Очки в кино: шпионы, красотки и Цой
Неделя знаменитых очков, которые видели в любимых фильмах и хотели иметь!
Скоро в кино очередная часть франшизы про «Друзей Оушена». В новом фильме число друзей сократилось, и все они — женщины. На постере «Восьми подруг Оушена» все героини в солнцезащитных очках, что производит впечатление.
Вместе с крупнейшей в России МЕГАОПТИКОЙ «Счастливый взгляд», мы решили узнать, какие именно очки носят всем известные киноперсонажи. Этот обзор посвящаем феномену темных очков в кино, их смыслу и обаянию.
История вопроса
Защитные очки с тонированными стеклами активно использовали еще в XVIII веке. Считается, что первое изображение человека в темных очках — портрет великого химика Антуана Лавуазье, выполняющего опыт. Но спрос на массовое производство этого аксессуара во многом спровоцировало кино.
В Голливуде 1920-х годов актеры снимались при мощном свете дуговых ламп. Глаза краснели, и надевать очки старались хотя бы вне кадра. Уже к концу десятилетия на солнечных пляжах Нью-Джерси бизнесмен Сэм Фостер начал продавать с лотка целлюлоидные защитные темные очки. Он быстро обогатился, а удобная новинка вскоре стала чем-то гораздо большим, чем утилитарный предмет.
Созданная Фостером марка очков, FosterGratn, существует до сих пор. В 1960-е фирма запустила серию легендарных рекламных роликов «Кто это в очках FosterGrant?». В клипах снимались актеры первой величины, включая Питера Селлерса, Кэрол Бэйкер, Миа Фэрроу с мужем Вуди Алленом и многих других. К этому времени первоначально грошовые темные очки могли стоить сотни долларов, превратившись в статусный аксессуар.
Кино популяризировало образ героя, который скрывает взгляд за непроницаемыми линзами очков. Мало какой предмет вообще так эффективно меняет облик человека, и в то же время приковывает к нему внимание. То есть, солнцезащитные очки — по определению, принадлежность актера, человека играющего. Пробежимся по некоторым образам, связанным с темными очками в кинематографе.
Роковая женщина
Примерно с 1940-х годов актрисы-звезды были неравнодушны к темным очкам. Непрозрачные или подернутые дымкой линзы придают лицу интригу, взгляд, брошенный поверх очков, смотрится эффектно. В фильмах классического Голливуда облик женщины в очках намекал на секрет, который скрывает героиня, обычно довольно мрачный.
Такова, например, героиня «Двойной страховки» (Билли Уайлдер, 1944) — классического нуарного триллера по сценарию Раймонда Чандлера. Она соблазняет страхового агента и уговаривает убить ее мужа — ко всеобщей выгоде. Потеряв покой, мужчина вскоре понимает, что его использовали, и нужно опасаться за собственную жизнь. Сцена, в которой заговорщики как бы случайно встречаются в супермаркете: мы видим взгляд Барбары Стэнвик сквозь слегка затемненные линзы и понимаем все о ее алчности, хладнокровии, неспособности остановиться.
Или еще одна убийца с неотразимой внешностью — Джин Тирни в цветном нуаре «Бог ей судья» (Джон М. Стал, 1955). Пылающая ревность и хладнокровный расчет сошлись в одной по-настоящему опасной женщине.
Нетрудно заметить, что роковые красавицы в элегантных темных очках появляются в кино во время очередной волны женской эмансипации. Режиссеры и продюсеры Голливуда, которые, естественно, в подавляющем большинстве были мужчинами, фиксировали страх и непредсказуемость, которую олицетворяли женщины новой формации, своим поведением как бы отрицавшие традиционный уклад. В самом деле, вряд ли в темных очках на экране появилась бы положительная героиня, которая хлопочет у плиты в ожидании мужа. Нет, женщина в очках от солнца много бывает вне дома, ходит по делам и надеется произвести на окружающих впечатление.
Очки подходят и для таких женщин, как Холли Голайтли из знаменитой экранизации романа Трумэна Капоте «Завтрак у Тиффани» (Блэйк Эдвардс, 1961). Одри Хэпберн в темных очках воплощала и хрупкость, и изящество, и легкость, и порыв.
