ДНЕВНИК КИНОТАВРА-2018. День 3-4
Кинотавр-2018 – это американские горки. Начавшись «за здравие», он продолжился «за упокой». И когда зрители и журналисты почти смирились с довольно низким уровнем фильмов, фестиваль снова стал набирать высоту. Шило в голове и девочка с пистолетом – День третий - «Двое», режиссер Тимофей Жалнин, Конкурс Дебютов - «Ван Гоги», режиссер Сергей Ливнев, Основной Конкурс - «Два билета домой», режиссер Дмитрий Месхиев, Основной Конкурс Осторожно, режиссер в кризисе! – День четвертый - «Глубокие реки», режиссер Владимир Битоков, Конкурс Дебютов - «Дядя Саша», режиссер Александр Гордон, Основной Конкурс - «Русский бес», режиссер Григорий Константинопольский, Основной Конкурс Шило в голове и девочка с пистолетом – День третий Кадр из фильма «Двое» «Двое», режиссер Тимофей Жалнин, Конкурс Дебютов Он любит ее, она любит его – и все прекрасно, и мир в кармане. Вот только «третьего не лишнего» нет. В том смысле, что ребенок в семье так и не появился. А девушке Наде он очень нужен. И пара идет в тайгу, к заповедным озерам, будто бы лечащим от бесплодия. Правда, Надин отец пытался дочь не пустить – и здорово разозлился, когда его не послушали… Первые дни 29-ый Кинотавр был фестивалем одной темы. Пять из шести конкурсных фильмов – это картины «отцов и детей». При этом растановка сил всякий раз повторяется: все «отцы» без исключения деспотичны и с усердием, достойным лучшего применения, портят своим отпрыскам жизнь. С чем связано такое сюжетное «разнообразие» сказать не могу – не знаю. Видимо, другого источника проблем и конфликтов для авторов просто не существует. И «Двое» не исключение. Отец здесь – истинный самодур, еще и облаченный властью: он является владельцем горнодобывающей корпорации «Кронос» (миленькое название, особенно с учетом того факта, что одноименное божество пожирало своих детей). Собственно, это даже не человек, это схема, персонификация власти. Что касается основных персонажей (Андрея и Нади), то они прописаны гораздо более интересно, беда лишь в том, что в какой-то момент фильм превращается в очередную модификацию «Выжившего», а это не есть хорошо, ибо предсказуемо и банально. Картина «Апофеоз войны» Верещагина Тем не менее, мощь и сила тайги, необычные флэшбэки, совершенно гениальная сцена корпоративной вечеринки на месте горнодобывающих работ, отсылка к «Апофеозу войны» Верещагина – всё это интригует и завораживает. И дает фильму возможность запомниться. «Ван Гоги», режиссер Сергей Ливнев, Основной Конкурс Кадр из фильма «Ван Гоги» Он не такой, как все. В его голове иголка, которую мать воткнула ему при рождении, потому что хотела убить. Тем не менее, Птицын выжил, хотя острый предмет в черепе покоя ему не дает. И кто знает, может, именно поэтому в свои пятьдесят с небольшим он все еще не может встать на ноги: семьи у него нет, детей тоже, его творческие потуги (Птицын занимается инсталляциями) и даром никому не нужны… Да еще тень отца – великого дирижера – все время у него за спиной… Сергей Ливнев, пришедший в кинематограф как сценарист «Ассы» и снявший в начале 90-х два провокационных фильма («Кикс» и «Серп и молот»), много лет работал в нашем кино как продюсер (в его фильмографии и «Страна глухих», и «Любовь в большом городе», и «Гитлер капут!» – то есть жанровый диапазон просто невероятный). И вот, спустя почти четверть века после выхода его последней режиссерской работы, он снова берется за режиссуру. И поверьте, ему есть, что сказать. Кадр из фильма «Ван Гоги» «Ван Гоги» не похож ни на один проект, которыми раньше занимался Сергей Ливнев: ни на режиссерский, ни на продюсерский. Это вдумчивая и очень неординарная драма, чуть театральная, чуть затянутая по темпо-ритму, но искренняя и запоминающаяся. А с визуальной точки зрения «Ван Гоги» и вовсе настоящее чудо (работа оператора Юрия Клименко и художника Эдуарда Галкина – тема отдельной статьи и основной претендент на награду в номинации «За художественное оформление», если бы такая номинация на Кинотавре была). А еще у «Ван Гогов» есть потрясающий артист Алексей Серебряков, а также Елена Коренева, Наталья Негода, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова и польский мэтр Даниэль Ольбрыхский... «Два билета домой», режиссер Дмитрий Месхиев, Основной Конкурс Кадр из фильма «Два билета домой» Детский дом, милая девушка Люба (подозрительно напоминающая слегка повзрослевшую героиню «Леона»). На выпускном выясняется, что квартиру, как воспитанница интерната, она получить не может (администрация идет на подлог, дабы этот симпатичный волчонок не оказался на улице). А причина проста: Люба – не круглая сирота: ее отец жив. Просто он сидит в тюрьме за убийство Любиной матери. Что делать девчонке? – конечно, найти оружие. Ведь убить отца – ее долг… Кадр из фильма «Два билета домой» Ох. «Два билета домой» – это проект Сергея Гармаша.