Ещё
Как Георгий Вицин омолаживал знакомых актрис
Как Георгий Вицин омолаживал знакомых актрис
Актеры
Новые сериалы для длинных зимних вечеров
Новые сериалы для длинных зимних вечеров
Сериалы
5 лучших советских фильмов о пилотах
5 лучших советских фильмов о пилотах
Фильмы
Известный уголовник, сделавший карьеру в кино
Известный уголовник, сделавший карьеру в кино
Актеры
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Война токов
Война токов
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Рождество на двоих
Рождество на двоих
Ромком
Купить билет
Ржев
Ржев
Драма, Военный
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Биография, Драма, Семейный
Купить билет
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Сиротский Бруклин
Сиротский Бруклин
Драма, Криминальный
Купить билет
Аванпост
Аванпост
Триллер, Фантастика
Купить билет
Давай разведемся!
Давай разведемся!
Комедия
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Решала. Нулевые
Решала. Нулевые
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Прекрасная эпоха
Прекрасная эпоха
Трагикомедия
Купить билет
Аббатство Даунтон
Аббатство Даунтон
Мелодрама
Купить билет
21 мост
21 мост
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Тварь
Тварь
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Победила Анна
Фото: Уралинформбюро
привез на сочинский «Кинотавр» фильм, сюжет которого развивается во время Второй мировой войны. Одному из самых интересных и непредсказуемых отечественных кинохудожников, по единодушному мнению критики, удалось сказать новое слово в теме, которая казалась уже давно закрытой. Сегодня, 10 июня, буквально несколько минут назад, состоялось вручение наград фестиваля, где картину «Война Анны» отметили за ……………
А чуть ранее, в перерыве между показами и мероприятиями кинофорума, в эксклюзивном интервью «Уралинформбюро» екатеринбургский режиссер рассказал о своем поиске нового киноязыка.
Алексей Федорченко — российский режиссер и писатель, лауреат Венецианского кинофестиваля, обладатель премии «Марка Аврелия будущего» на Римском фестивале.
В его новой картине шестилетняя Анна (Марта Козлова) два года скрывается от фашистов в недействующем камине в немецкой комендатуре. «Этот камин стоит на пересечении дорог войны», объясняет режиссер, сумевший всю историю Второй мировой сконцентрировать в темном и тесном пространстве убежища маленькой беглянки. Это фильм не о войне, не устает повторять он, это о том, что победила Анна — маленькая девочка победила в этой войне. Фильм выйдет на российские экраны ближе к осени.
— Алексей Станиславович, опущу вопросы о фильме, потому что о нем еще с январской премьеры на фестивале в Роттердаме вас расспросили от и до. Скажите, как смотрели «Войну Анны» в Сочи, на «Кинотавре»?
— Я перецеловался со всеми актрисами нашей страны. Они были все зареванные, и я этим воспользовался. Буквально несколько десятков актрис, которых я с удовольствием целовал у выхода из зала (смеется). Очень хорошо восприняли. Очень правильно.
— Вы неоднократно говорили, что каждой новой картиной хотите сказать новую букву в кинематографе. В чем вы видите основную роль, миссию режиссера: вы больше художник, создатель киноязыка или рассказчик?
— Я сейчас задумался, кто я… Когда я хочу рассказать историю, я пишу историю — у меня есть какие-то вещи, которые не предназначены для экрана. Кино — это история, рассказанная киноязыком. И всегда хочется, чтобы этот киноязык был какой-то новый. Потому что сейчас кризис киноязыка, сценарный кризис. И хочется, чтобы в том, что мы делаем и драматургия была какая-то новая, и картинка была новая. Режиссура — это сочетание множества компонентов, без этого кино не будет.
— Вы постоянно подчеркиваете сверхзадачу: каждый новый фильм должен быть не похож на предыдущий. Это страх повториться или что-то другое?
— Я действительно стараюсь, чтобы так было. Конечно, есть и какой-то свой стиль. Но кино занимаешься долго. Каждый фильм — это полтора года. И успевает надоесть эта стилистика, эта манера — хочется заняться чем-то другим. Поэтому я стараюсь привлекать на картины разных операторов, разных художников. И в каждую историю ищу какого-то другого мастера. Хотя исключения тоже бывают. С теми операторами, с которыми мы уже что-то сняли, я с удовольствием работаю дальше, и надеюсь, что у нас еще будут съемки. Мне интересно, чтобы все было по-разному.
С  и  на «Кинотавре» 2018. Фото: facebook.com/alexey.fedorchenko
— Над «Войной Анны» вы работали с высококлассными европейцами — монтажером Эрви Шнайдом и режиссером перезаписи Винсентом Арнарди, номинантом на «Оскар». Вы говорили о том, что довериться им было непривычно, тяжело. Будете ли повторять этот опыт?
— Всегда очень интересно, когда твой материал кто-то смотрит со стороны и работает с ним как со своим. Кино — это многопользовательский аппарат. У этой машины много водителей. И, конечно, нужно доверять, тем более таким мастерам, как тот же Эрви Шнайд — он делал «Амели», один из моих любимых фильмов. С ними работать — большая честь. И мне бы хотелось более тесного сотрудничества, чем в этот раз получилось — над этой картиной мы работали на расстоянии, удаленно.
— Есть такое, возможно, ошибочное ощущение, что по-настоящему крупные по масштабу вещи получаются только тогда, когда режиссер держит все в своих руках, а всех участников процесса — в ежовых рукавицах…
— Результат всегда зависит от команды. Режиссер с плохой командой не сделает фильм. Он может присутствовать на любом этапе. Пусть даже лично изготавливать декорации. Но сделать все от и до в одиночку не сможет, нужны мастера. А мастеров нужно искать таких, которым ты можешь полностью довериться. Для меня было бы идеально, если бы я просто находился на площадке, а все остальное делали другие. Я к этому стремлюсь, потому что моя основная работа заканчивается на режиссерском сценарии, утверждении раскадровок. Потом есть очень много людей, которые организуют эту работу, техническую. А я стараюсь присутствовать на площадке как некий оплодотворитель.
— Глядя на ваши фильмы кажется, что вам не важен с помощью чего, вы бы и из песка и воздуха сделали чудо. Могли бы вы работать с какими-то другими инструментами, а не только с камерой — музыка, живопись, например?
— Я могу рисовать. И мечтаю рисовать. Я даже уже придумал, что рисовать и как рисовать. Я придумал некий стиль. Но времени, к сожалению, нет, это будет занятие на будущее. Я могу лепить, создавать скульптуры. Лепить из какого-нибудь мягкого материала. Из твердого никогда не пробовал. Вот музыка для меня — какое-то недостижимое искусство. Не то чтобы у меня нет слуха, слух есть. Но я могу без музыки существовать. Для меня тишина — это лучшая музыка, так что музыкантом я бы не стал. А вообще у меня есть около 15 разных профессий.
Актриса Марта Козлова стала открытием российского кино. Кадры из фильма «Война Анны»
— И вы не раз говорили, что хотели бы работать в театре. Насколько это желание выполнимо?
— Это, скорее, тоже мечта детства. Я в детстве и в достаточно серьезной уже юности мечтал о кукольном театре. Мне хотелось, чтобы у меня, как у Карабаса Барабаса, был кукольный театр. Мне нравились взрослые спектакли, да и детские нравились. Это мысль сидела на подкорке. Сейчас я пытаюсь собрать материал для какого-нибудь театрального проекта. С моим соавтором Лидой Канашевой, с которой написали последний сценарий (к фильму «Последняя милая Болгария», съемки которого почти завершены, — прим. ред.), мы пишем еще и пьесы. Пока я их только собираю. Мне хочется, чтобы их было почему-то пять. И тогда я, может быть, начну что-нибудь делать.
— Вы никогда не забываете упомянуть людей, которые вам помогают, хотя кажется, что вы все могли бы сделать и самостоятельно.
— Я очень уважаю людей, с которыми работаю и стараюсь о них говорить. Потому что мне кажется, что славу нужно делить на всех.
— Это — важная позиция… Почему вы никогда не работаете над сценариями в одиночку?
— Да, это важно. Тем более в кино. Я вчера в одном из интервью сформулировал, что кино — это такой оптический прибор, где не только моя линза существует. Но существует еще линза оператора, художника, композитора. Каждый преломляет по-своему. Получается некий совместный взгляд. И было бы глупо, если бы я говорил, что это — мое кино. Это совсем не так. Это кино коллектива замечательных специалистов, художников.
Конечно, я могу сам в том числе и писать. У меня есть книжка, которая получила приз за лучший дебют 2013 года. Я люблю писать. Но последнее время проектов много, а времени мало. И мне хочется, чтобы параллельно работало несколько историй, несколько пьес, сценариев, проектов.
— Да, вы работаете в каком-то фантастическом ритме.
— Получается, да. Получается, что я много работаю. Но снаружи это не видно совершенно. И все-таки каждый день мне, например, удается часа два пострелять в мою любимую стрелялку. Это — мой отдых. Это чистит мозги. Серьезно. А ночью я пишу, потому что мои авторы не из Екатеринбурга. Мой постоянный сейчас соавтор — Лида Канашева, она живет в Москве. Лида укладывает ребенка, а по Екатеринбургу — это уже час ночи, и выходит на связь. Так мы 2, 3, 4 часа сидим и работаем. Это когда нет съемок. Когда идут съемки, я встаю в 7.00 и ночью работать уже не получается.
Кадры из фильма «Война Анны»
— Несмотря на мировое имя, на пресловутые аплодисменты Тарантино, несмотря на весьма обширную географию в ваших картинах — от Индонезии до Марий-Эл, все равно не покидает ощущение, что вы очень екатеринбургский художник. При этом многие люди, когда появляется какой-то успех, стремятся быть поближе к столице…
— Успех не зависит от места, где ты находишься. Я занимаюсь таким делом, которым я могу заниматься и в деревне, и где-нибудь в Токио. Как-то так сложилось, что я живу в Екатеринбурге, там живут мои родственники, все мои друзья. И город мне по размеру. Он не большой, не маленький. Он такой — компактный. В других городах и странах я, наверное, бы не смог. Ну, или смог бы, если была бы какая-то большая постоянная работа. А вот жить там и чего-то доказывать, добиваться, мне не хочется. Я вообще ленивый человек, мне неохота перемещаться.
