Кинорежиссер и актер Станислав Говорухин умер сегодня утром в санатории "Барвиха". По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, Говорухин до последнего боролся с болезнью. Станислав Сергеевич всегда повторял: "биография художника – это его произведения". Он снял более 20 фильмов, большинство из которых вошли в "золотой фонд" отечественного кинематографа. Редакция портала Москва 24 вспоминает самые яркие картины режиссера. "Место встречи изменить нельзя", 1979 "Место встречи изменить нельзя" считается самой известной картиной советского кинематографа о трудовых буднях МУРа. Реплики главных героев моментально разлетелись на цитаты, а Жеглов и Шарапов стали народными героями, олицетворением справедливости. В "Место встречи изменить нельзя" использованы материалы реальных уголовных дел. А у банды "Черная кошка" был реальный прототип – шайка Ивана Митина с Красногорского механического завода, преступная группировка, орудовавшая в Москве и Московской области в начале 1950 годов. Кстати, фирменный знак этого фильма – черная кошка, которую режиссер сам рисовал углем на стене во всех эпизодах. И фильм он хотел так назвать – "Черная кошка". Только вот не позволили. Зато в 2017 году Говорухин издал одноименную книгу "Черная кошка. Заметки режиссера". "В поисках капитана Гранта", 1985 Многосерийный телевизионный приключенческий фильм Говорухина по мотивам романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта" впервые был показан по Первой программе Центрального телевидения Гостелерадио СССР в мае 1986 года. Биография Жюля Верна и сам сюжет романа достаточно вольно истолкованы создателями фильма. Съемки проходили в Болгарии, Крыму и в акватории Черного моря. В фильме использована увертюра Исаака Дунаевского из фильма "Дети капитана Гранта", первой советской экранизации романа 1936 года. "Десять негритят", 1987 Этот фильм стал первым психологическим триллером советского кино. В экранизации одноименного романа Агаты Кристи режиссер сохранил пессимистический характер концовки романа, не были изменены ни персонажи, ни их прошлое. Кстати, в этой картине можно заметить и самого Говорухина: фильм начинается с кадра, где чья-то рука расставляет на серебряном подносе фарфоровых негритят. В отражении подноса можно заметить лицо человека. Это и был Станислав Говорухин, курящий сигару. "Ворошиловский стрелок", 1999 Фильм снят по роману Виктора Пронина "Женщина по средам". Режиссера настолько впечатлила история, что он решил экранизировать повесть. На главную роль Говорухин пригласил Михаила Ульянова, хотя претендентов было достаточно, например, сыграть Афонина очень хотел Георгий Жженов. На роль Кати были две претендентки – тогда еще студентки Гнесинки Анна Синякина и Юлия Началова. Этот выбор режиссер предоставил Ульянову. Так на роль утвердили Синякину. Фильм снимали в Калуге. Говорухин решил обойтись без декораций, поэтому работали в реальных квартирах, подъездах и дворах, в кадр то и дело попадали обычные местные жители. "Благословите женщину", 2003 Практически все картины Говорухина во многом автобиографичны. "Благословите женщину" он посвятил своей матери – деревенской портнихе Прасковье Ивановне. Мелодрама снята по повести Ирины Грековой "Хозяйка гостиницы". Действие фильма разворачивается в небольшом приморском поселке в предвоенные годы. Молодая девушка безумно влюбляется в приезжего военного и уезжает с ним к месту его службы. Через тяготы армейского быта, военное лихолетье проносит она свое чувство к немолодому мужу, отдавая себя без остатка. Главную роль исполнила Светлана Ходченкова, которую режиссер называл своей "музой". "Конец прекрасной эпохи", 2015 Его последняя картина "Конец прекрасной эпохи" снята по повести Сергея Довлатова "Компромисс" (была удостоена премии "Золотой орел" за лучшую режиссуру). Сам Говорухин считает этот фильм своим лучшим. Картина ознаменовала возвращение к режиссеру актрисы Светланы Ходченковой, его музы и "открытия Говорухина". В свое время он не принял новый имидж актрисы, но спустя годы старые обиды были забыты, и они вновь стали работать вместе. Именно после этой картины режиссер заявил: "Я решил больше вообще ничего не снимать, потому что мне кажется, что лучше уже не сделать".