ДНЕВНИК КИНОТАВРА-2018. День 7-8 

ДНЕВНИК КИНОТАВРА-2018. День 7-8
Фото: Киноафиша
Егорино горе и Dovlatov' style — День седьмой — «Ваш репетитор». Режиссер . Конкурс Дебютов — «Сердце мира». Режиссер . Основной конкурс — «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл». Режиссер . Основной конкурс Охота на мэра — День восьмой — «Дело Собчака». Режиссер . Фильм закрытия
Егорино горе и Dovlatov' style — День седьмой
«Ваш репетитор». Режиссер Антон Коломеец. Конкурс Дебютов
Ему семнадцать, а ей немножко за сорок. Он никогда не читал «Мадам Бовари», да и не открыл бы ее, не маячь на горизонте экзамены в Универ. Она же Флобера знает почти наизусть: для репетитора зарубежной литературе это, простите, азбука. Но между ними что-то произошло: и вчерашний отличник потерял свою кучерявую голову, влюбившись в женщину, почти втрое старше его…
«Ваш репетитор» — классический пример того, что бывает, когда режиссер (сценарист, художник) берется за тему, с которой знаком только по книжкам. Или не знаком вовсе. В таких случаях автор вынужден или жонглировать расхожими схемами, или высасывать из пальца что-то уж совсем несусветное. Что хуже — не знаю. В любом случае, дебютант Антон Коломеец предпочел путь наименьшего сопротивления и выбрал вариант первый.
При этом в плане визуальном «Ваш репетитор» довольно мил. Летит к потолку белоснежная штора; лилия, такая же белая, одиноко тоскует в пустой квартире; элегантная женщина, чем-то похожая на , грустно смотрит куда-то за горизонт — романтика, в общем. Но погнавшись за этой самой «романтикой», авторы не заметили элементарных вещей: решиться на роман с мальчишкой взрослой женщине не так уж и просто (особенно, если разница в возрасте как минимум четверть века). Плюс в данном случае имеет место быть уголовка (герою нет восемнадцати). Плюс профессиональная этика (надо ли говорить, что отношения с учеником — это табу?). Но весь этот шлейф проблем и сомнений, связанных с возрастом, в «Репетиторе» даже не обозначен. Женщина просто ревнует, переживает — и все. А переживать-ревновать и ровесница может…
«Сердце мира». Режиссер Наталья Мещанинова. Основной конкурс
Здесь живут лисы, барсуки и собаки. Ухаживает за ними Егор — смешной и нескладный парень. Ему, кстати, с «пушистиками» интересней и проще, чем с людьми. Может, именно поэтому он нашел работу не в городе, а вот тут, в лесу, на притравочной станции…
О том, что на «Кинотавре» победит, скорее всего, «Сердце мира», разговоры ходили давно. Собственно, они начались задолго до того, как на фестивале показали первый конкурсный фильм. И то ли интуиция коллег не подвела, то ли сказался богатый фестивальный опыт, но самые смелые предположения сбылись — и именно «Сердце» получило заветную статуэтку.
Кадр из фильма «Сердце мира»
Сбылись и предположения иного рода: кино действительно оказалось очень мощным. Но чтобы человек, сидящий в зале, сумел впустить эту картину в себя, необходимо пару условий: он должен по-настоящему сильно любить животных и по-настоящему сильно любить людей. Даже людей чуть-чуть странных — таких, как Егор. И тогда история об одиночестве и (как сказала на пресс-конференции сама Наталья Мещанинова) о недолюбленности и о том, что центр твоей вселенной может оказаться где угодно — даже на притравочной станции — тогда эта история мимо него не пройдет…
«Пушкин. Виски. Рок-н-ролл». Режиссер Анна Матисон. Основной конкурс
У гитариста Кости случился запой. Казалось бы, что тут такого? — не впервой, дело привычное. Но на этот раз хрупкий творческий организм шестого литра водки почему-то не вынес — и концерт пришлось отменять. В результате, после серии подобных «триумфов» нашего Джими Хендрикса перестали звать даже лабухом в дешевый кабак. Пришлось переквалифицироваться в экскурсоводы. Тем более, что в Пушкинский заповедник как раз был нужен человек, способный внятно перессказать методичку…
В фильме Анны Матисон герой Сергея Безрукова после каждой десятой фразы хватается за сигарету. А после каждой двадцатой — поет. И то, и другое режиссер считает до умопомрачения эротичным (ну, или романтичным), поэтому на патоку не поскупилась: экран постоянно «мироточит» приторно-сладкой жижей. При этом почему-то совершенно забывается, что «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл» (он же «Заповедник») — это вольная экранизация «Заповедника» , от которого в данном случае остались «рожки да ножки». И дело даже не в том, что Анна Матисон перенесла действие в наше время и сделала из главного героя потрепанного жизнью рокера. А в том, что превращать довлатовскую прозу в мюзикл — это как-то уж слишком глупо…
Охота на мэра — День восьмой
«Дело Собчака». Режиссер Вера Кричевская. Фильм закрытия
Он был научным руководителем кандидатской диссертации . И  привел в политику именно он. Речь, конечно же, об  — первом мэре Санкт-Петербурга. Каким он был? Почему в середине 90-х его откровенно травили? Был ли он виновен в коррупции? И правда ли, что его убили, «потому что он знал слишком много»? — собственно, новый фильм Веры Кричевской как раз об этом.
Тем не менее, рассчитывать на объективность в данном случае было бы странно: сценарий «Дела» написан , для которой на первом месте — честное имя отца. Кстати, все интервью для проекта брала именно она — в том числе и интервью с Владимиром Путиным. Впрочем, как мне показалось, соль фильма вовсе не в интервью.
Максимальной остроты «Дело Собчака» достигает именно тогда, когда события 90-х начинают причудливым образом рифмоваться с сегодняшним днем. Разговоры о справедливости судов, о полномочиях власти, о правомерности второго срока для мэра (читай, президента) — в такие моменты люди в зрительном зале начинают хлопать, как сумасшедшие. Да и вообще: заглянуть в далекие 90-е, в так называемый период «становления демократии» — это то, чего нам сейчас не хватает. Иногда ведь так полезно оглянуться назад.
Вера Аленушкина
Видео дня. Как блокбастеры выглядят без спецэффектов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео