Войти в почту

«Все равно я могу оставаться на коне». Каким мы запомним Станислава Говорухин

Умер режиссер и депутат Станислав Говорухин. Его карьера была богата на шедевры — Говорухин снял «Место встречи изменить нельзя», открыл для большого кино Высоцкого, стал «дедушкой» кинофестивального движения и сыграл обаятельного злодея в «Ассе». В Госдуме он защищал интересы российского кино и утверждал, что помог его возрождению. О значимых моментах карьеры режиссера и его самых ярких цитатах рассказывает «360». Из геологов в режиссеры Станислав Говорухин родился 29 марта 1936 года в городе Березники, который сейчас располагается в Пермском крае. Мать воспитывала детей одна — отца, донского казака, репрессировали. Жили хуже, чем бедно. «Детство мое было нищее, жили мы в бараках. Не как в песне у Высоцкого: „на 38 комнатов всего одна уборная“, а на девять бараков — одна! Жуткое время», — вспоминал Говорухин. Мало кто знает, но в юности будущий режиссер и сценарист популярных кинофильмов работал геологом: после школы Говорухин окончил геологический факультет Казанского государственного университета. В 1959 году он устроился редактором и ассистентом режиссера на Казанскую студию телевидения. «Те два года, которые я там проработал, я могу назвать самыми творческими в моей биографии: изучали новое дело. Я был и швец, и жнец, и на дуде игрец: и редактор, и оператор, и ведущий, и автор. Ну, а с телевидения — прямая дорога в кино», — рассказывал Говорухин об этом периоде своей жизни. Позднее с отличием окончил режиссерский факультет ВГИК и до 1987 года работал на Одесской киностудии художественных фильмов. Открывая Высоцкого В 1967 году тогда еще молодым и неизвестным режиссерам Говорухину и Борису Дурову поручили снять для киностудии картину по сценарию начинающих драматургов Сергея Тарасова и Николая Рашеева. Лента должна была рассказать об альпинисте, доказывающем свою невиновность в трагедии во время одного из восхождений. Главную роль режиссеры предложили Юрию Визбору — поклоннику горного туризма. Тот отказался. Затем была битва за Высоцкого — киностудия еле-еле утвердила кандидатуру, ведь в то время певец уже находился в опале. Еще одной трудностью стало то, что сценарий картины был откровенно слабым. «Режиссеры молодые, из ВГИКа, неопытные режиссеры, но приятные ребята, фамилии режиссеров Дуров и Говорухин. Фильм про альпинистов, плохой сценарий, но можно много песен, сейчас стараюсь что-то вымучить, пока не получается», — писал Высоцкий жене. Но все же фильм вышел в прокат и впервые в СССР с киноэкранов прозвучали знаменитые песни Высоцкого. «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек…», «Вершина», «Прощание с горами» и «Баллада об альпийских стрелках» — зрители ходили в кино с блокнотами и записывали тексты. «Подумали, покрутили и решили сделать поэму о горах, об альпинизме. Пригласили сниматься Володю Высоцкого и взяли прекрасного композитора Соню Губайдуллину. Сейчас она — один из любимых композиторов у любителей серьезной музыки. Это был фильм „Вертикаль“. Вышла гибкая пластинка с песнями из фильма: Высоцкий стал известен всей стране», — делился воспоминаниями Говорухин. Первый международный фестиваль С 1987 по 1993 годы Говорухин работал режиссером киноконцерна «Мосфильм». А в 1987 году стал инициатором и президентом советского Международного фестиваля жанрового кино «Золотой Дюк». Его проводили в Одессе с 1988 по 1991 годы и для всего города событие становилось праздником. «Я смело могу назвать себя дедушкой российского кинофестивального движения. В 1987 году мы организовали в Одессе первый фестиваль „Золотой Дюк“. Не было ни спонсоров, ни государственного финансирования — все делали на собственном энтузиазме и на собственные деньги. Уже после появятся „Кинотавр“ и „Ника“. Но наш фестиваль был первым. Он не просто удался, он стал всенародным праздником», — рассказывал Говорухин. Станислав Говорухин и Иосиф Кобзон на фестивале «Кинотавр» в 2000 году. РИА «Новости» «Люди сидели у телевизоров» А потом был еще один фильм про горы — «Белый взрыв», на съемках которого Говорухин чуть не погиб. Утром 26 июля 1969 года Говорухин и спортсмен-альпинист Леонид Елиссев полетели на разведку места будущих съемок и врезались в скалу. От удара вертолет развалился на части, но не взорвался и не загорелся. «Все поломались, но все выжили. Конечно, это событие навеки запечатлелось в моем сердце. Этот день я считаю самым счастливым в моей жизни. Мы с Леней Елисеевым, альпинистом, лежим возле этого вертолета, ждем, когда к нам подойдут спасательные отряды. А солнышко, тепло — и я ему говорю: «Это самый счастливый день в моей жизни». А он мне отвечает: «И у меня тоже», — рассказывал режиссер. Важное место в карьере Говорухина заняла легендарная и разошедшаяся на цитаты картина «Место встречи изменить нельзя». «Конечно, вершиной моего творчества зрители считают фильм „Место встречи изменить нельзя“. Первые годы во время показов страна вымирала — прекращались преступления и срывались всенародные праздники; люди сидели у телевизоров», — вспоминал Говорухин. В том же 1979 году вышел подвергшийся жесткой критике фильм «Пираты XX века», снятый по сценарию Говорухина. Фильм считается первым советским кинобоевиком. «В 1979 году мы с Борисом Дуровым, он как режиссер, я как автор сценария, сняли романтический фильм „Пираты XX века“ — чемпион советского проката, за год его посмотрели 100 миллионов зрителей. Его бесконечно долго ругали критики. Но лучший судья — время, и оно поставило все на свои места. Прошло 25 лет, но фильм и сейчас часто показывают по телевизору, его рейтинг среди подобных картин — один из самых высоких», — писал Говорухин. Кадр из кинофильма «Пираты XX века» В 1987 году экранизация романа Агаты Кристи «Десять негритят», где Говорухин выступил в качестве режиссера, удостоилась необычного приза на кинофестивале «Одесская альтернатива». Награду вручили за «воплощение на нашем экране темы страха и ужаса за рубежом». Фильм был настолько удачным, что до сих пор считается лучшей экранизацией романа. Среди других, не менее известных работ — «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину», «В поисках капитана Гранта», «Тайны мадам Вонг», «Пассажирка», «Weekend», «Конец прекрасной эпохи». О съемках в «Ассе» Говорухин известен зрителям не только режиссерскими и сценарными работами, но и как актер. Сыграл генерала Александра Кутепов в фильме «Маршал революции», Крымова в «Ассе», писателя Сергея Попова в «Сукиных детях», комдива в «Анкор, еще анкор!», Зосима Петровича в Орел и решка». От съемок в «Ассе» Говорухин долго и упорно отказывался. Отсылал режиссера ленты Сергея Соловьева к Кире Муратовой, у которой снимался, чтобы она подтвердила: актер из него средненький. Но Соловьеву удалось преодолеть сопротивление, и мы увидели Говорухина в роли обаятельного, сильного и циничного хозяина жизни. «Решающую роль тут, думаю, сыграла славная Славина жена Галя. Прочитав сценарий, она чистосердечно сказала: «Слава, как же можно тебе там не сниматься? Там же просто ты описан. Даже белые носки там твои», — рассказывал Соловьев. В 1985 году Говорухин перестал активно работать в кино и ушел в политику. Публиковался в газетах, затем снял публицистическую трилогию: «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли» и «Великая криминальная революция», которые стали пропуском в большую политику. В 1993 году Говорухин стал депутатом Госдумы, а в 2000 баллотировался в президенты России, но набрал всего 0,44% голосов. 15 крылатых фраз Станислава Говорухина «Дураков же не сеют, не пашут. Они сами родятся». «Мало ли кто чего хочет. Я тоже в свое время выдвигался в президенты. Как выяснилось, это была дурость». «Прекрасно отдаю себе отчет в том, что уже и мозги не те, и смелость не та, но при этом уверен: все равно я еще могу оставаться на коне». Знаете, что такое для меня патриотизм? Нужно относиться к своей родине как к своей матери. У нее много недостатков. Не всегда она правильно себя ведет. Но она мать! Станислав Говорухин. «Мужество — это когда человек не дает страху смерти руководить своей жизнью». «Я много курю, много пью, у меня нет никакого распорядка дня. И мне хорошо». «Искусство политики и искусство режиссуры — это смежные области». «Если бы я не занялся политикой и меня не было бы в Думе, в парламенте, то сегодня мы не видели бы вот этого возрождения российского кинематографа». «Женщина умнее мужчины. Мужчина думает о будущей карьере, а женщина — о детях, а значит, о том, в какой стране они будут жить, что будет с этой страной». «Все дело в заднице: мужчина может сидеть 12 часов за столом, а женщина — нет. Поэтому есть великие писатели и нет великих писательниц». «Я никогда не думаю об американском, французском и другом зрителе. Или о жюри какого-нибудь фестиваля — мне это абсолютно неинтересно. Меня интересует успех в своей стране». «У них, у Запада, существует стереотип представления о нашей стране. И наши кинематографисты их неразвитым вкусам потакают». «В Америке средний юный американец уверен, что Гитлера победила Америка во Вьетнамской войне под Багдадом, примерно и наши точно так же информированы». «По России бродят просто стада молодых людей, которые не подозревают о том, что существуют духовные радости». «В кинематограф пришли люди, не читавшие книжек, но точно знающие, что нужно для кассы: насилие, кровь, выстрелы».