Она была порочна и совершенно невинна, добра и яростна. В ней явно присутствует отзывающаяся беспокойством тайна, природу которой до конца не понимают ни зритель, ни герои фильма. Образ Одри Хэпберн в темных очках, с сигаретой в длинном мундштуке, стал одним из иконических для искусства прошлого века. Свою долю бессмертия, соответственно, получили очки героини марки Oliver Goldsmith.
Вскоре подступила сексуальная революция, одним из предвестников которой стала экранизация «Лолиты» Владимира Набокова (Стэнли Кубрик, 1962). Шелли Уинтерс является зрителю — и влюбившемуся с первого взгляда Гумберту, — в солнечных очках в форме сердца. Нарочитая, почти детская оправа очков девушки-тинейджера, рано осознавшей свою сексуальность. К слову, такая же оправа в качестве отсылке к «Лолите», появится у подростковой любви главного героя фильма «Субмарина» (Ричард Айоади, 2010).
С начала шестидесятых облик и функция женского персонажа в кино трансформируются. И темные очки — принадлежность уже не «порочных», а независимых женщин. Это открытые бунтарки или просто сильные персонажи. А еще темные очки могут намекать на странность, ирреальность происходящего на экране. Катрин Денев в «Дневной красавице» (Луис Бунюэль, 1967) идет в бордель предаваться вычурному пороку, Биби Андерсон в «Персоне» (Ингмар Бергман, 1967) доходит до предела в необычном психологическом поединке со своей подругой-двойником, и в конце одного из монологов срывает темные очки, швыряет их оземь, назвав «фальшивыми» — как все вокруг.
В самом деле, со временем темные очки загадочной красотки стали довольно пустым штампом. Это больше не метафора, а, в лучшем случае, маркер уверенности в себе. Тельма и Луиза в больших очках с цветными линзами наводят шороху в провинциальной Америке, Ума Турман едет в Мексику убить Билла (Квентин Тарантино, 2004).
Женщины, отправившиеся вершить красивое правосудие, могут себе позволить любые очки. Их может быть или не быть, главное, как аксессуар соответствует общему облику. В 1990-е очки порой отсылают к кинообразам прошлого, как у Джулии Робертс в «Ноттинг Хилле» (Роджер Мишелл, 1999) или Лили Тейлор в «Аризонской мечте» (Эмир Кустурица, 1993).
Оммаж и стилизация — в этом случае, эстетики восьмидесятых — определили также облик Шарлиз Терон в «Взрывной блондинке» (Дэвид Литч, 2017). Как и героиня Умы Турман, это женщина решительная и склонная к насилию, ей, агенту трех спецслужб в разгар холодной войны, есть, что скрывать. Но психологизма тут не больше, чем в стандартном кинокомиксе, и темные очки — это просто очки, хорошо сидят даже в разгар драки. Их у Блондинки целая коллекция, от Karl Lagerfeld до Victoria Beckham, для каждого нового конспиративного наряда — улицы и площади разделенного Берлина оказываются для шпионки чем-то вроде подиума.
Наконец, этим летом ждем выхода фильма про целую женскую банду — «8 подруг Оушена» (Гэри Росс, 2018). Картина продолжает серию фильмов о друзьях-мужчинах. Подруги врываются во франшизу на новой волне эмансипации. Героини-женщины готовы занять место авантюристов-мужчин в криминальных комедиях, и элегантные черные очки на всех восьмерых — почти как боевой трофей.
Крутой парень
Непонятно почему, но мужчины считают, что темные очки придают им уверенность. На экране это часто так. Знаменитый образ — Марчелло Мастрояни в «8 с половиной» Федерико Феллини. Персонаж — представитель европейской творческой богемы, впавший в творческий кризис, но не утративший флера таланта. Пристальный взгляд на зрителя поверх очков в каноническом кадре фильма и создает дистанцию, и приглашает разделить путешествие через воспоминания и фантазии режиссера.
