фильме вообще, если возникал хотя бы малейший намек на интригу в сюжете. Это практиковалось десятилетиями и всем от этого, казалось, было хорошо, но тут наступила пора полного эмансипе — так что зрителям явно стало маловато злодейства в чистом виде. Пусть и очень соблазнительно оформленного. Сама концепция образа стало постепенно меняться, не говоря уже об активной миграции в другие жанры кино.

Проникновение в другие жанры

В последние годы с экрана на нас смотрит — и активно действует — образ переосмысленный, и вариаций появляется все больше. Массовая культура породила любовь к сверхъестественному и вот, например, мы видим в «Теле Дженнифер» образца 2009 года. Там демонесса-суккуб становится совершенно реальной и буквальной, не метафорически, а физиологически закусывая похотливыми подростками.
Главной площадкой femme fatale теперь становятся боевики и экранизации комиксов про супергероев, и роскошная женщина вполне может быть положительной героиней — например, Скарлет Йохансон в роли Черной Вдовы в ленте «Мстители». Элементы рокового образа может нести и вполне самодостаточный женский персонаж с полным набором душевных качеств всего спектра — взять тех же героинь , от ее Лары Крофт до миссис Смит, которая одинаково хорошо томно взирает из-под ресниц и стреляет с двух рук одновременно. И то, и другое в ее случае работает убийственно — часто в буквальном смысле.
kto-chto-gde.ru
Кадр из фильма "Тело Дженнифер" (2009 г)
Сейчас это едва ли не пример для подражания — настолько глубокий и сильный, что мужчина рядом, кажется, становится и вовсе не нужен. Может быть, в этом и заключается правда? Женщина, ставшая самостоятельной единицей, может быть вообще кем угодно — шпионкой, достопочтенной матерью семейства и верной супругой — и быть при этом вполне себе роковой. Что в жизни — то и на экране, и от этого вряд ли можно куда-то деться.
Видео дня. Какой стала внучка Женечка из «Сватов»