Сама себе режиссёр. Как бизнесвумен решила снять фильм о подростках

Психолог, бизнесвумен сняла в Омске полнометражный художественный фильм. Практически всю свою жизнь омичка Яна Мартынец жила по общественным стереотипам: получила диплом психолога и открыла собственный бизнес, вышла замуж и родила двоих детей. Но в один момент она поняла, что может сделать что-то большее, и решила снять в Омске полноценный художественный фильм. Причём с применением профессиональной техники и квалифицированного труда. В основу сюжета легла трагедия псковских подростков, погибших в дачном посёлке другого региона. О подробностях процесса узнавал «АиФ в Омске». Начинала с короткого метра Наталья Веселова, АиФ в Омске: Яна, почему, будучи уже психологом, из многих профессий, на которые мог пасть ваш выбор, вы всё же остановились на режиссуре и кинематографе? Яна Мартынец: Я с юности увлекалась написанием историй. Всегда хотела воплотить их в жизнь, представляла, кто из знаменитых актёров мог стать персонажем и как бы он себя вёл в предлагаемых условиях. Ведь только в кино актёр может прожить сотни разных жизней, а режиссёр создать сотни разных миров. Ну и решила: если актриса из меня так себе, попробую примерить роль режиссёра. - Расскажите о своём первом опыте. - Это была учебная работа. Получилась социальная мелодрама о судьбе учителя, который оказался в трудных обстоятельствах и сделал неверный выбор. Но впоследствии жизнь всё же дала ему второй шанс. - Вы довольны результатом? - Не совсем. Но фильм прошёл отбор на кинофестиваль «Святая Анна» в Москве, был отмечен на кинофестивале в Казани как лучшая операторская работа, стал лучшей студенческой работой на кино-фестивалях в Сочи и Киеве. Сейчас идёт на фестивалях в Майкопе, Феодосии, Санкт-Петербурге. Там больше отмечают удавшуюся техническую сторону, работу оператора. Для меня это стало хорошим опытом: нам нужно было показать прохладу осени и весны во время экстремальной жары +35, ставить сложную сцену драки и т. д. Было интересно именно потому, что сложно. Вообще для новичка - большое достижение, когда из всего многообразия современных короткометражек твой фильм попал в 40 избранных. СЮЖЕТЫ ДЛЯ СЛЕДУЮЩИХ ФИЛЬМОВ УЖЕ ЕСТЬ, ОСТАЛОСЬ ВОПЛОТИТЬ. Детей надо любить - После короткометражки вы начинаете беспрецедентное дело: снимаете первый в Омске художественный полнометражный фильм. Один только вопрос: зачем? - Наверное, это исполнение заветной мечты. Это то, что мне всегда хотелось сделать, но по разным обстоятельствам не получалось раньше. Я большой киноман, пересмотрела тысячи лент и всегда хотела снять свою. И в один прекрасный момент пазл сложился: появились идея, сюжет. Я поняла, что в силах осуществить свой замысел, в голове возник чёткий план действий и методов воплощения. Наверное, произошло то, что называется озарением... - В основу вашего фильма положены реальные события. Расскажите, о чём он? - Это фильм о трудностях взаимоотношений между родителями и подростками. Как правило, родители считают, что подростки 13, 14, 15 лет уже не нуждаются в любви и понимании, но это не так. Это фильм о том, как отсутствие диалога со своим, пусть и повзрослевшим, ребёнком ведёт к настоящей трагедии. Помните, не так давно подростки массово выбирали в качестве протеста суицид? Омск находился на втором месте по детскому суициду. И это проблема не только нашего региона. Школа давит, родители, социум. Я хотела сказать, что детям нужно самое пристальное внимание, контакт с родителями. У нас принято говорить, что дороги плохие, зарплаты маленькие, а о том, что родители не любят своих детей - почему-то нет. Об этом я и рассказываю посредством нашумевшей истории: помните, как два подростка из посёлка Струги Красные Псковской области в 2016-м погибли на даче? Они туда не просто так попали - очутились в центре этой трагедии именно потому, что не находились под должным присмотром. Конечно, многое в фильме - результат моей фантазии, художественный вымысел. Но история поучительна для всех: детей и родителей, чиновников, которые ни за что не в ответе. - На ваш взгляд, почему в современности складывается такая история откровенной нелюбви отцов и детей, или она всегда была? - Я думаю, что в последние несколько десятилетий ситуация усугубилась из-за экономических факторов. Родители вынуждены много работать, чтобы обеспечить семье необходимый уровень жизни. Дети же получили свободу в виде Интернета, гаджетов. Энергия направляется не в ту сторону. Взрос­лые считают, что выражением любви является покупка очередной вещи или техники для ребёнка вместо совместного времяпрепровождения. А элементарно поинтересоваться, как ребёнок провёл день, уже ни сил, ни желания не остаётся. Порой взрослым кажется, что дети мешают им жить, что было бы легче без них. Но это всё от собственной неудовлетворённости и несостоятельности как взрослого и как родителя. - У вас есть дети? Дайте совет, как найти контакт со своим ребёнком. - Да, двое. Здесь мне трудно советовать, я не знаю, хорошая я мама или нет, это дети скажут, когда подрастут. Но я очень стараюсь быть хорошей мамой. Даже когда злюсь за провинность, прихожу перед сном и говорю: несмотря на то что мы поругались, всё равно я тебя люблю и буду любить. Наверное, ребёнку важнее слышать именно эти слова после ссоры, а не копить обиду на родителей. Мы знаем, каково быть детьми, а дети не знают, каково быть взрослыми. Поэтому мы должны научить их быть ответственными и любящими взрослыми. Отметить Омск на карте - Снимать в городе, где нет профессиональной инфраструктуры для кино, наверное, вдвойне сложная задача. Почему не обратились к помощи других городов, где с актёрами и операторами проще? В тот же Екатеринбург? - Наверное, в этом есть доля патриотизма: показать, что ты можешь сделать что-то стоящее и в таких скудных условиях, но в родном городе, с омскими актёрами, омской музыкой, которую написали специально для этого фильма. Впервые отметить Омск на карте художественных фильмов. Мы всё до последнего момента делали скрытно, не сообщали о съёмках даже родным. Мои родственники, исключая мужа, узнали о том, что я сняла свой художественный фильм, только когда работа была завершена. Такой эффект неожиданности. В доступе будет! - И какие отзывы вы получили, что сказали ваши родные? - Многие очень удивились. Не ожидали. Оно и понятно, человек никогда не делал подвижек в направлении творческих профессий, занимался совсем другими вещами, неожиданно для всех снимает фильм. Честно, сама до сих пор не верю. - Вы собой довольны? - Я ещё только учусь, мне сложно назвать себя режиссёром. Пока даже не знаю, каков мой стиль. Люблю и длинные планы, и динамичные кадры, например, когда оператор бежит вместе с героем и камера находится в движении - эффект присутствия. Ну ещё, наверное, есть у меня такая непреодолимая тяга к фильмам поучительным, социальным, сложным, протестным. Дальше будет видно. Единственное, в чём я могу быть довольна собой - хватило сил завершить начатую работу. Остались последние штрихи. - Когда мы увидим этот фильм на экранах? - О прокате вряд ли пойдёт речь. Сейчас прилагаем все усилия, чтобы фильм попал на кинофестиваль «Движение». По завершении постпродакшена отправим работу на различные кинофестивали, где она проходит по регламенту. Помимо широкого экрана всегда можно найти зрителя во Всемирной паутине, поэтому, я думаю, на You Tube этот фильм точно увидите. - Есть опасение, что критики дадут нелестные отзывы о фильме? - Чужие шишки не болят. Отрицательный результат - тоже результат. Даже если в арсенале 10 неудачных работ, 11-я может оказаться успешной. Всё строится только на опыте. - Где планируете черпать идеи и сюжеты для следующих своих работ? - Сюжеты уже есть. Одна из идей была в разработке, но съёмки заставили отложить дальнейшее написание сценария на неопределённый срок. - А где брать бюджет? Многие современные режиссёры работают на госзаказы и таким образом осуществляют свои замыслы, кто-то «гонит мыло» и этими гонорарами подкармливает своё авторское кино. Какой финансовый путь выбираете вы? - Пока не думала над этим. Нужно состояться в профессии. Поддержка государства нужна молодым талантливым авторам, но видна тенденция финансирования зарубежными инвесторами. На свои средства снимать фильм не совсем правильно для тех авторов, кто ждёт финансовой отдачи, которой в принципе не может быть, ведь авторские работы не доходят до широкого экрана. Не вижу ничего дурного в том, чтобы работать по найму и снимать свои картины. Зритель рвётся осудить таких режиссёров, забывая, что они такие же люди, хотя и творческие, и есть хотят, не меньше, чем снимать авторское кино.

Сама себе режиссёр. Как бизнесвумен решила снять фильм о подростках
© АиФ-Омск