Он его придумал, написал, спродюсировал. Он сыграл главную роль – роль, созданную им же специально для себя. Другими словами, фильм для Сергея Леонидовича не случайный, а выношенный, выстраданный и любимый. Но вот незадача: сработал синдром «позднего Гамлета» – когда актер годами (десятилетиями?) ждет какой-то особенной роли, годами (десятилетиями?) проигрывает эту роль в уме, проходит через все круги ада, чтобы эту роль получить, а когда мечта вдруг сбывается, он выходит на площадку – и ничего сделать не может. Так фигурист, прыгающий на тренировках тулупы в шесть оборотов, падает на Олимпиаде с банальной «ласточки». Потому что слишком важна для него эта Олимпиада, слишком долго к ней шел, слишком сильно ее хотел… Думаю, что с «Двумя билетами домой» произошло то же самое. Авторам хотелось, наверное, чего-то очень большого. Но получилось чуть-чуть по-другому: несуразный сценарий (адски глупая смесь незрелого подросткового романтизма и обывательских представлений о «гопоте»), сбивчивый темпо-ритм, неправдоподобные персонажи... И Сергей Леонидович Гармаш с синдромом «позднего Гамлета». Осторожно, режиссер в кризисе! – День четвертый Кадр из фильма «Дядя Саша» «Глубокие реки», режиссер Владимир Битоков, Конкурс Дебютов Бес и Муха – родные братья. С младенчества они пашут на лесозаготовках. И про лес они знают всё: как волка прогнать, какое дерево для рубки выбрать. Вот только как общаться с людьми, они не очень-то понимают. Поэтому и не догадываются, что идет беда: у жителей соседнего села уже давно чешутся кулаки, когда они слышат их имена… Владимир Битоков – ученик Александра Сокурова. Да-да, он заканчивал ту же мастерскую в Кабардино-Балкарии, что и Кантемир Балагов («Теснота»), и Кира Коваленко («Софичка»). При этом, разумеется, Битоков на своих однокурсников не похож, хотя не расслышать сокуровских интонаций в его «Реках» невозможно. Тем не менее, пред нами настоящее мужское кино: где персонажи брутальны и бородаты, а проблемы можно решить только топором да бейсбольной битой. Как бы то ни было, перед нами один из самых запоминающихся фильмов в конкурсе дебютов: атмосферный, харизматичный, с фантастическими пейзажами лесистых гор... «Дядя Саша», режиссер Александр Гордон, Основной Конкурс Выиграв питчинг и оказавшись снимать очередную браваду во славу духовных скреп, режиссер Александр Авербух решает замутить проект для души: заняться экранизацией Фолкнера. Фолкнер, правда, не поддается: актеры никак не могут понять, чего требует от них режисссер, а режиссер не понимает, чего требовать от себя самого. А тут еще и подржка молодого актера, приехавшая с ним на репетиции, никак не хочет крутить с режиссером роман. Да и собственная благоверная, назначенная по блату на главную роль, вдруг перестала отвечать взаимностью. Одним словом – творческий кризис. «Дядя Саша» – это автошарж, - говорит о своем новом фильме Александр Гордон. – И речь в нем, в общем-то, не обо мне: он о человеке, в которого я бы превратился, начни я снимать по картине в год». Ха! – лукавите немного, Александр Гарриевич. Да, автобиографичных подробностей в «Дяде Саше» нет, но вот то, как ведет себя режиссер на площадке… Здесь у экранного постановщика и у его прототипа общего очень много (чего Александр Гордон не скрывает – он признался в этом в одном из своих интервью). Что и придает фильму особый смак. И ничего, что «Дядя Саша» не поднимается выше анекдота, зато скроен этот анекдот добротно, да и приглашение поговорить об эгоизме художника здесь тоже есть. Плюс самоирония – а она, поверьте, дорогого стоит. «Русский бес», режиссер Григорий Константинопольский, Основной Конкурс Постер фильма «Русский бес» Жениться надо на красивой, молодой и богатой. На трепетной, как лань, и целомудренной, как послушница-кармелитка. И пусть таких «экземпляров» не много: захочешь найти – найдешь. Во всяком случае, Святослав Иванов нашел. Правда, его «кармелитка» Ася столь непорочна, что дальше поцелуев дело никак не идет (хотя оголодавший мужской организм упрямо требует чего-то не столь вегетарианского), однако ради большой и чистой любви можно и потерпеть. Плюс на кону не менее большое (и столь же чистое) состояние Асиного папы, который, кстати, дал Святославу денег на новенький ресторан, дабы будущий зять не выглядел нищим на фоне богатой невесты... Фильм-скандал, фильм-провокация. Кровь, трэш, безумие. И россыпь политических инвектив, разоблачительных лозунгов и рассуждений (точнее, воплей) о времени и себе. Правда, в какой-то момент зуд хулиганства становится сильнее, чем голос разума, и «Русский бес» полностью съезжает с катушек, плодит без счета химер и в итоге тонет в пучине рукотворного хаоса, без которого, в общем, можно было бы обойтись. Будь у фильма жесткий структурный скелет, мы говорили бы о нем, как об одном из главных кинособытий года, но.. Но пока это просто пацанский кайф и пацанское счастье. Кинотавр рассматривала Вера Аленушкина