Мастрояни играет кинорежиссера, впрочем, есть и настоящий режиссер, к которому темные очки будто приросли. Это классик французской новой волны Жан-Люк Годар. Очки у него, впрочем, с диоптриями. Как мы узнаем из недавнего фильма «Молодой Годар» (Мишель Хазанавичус, 2017), такие модные очки ему подарила жена Анна Вяземски, когда режиссер разбил предыдущие во время уличных беспорядков в Париже 1968-го года. Герои многих фильмов Годара тоже порой скрывают взгляд за темными линзами, как, например, персонаж Жана-Поля Бельмондо в картине «На последнем дыхании». Последний случай одновременно отсылает к Голливуду: персонаж Бельмондо одержим американскими гангстерскими фильмами и подражает их героям.
Крутые парни обычно опасны. Солнечные очки могут подчеркивать бесстрастие, даже жестокость персонажа, который всегда готов достать оружие во имя своих представлений о справедливости. Например, Клинт Иствуд в образе Грязного Гарри из одноименного фильма (Дон Сигел, 1971). Даже когда глаза полицейского Гарри Калахана скрыты зеркальными стеклами (Ray Ban Balorama), мы знаем, за ними — взгляд, от которого мурашки по коже.
Еще более тревожное чувство вызывает Трэвис Бикл, герой Роберта Де Ниро в «Таксисте» (Мартин Скорсезе, 1976). Сходящий с ума ветеран Вьетнама порой надевает очки, словно чтобы не выдать себя раньше времени. Выбрал он для этого модель Ray-Ban Caravans. Получается не всегда. Вместе с выбритым на голове ирокезом и двумя пистолетами в кармане армейской куртки темные очки делают персонажа крайне пугающим, хотя и стильным по-своему. Еще один герой, который прячет взгляд выходя на дело — Леон из одноименного фильма Люка Бессона. Запоминающиеся круглые очки в духе Джона Леннона этот романтичный наемный убийца, очевидно, подбирал любовью. В реальности это выполненная на заказ модель Junior Gaultier 58-0072.
Во многих случаях темные очки ассоциируются с прикидом профессиональных преступников, как у Аль Пачино в «Лице со шрамом» (мафиозный босс носит модель Linda Farrow 6031) или почти всей команды «Бешеных псов» (Квентин Тарантино, 1992) — вся банда ходит в Ray Ban Clubmaster. Такие парни еще любят расхаживать в черном костюме и при галстуке, становясь окончательно похожими на похоронную команду, посланцев смерти.
Но не всегда затемненные стекла очков отсылают к чему-то мрачному. Например, с очками не расстается Рауль Дюк из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» (Терри Гиллиам, 1998), неоднозначный, однако веселый персонаж. Янтарные линзы авиаторов Ray-Ban 3138 Shooter на пол лица придают Джонни Деппу в образе сюрреальный вид, в соответствии с постоянно измененным состоянием сознания героя. Пошли очки и еще одному веселому парню, на сей раз как раз хиппи — Чуваку в «Большом Лебовски» (Джоэл Коэн, Итан Коэн, 1998). Эти очки — привет из шестидесятых, времени вечного лета, ярких красок и аксессуаров. Сделаны они тогда же, модель Vuarnet 03 .
Курьезн, но незабываемы темные очки героя «Джанго освобожденного» (Квентин Тарантино, 2012), который надел их, прикупив себе вдобавок одежду попугайских расцветок. Явный анахронизм, да еще под рэп-саундтрек: сразу видно, что пришел не раб, а человек свободный.
Явно неравнодушен к очкам Тайлер Дерден из «Бойцовского клуба» (Дэвид Финчер, 1999). Он меняет их несколько пар за фильм, одни экстравагантнее других, с линзами разных цветов — все марки Oliver Peoples. Вероятно, это стремление как-то скрыть лицо и взгляд связано с двоякой, мистической природой самого персонажа.
А вот «траурные» костюмы Братьев Блюз из одноименной комедии с Джоном Белуши и Дэном Экройдом (Джон Лэндис, 1980) оттеняют гротескный юмор истории. Невозмутимые музыканты, путешествующие с «миссией от самого Господа», не готовы расстаться с очками даже в сауне. Разумно, для людей искусства стиль — превыше всего. Носят герои Ray Ban Warfarer – возможно самые популярные киноочки.
Молодой бунтарь
Особый тип крутого парня — юноша, отправляющийся во взрослую жизнь. Надев темные очки, такой молодой человек как бы примеряет новую личность, образ того, кем хочет стать. Даже если он надевает очки на экране ненадолго, это важный кадр. Тем более, когда они — неотъемлемая часть облика героя.
Збигнев Цыбульский сыграл главного героя в «Пепле и алмазе» (Анджей Вайда, 1958). По сюжету он герой антифашистского сопротивления в годы Второй Мировой, по духу — молодой бунтарь битнического поколения, современного картине. Персонаж носит большие темные очки, невозможные в описанное время. Этот анахронизм чем-то схож с анахронизмом тарантиновского «Джанго»: трагический погибший герой — человек из будущего, свободный юноша, похожий больше на героя Джеймса Дина, чем на солдата. И судьба трагически погибшего Цыбульского схожа с судьбой не дожившего до двадцати пяти Дина. Последний стал кинопредшественником всех подростков-нонконформистов, сыграв в «Бунтаре без причины» (1955).
Кое-что в имидже Дина, включая темные очки и кожаную куртку, перенял, кстати, главный американский певец 1960-х, герой нонконформистской молодежи Боб Дилан. В таком виде он запомнился по фильму «Съешь документ», и таким его через полвека играла Кейт Бланшетт («Меня здесь нет», Тодд Хейнс, 2007).
После хиппи пришли яппи, а подростки еще меньше хотели походить на родителей. Том Круз в «Рискованном бизнесе» (Пол Брикман, 1983), оставшись ненадолго один дома, познает и взрослые развлечения, и взрослые неприятности, пытаясь взять жизнь в свои руки. Классические кадры с героем, Ray Ban Warfarer и сигарета в углу рта — пара сцен фактически вернула моду на очки, которые уже было перестали носить. Также неслучайно герою они несколько велики — это его образ на вырост.
Молодой Энтони Майкл Холл, заучка из «Клуба “Завтрак”» (Джон Хьюз, 1985), примеряет очки, когда находит в себе силу плюнуть на свою «правильность» и курит травку с одноклассниками — протест, отрыв и безудержное веселье в пустой школе.
Молодые тусовщики в темных очках думают, что еще лучше выглядят в них за рулем модного автомобиля. Вот, например, друг главного героя в «Феррис Бьюллер берет выходной» (еще один классический фильм о подростках от Джона Хьюза, 1986) и, конечно, Марти Макфлай в «Назад в будущее» (Роберт Земекис, 1985).
Когда веселые восьмидесятые ушли в прошлое, фильмы о молодых бунтарях обрели заметно более мрачный тон. Но это не повлияло на эффектность солнцезащитных очков, дополняющих образ юноши на распутье. Ривер Феникс играл такого юношу в «Моем личном штате Айдахо» (Гас Ван Сент, 1991). Без средств и целей, мотающийся по американским и европейским дорогам на вечном пути домой, герой сохранял непроницаемый вид, во многом благодаря темным очкам. Странное путешествие — каковы любые подростковые годы, и странный герой — как любой юный бунтарь, закрытый, но ранимый.
Наконец, очки с темными стеклами издавна ассоциируются со шпионами. Стереотип настолько устойчивый, что, по слухам, советским разведчикам инструкции прямо запрещали носить такой аксессуар независимо от погоды.
Самый известный шпион — Джеймс Бонд. Конечно, он любил примерить темные очки от случая к случаю, но больше всех запомнился образ Дэниэла Крейга в «Кванте милосердия» (Марк Форстер, 2008): человек в очках (Tom Ford Marko TF144) и костюме, под палящим южноамериканским солнцем. В годы же холодной войны самые запоминающиеся очки такого рода были у Кэри Гранта в фильме Хичкока «К Северу через Северо-Запад» (1959). Он, правда, был шпионом «поневоле». Может быть, частью в этих обстоятельствах замешана редкая сегодня модель солнцезащитных очков Tart Arnel.