И потом Екатеринбург — удивительное место. Такого, что происходит в нашем городе, нет ни в одном другом. У нас есть «зарубки» в разных направлениях искусства. Театр, музыка, танцы, рок, кино, литература — постоянно что-то выстреливает. В то время, как другие города просто спят. Это — прекрасный компот, в котором приятно вариться. Насколько я знаю, в других городах не так. Все нам завидуют.
— Вас можно назвать сталкером, коллекционером, собирателем невероятных фактов и потрясающих планов, каждый — картина, скрупулезная детализированная работа, картинку буквально хочется пить глазами. Вдобавок любой ваш фильм — это галерея лиц актеров, которые просто поражают своей какой-то нестандартной, живой красотой. Та же прекрасная Полина Ауг. Откуда все это берется?
— Перед каждым фильмом я погружаюсь в материал. Я делаю большую научную работу, изучаю первоисточники, архивы, документы, фотографии того времени. Лица. Часто у меня висят портреты конкретной эпохи и увеличенные фотографии конкретной местности. Лица — это очень важно. Основной проигрыш московских фильмов — это лица, особенно массовки. Мы тщательно подбираем актеров, работаем над этим. Каждое лицо — это арт-объект.
Кадры из фильма «Ангелы революции», 2014
— Раньше лица были другими?
— Конечно, я это вижу совершенно четко. Раньше люди из разных регионов редко пересекались. К примеру, рязанцы отличались резко от коми-пермяков, а потом это все перемешалось. Найти аутентичное деревенское лицо сейчас не так просто. Лицо того времени — это целая история.
— Ваши актеры — именно такие, ощущение, что нет ролей второго плана.
— Потому что роли прописаны хорошо. Я сначала пишу для них истории, а потом приглашаю человека под эту роль. Зачем хороший актер на плохую роль? Это будет пустая трата денег, времени. Многие актеры попросту нераскрыты. У нас в городе очень много хороших актеров. В новых фильмах, которые я сейчас снимаю, в фильме «Последняя милая Болгария» — все актеры из Екатеринбурга, я беру их из наших театров.
— Алексей Федорченко в начале кинокарьеры и сейчас — в чем разница? Что изменилось с тех пор?
— Я, конечно же, повзрослел. Я начал снимать 17–18 лет назад, это большой срок — у меня за это время дети выросли совсем. Но до сих пор каждую картину я начинаю, не зная, как я ее буду делать. Поскольку я не учился режиссуре и у меня нет четкого заложенного киношколой алгоритма, как должно делаться кино, я придумываю каждый фильм снова. Может быть, еще и поэтому все они разные. И я уже успеваю забыть предыдущую работу, взявшись за новую. Я стараюсь чистить голову. Сейчас на «Кинотавре» мы показываем «Войну Анны», у меня что-то спрашивают, а я уже все забыл. Потому что после нее уже снял еще две картины.
Ну, а что изменилось? Наверное, я стал более уверенным. Хотя, когда снимал те же «Первые на Луне», вообще ничего не страшно было. Наверное, я мало изменился.
Кадры из фильма «Первые на Луне», 2004
— В одном из интервью вы рассказывали о своей коллекции книг репрессированных ученых, о том, что сейчас полностью погружены в это…
— Если сейчас начинать разговор об этом — это часа на полтора, не меньше. Я прочитал несколько лекций об этой коллекции — люди, не отрываясь, слушали. Я давно разыскиваю и собираю книги репрессированных авторов. Это безумно интересно этим заниматься — собирать, изучать. Я, конечно, не держу уже это дома, потому что это уже очень много — целая библиотека, которая требует отдельного помещения. Вместе с Лидой Канашевой мы все эти истории как-то художественно осмысляем. Пишем про этих людей рассказы, рассказики. Это большая литературная и исследовательская работа. Пока эти рассказы не публикуются. Их немного. Несколько десятков. А должно быть несколько сотен. Это то, чем я хотел бы сейчас заниматься постоянно.
— Для вас это больше чем кино по масштабу?
— Там тысячи фильмов. У меня немного изменилось отношение к кино после этого. После этих историй и судеб как-то мелко заниматься кино. Я не знаю, во что это выльется. Я хочу показать всем, какой это был ужас и огромная потеря для нашего народа, для наших народов. Это еще и такой антисталинский проект. Гибель этих людей, лучших людей нашей страны — хочется, чтобы за погибшими видели не статистику, а лица, судьбы. Вот это — гораздо больше чем кино.
Беседовала Елена МЕЗЕНОВА
Видео дня. Что стало с актерами из фильма «ДМБ»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео