Войти в почту

ДНЕВНИК КИНОТАВРА-2018. День 7-8

Егорино горе и Dovlatov' style – День седьмой - «Ваш репетитор». Режиссер Антон Коломеец. Конкурс Дебютов - «Сердце мира». Режиссер Наталья Мещанинова. Основной конкурс - «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл». Режиссер Анна Матисон. Основной конкурс Охота на мэра – День восьмой - «Дело Собчака». Режиссер Вера Кричевская. Фильм закрытия Егорино горе и Dovlatov' style – День седьмой «Ваш репетитор». Режиссер Антон Коломеец. Конкурс Дебютов Ему семнадцать, а ей немножко за сорок. Он никогда не читал «Мадам Бовари», да и не открыл бы ее, не маячь на горизонте экзамены в Универ. Она же Флобера знает почти наизусть: для репетитора зарубежной литературе это, простите, азбука. Но между ними что-то произошло: и вчерашний отличник потерял свою кучерявую голову, влюбившись в женщину, почти втрое старше его… «Ваш репетитор» – классический пример того, что бывает, когда режиссер (сценарист, художник) берется за тему, с которой знаком только по книжкам. Или не знаком вовсе. В таких случаях автор вынужден или жонглировать расхожими схемами, или высасывать из пальца что-то уж совсем несусветное. Что хуже – не знаю. В любом случае, дебютант Антон Коломеец предпочел путь наименьшего сопротивления и выбрал вариант первый. При этом в плане визуальном «Ваш репетитор» довольно мил. Летит к потолку белоснежная штора; лилия, такая же белая, одиноко тоскует в пустой квартире; элегантная женщина, чем-то похожая на Патрисию Каас, грустно смотрит куда-то за горизонт – романтика, в общем. Но погнавшись за этой самой «романтикой», авторы не заметили элементарных вещей: решиться на роман с мальчишкой взрослой женщине не так уж и просто (особенно, если разница в возрасте как минимум четверть века). Плюс в данном случае имеет место быть уголовка (герою нет восемнадцати). Плюс профессиональная этика (надо ли говорить, что отношения с учеником – это табу?). Но весь этот шлейф проблем и сомнений, связанных с возрастом, в «Репетиторе» даже не обозначен. Женщина просто ревнует, переживает – и все. А переживать-ревновать и ровесница может… «Сердце мира». Режиссер Наталья Мещанинова. Основной конкурс Здесь живут лисы, барсуки и собаки. Ухаживает за ними Егор – смешной и нескладный парень. Ему, кстати, с «пушистиками» интересней и проще, чем с людьми. Может, именно поэтому он нашел работу не в городе, а вот тут, в лесу, на притравочной станции... О том, что на «Кинотавре» победит, скорее всего, «Сердце мира», разговоры ходили давно. Собственно, они начались задолго до того, как на фестивале показали первый конкурсный фильм. И то ли интуиция коллег не подвела, то ли сказался богатый фестивальный опыт, но самые смелые предположения сбылись – и именно «Сердце» получило заветную статуэтку. Кадр из фильма «Сердце мира» Сбылись и предположения иного рода: кино действительно оказалось очень мощным. Но чтобы человек, сидящий в зале, сумел впустить эту картину в себя, необходимо пару условий: он должен по-настоящему сильно любить животных и по-настоящему сильно любить людей. Даже людей чуть-чуть странных – таких, как Егор. И тогда история об одиночестве и (как сказала на пресс-конференции сама Наталья Мещанинова) о недолюбленности и о том, что центр твоей вселенной может оказаться где угодно – даже на притравочной станции – тогда эта история мимо него не пройдет… «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл». Режиссер Анна Матисон. Основной конкурс У гитариста Кости случился запой. Казалось бы, что тут такого? – не впервой, дело привычное. Но на этот раз хрупкий творческий организм шестого литра водки почему-то не вынес – и концерт пришлось отменять. В результате, после серии подобных «триумфов» нашего Джими Хендрикса перестали звать даже лабухом в дешевый кабак. Пришлось переквалифицироваться в экскурсоводы. Тем более, что в Пушкинский заповедник как раз был нужен человек, способный внятно перессказать методичку... В фильме Анны Матисон герой Сергея Безрукова после каждой десятой фразы хватается за сигарету. А после каждой двадцатой – поет. И то, и другое режиссер считает до умопомрачения эротичным (ну, или романтичным), поэтому на патоку не поскупилась: экран постоянно «мироточит» приторно-сладкой жижей. При этом почему-то совершенно забывается, что «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл» (он же «Заповедник») – это вольная экранизация «Заповедника» Сергея Довлатова, от которого в данном случае остались «рожки да ножки». И дело даже не в том, что Анна Матисон перенесла действие в наше время и сделала из главного героя потрепанного жизнью рокера. А в том, что превращать довлатовскую прозу в мюзикл – это как-то уж слишком глупо... Охота на мэра – День восьмой «Дело Собчака». Режиссер Вера Кричевская. Фильм закрытия Он был научным руководителем кандидатской диссертации Дмитрия Анатольевича Медведева. И Владимира Владимировича Путина привел в политику именно он. Речь, конечно же, об Анатолии Собчаке – первом мэре Санкт-Петербурга. Каким он был? Почему в середине 90-х его откровенно травили? Был ли он виновен в коррупции? И правда ли, что его убили, «потому что он знал слишком много»? – собственно, новый фильм Веры Кричевской как раз об этом. Тем не менее, рассчитывать на объективность в данном случае было бы странно: сценарий «Дела» написан Ксенией Собчак, для которой на первом месте – честное имя отца. Кстати, все интервью для проекта брала именно она – в том числе и интервью с Владимиром Путиным. Впрочем, как мне показалось, соль фильма вовсе не в интервью. Максимальной остроты «Дело Собчака» достигает именно тогда, когда события 90-х начинают причудливым образом рифмоваться с сегодняшним днем. Разговоры о справедливости судов, о полномочиях власти, о правомерности второго срока для мэра (читай, президента) – в такие моменты люди в зрительном зале начинают хлопать, как сумасшедшие. Да и вообще: заглянуть в далекие 90-е, в так называемый период «становления демократии» – это то, чего нам сейчас не хватает. Иногда ведь так полезно оглянуться назад. Вера Аленушкина

ДНЕВНИК КИНОТАВРА-2018. День 7-8
© Киноафиша