В трилогии «Матрица» братьев/сестер Вачовски непрозрачные темные очки носит и герои, и «злодеи». Избранный спаситель человечества Нео и конспираторы-повстанцы надевают очки вместе с невыносимо модными кожаными костюмами, чтобы оставаться как можно более незаметными в стане врага. Как ни странно, это им редко удается. Армия агентов Смитов тоже прячет взгляд, как положено агентам тайной полиции. Обе стороны ходят исключительно в очках фирмы Blinde, но каждому актеру модель выполнена на заказ. Их образ отсылает к легенде о «вежливых черных человечках», людях в черных костюмах, которые якобы являлись в 1950-е годы в Америке к тем, кто рассказывал о встрече с инопланетянами. Сотрудники этой засекреченной спецслужбы настоятельно советовали «контактерам» держать язык за зубами — дело государственной важности.
Конечно, именно про них Барри Зонненфельд снял серию фильмов «Люди в черном». Не ясно, носили ли такие агенты темные очки в прежние времена, но героям Уилла Смита и Томми Ли Джонса без очков не обойтись. Редкий случай, когда этот аксессуар имеет специфическую утилитарную функцию: защиту от направленной вспышки специального прибора для стирания памяти непрошеным свидетелям. На это оказывается способна модель Ray Ban 2030 Predator. Другие «волшебные очки» — в триллере Джона Карпентера «Чужие среди нас», на сей раз темные стекла как раз помогают увидеть зловещих инопланетян среди людей. К сожалению, у какой модели есть такие полезные свойства, сразу не скажешь.
Самым внушительным тайным агентом в списке надо признать, пожалуй, Терминатора. Посланец искусственного разума из будущего, безжалостный и неуязвимый робот, притворившийся человеком — хотя и не очень убедительно. Однако в первые же минуты после появления в нашем мире персонаж Шварценеггера раздобыл стильные обновки, а заодно и солнцезащитные очки. Этому образу «киборг-убийца» следовал и впредь, что, в общем, показывает: некоторые человеческие черты были ему не чужды. При этом в каждом новом фильме Терминатор обновляет модель очков: очевидно, вкус меняется в процессе перевоспитания. В первой части персонаж Шварценеггера щеголяет в Gargoyles, во второй — в Persol 58230, в третьей — beWild.
Буржуазный элемент
В этом кратком обзоре неслучайно не было отечественных фильмов. Почему-то темные очки в Советском Союзе не прижились в визуальной культуре, считываясь как принадлежность чисто западной моды. Может, дело как раз в стереотипном образе шпиона. Если в советском кино появлялся персонаж в солнцезащитных очках, можно быть уверенным — это человек неблагонадежный.
Один из ранних примеров — молодой Василий Лановой в эпизодической роли отдыхающего на пляже в фильме «Полосатый рейс» (Владимир Фетин, 1961). Его персонаж, обративший внимание на «пловцов в полосатых купальниках», конечно, не злодей, но явно стиляга, нонконформист. Надо сказать, форма оправы очков Ланового и за океаном обратила бы на себя внимание.
В дальнейшем прятались от солнца за тонированными линзами в основном жулики. Например, Жорик Милославский из «Иван Васильевич меняет профессию» (Леонид Гайдай, 1973), герои Анатолия Папанова и Андрея Миронова в «Бриллиантовой руке» (Леонид Гайдай, 1968). Милиции и гадать не надо, к кому присмотреться.
Из положительных героев темные очки ненадолго одевает Штирлиц, которому по статусу разведчика полагается. В перестройку в необычных очках немного красовался Виктор Цой в «Игле» (Рашид Нугманов, 1988), самая стильная наша рок-звезда.
Но и после перестройки, к сожалению, мы встречали мало ярких русских киногероев в очках от солнца. Сразу вспоминается лишь Константин Хабенский в «Ночном дозоре» (Тимур Бекмамбетов, 2004), и вновь это элемент образа секретного агента — специально для прогулок по сумраку. Возможно, в будущем русское кино придумает новых героев и злодеев, которые носили бы этот аксессуар с гордостью.
В МЕГАОПТИКЕ «Счастливый взгляд» выбор очков и оправ сравним с голливудским. Купить очки как у киногероя можно со скидкой 20%, которая действует до 01 июля 2018г., а с 11 июня по 17 июня по промо-коду КИНО можно получить дополнительную скидку 10% на весь ассортимент Мегаоптики, таким образом, итоговая скидка составит 30% * .
*ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ скидка 10% предоставляется ТОЛЬКО посетителям сайта Киноафиша.info.
Адрес МЕГАОПТИКИ: Лиговский пр., д. 52.