Войти в почту

Как снимают кино: базовые приёмы из любого фильма, которые вы должны были заметить

Взгляд бога, диалоги в движении и разрушение четвёртой стены. Продолжение предыдущей статьи о тонкостях монтажа, сценария и операторской работы. В этот раз речь идёт о более очевидных зрителю, но не менее важных хитростях, которые используют в съёмках кино. Диалог в движении Хитрость сценария. Если окружение героев не играет ключевую роль в кадре, его делают динамичным, дабы не превращать сцену в диалог статических голов с шевелящимися губами. Такой приём позволяет перемещать персонажей без монтажных склеек, показать оживленный задний план либо просто создавать оживление перед конкретным событием. Важно также помнить, что диалог героев банально лучше воспринимается, если задний план динамичен. Хороший пример – «Ла-Ла Ленд». Герои выходят из кафе, разговаривают о чём попало, находясь в движении, и продолжают разговаривать в джаз-клубе, как только речь заходит о джазе. Ещё один хороший пример – «Доктор Хаус». Персонажи постоянно перемещаются, обсуждая диагноз. Такие же диалоги в запертом кабинете были бы не так интересны. Действие одним кадром Хитрость операторской работы. Сцена снимается якобы одним кадром, а дубли меняются в особо тёмных или незаметных местах, чтобы зритель не заметил подвоха. Может быть использован для придания сцене реалистичности, напряжения, вовлечения зрителя в происходящее и приёма «смотрите, как мы умеем». Кадр – это единица измерения бытия. Вся наша жизнь, по сути, это один кадр. Поэтому однокадровая съемка для меня – это не прием, не принципиальная позиция и даже не стиль. Это некое видение мира. Тут дело не в длительности, а в пластике, в ёмкости кадра, в гармонии, в жизнеподобии. Особенно я люблю сочетание «одна сцена – один кадр», поскольку для меня очень важно непрерывное видение существования героя в рамках сцены. Арсений Гончуков Режиссер Хороший пример – «Бёрдмэн». На приёме длинного кадра и построен весь фильм. Ещё хороший пример — «Kingsman: Секретная служба». Или плохой, но уж больно люблю я эту сцену. Голос за кадром Хитрость сценария. Комментарии от лица главного героя не должны повторять то, что зритель видит на экране. Зрители и сами вполне могут разобраться, что происходит на экране, поэтому закадровый голос говорит им о той части истории, что осталась за кадром. Хороший пример — «Бойцовский клуб». Люди часто спрашивают меня, знаю ли я Тайлера Дёрдена. Ещё хороший пример — «Игра Молли» («Большая игра»). Закадровый голос устраивает зрителю ликбез по покеру. Чёрно-белый кадр Хитрость монтажа. Чёрно-белое изображение в кино может использоваться по разным причинам. Иногда это может сориентировать зрителя (в чёрно-белый цвет окрашивается флешбек), иногда это специальный «закос» под старое кино (как было в фильме «Артист»), а иногда это просто красиво («Город грехов»). Интересный приём, вытекающий из этого — чёрно-белый фильм с цветными вставками. Сделано это для того, чтобы подчеркнуть те сцены, в которые и «врывается» цвет. Для режиссера это работает КАК КАПС ЛОК НА ФОНЕ ОБЫЧНОГО ТЕКСТА. Хороший пример – «Список Шиндлера». Девочка в красном пальто появляется в сцене массового убийства евреев в гетто, что потрясает самого Шиндлера. Зональная линза Операторская хитрость. Зональная линза — это дополнительная линза, которую прикручивают к камере. Она закрывает только половину объектива и позволяет создать вторую точку фокусировки. В предыдущей статье я уже рассказывал о фокусе как о выделении ключевого объекта, но иногда нужно сфокусироваться как на объекте на переднем, так и на заднем плане, чего не сделаешь одной линзой. Сцена от лица героя Операторская хитрость. Нет, это не так, как в фильме «Хардкор». В кадре передается то, что видит главный герой, и его восприятие этого видения. Хороший пример — «Области тьмы». Герой пьёт таблетку и начинает замечать детали, которых раньше не замечал. Меняется и цветовая гамма: после тусклой, ассоциируемой с убогой жизнью, она становится красочной, что символизирует изменение состояния героя. Ещё хороший пример — «Шерлок». Помните те времена, когда «Шерлок» ещё не скатился и вызывал вау-эффект? По-омните, знаю! Вау-эффект этот вызывала его дедукция (что по факту называется индукцией, но это детали). Передана дедукция как раз посредством этого эффекта. Объективная и субъективная точки зрения Операторская хитрость. Если кадр не акцентирует внимание на конкретном персонаже, то это — объективная точка зрения. Зрителю показывает то, что происходит на самом деле. Если акцентирует → субъективная, зрителю показывают то, что думает или чувствует герой. Объективная точка зрения Субъективная точка зрения Транстрав Операторская хитрость. Я не знаю, как точно описать, что такое «транстрав». Для этого надо обладать знаниями об устройстве фотоаппарата (камеры), разбираться в фокусном расстоянии и понимать, как оно меняется. Таких знаний у меня нет, поэтому транстрав — это когда вот так: Транстрав используется для передачи сильного потрясения героя, как отрицательного (страх), так и положительного (любовь). Однако когда персонажа в кадре нет, транстрав используется для передачи тревоги Взгляд бога Операторская хитрость. Вид сверху, показывающей атакующее войско — это масштабность сражения. Отдельно взятый воин из этого войска — уже не масштабность, а незначительность человека в толпе. Отдельно взятый живой воин среди километра трупов — уже одиночество. В кино такой вид сверху называют «взглядом бога». Разрушение четвёртой стены Хитрость сценария и операторской работы. Разрушением четвертой стены называется сцена, где герой обращается к зрителю, смотрит на зрителя, швыряет в зрителя объект или совершает иное действие в камеру, имитируя интерактивность со зрителем. Хороший пример — «Дэдпул». Хоть я и не очень люблю этот фильм, но что у Дэдпула не отнять – так это способность разрушать четвёртую стену. Персонаж будто понимает, что находится в фильме, и всячески это обыгрывает. Ещё хороший пример: Полиэкран Хитрость монтажа. Экран разделяется на несколько частей, чтобы показать разные кадры одного и того же действия, сравнение, ну или просто «по приколу». Самый распространенный пример — телефонный разговор. Хороший пример — сцена из фильма «500 дней лета». Полиэкран используется для сравнения, чтобы обыграть мем «ожидание/реальность». Нецензурная лексика Хитрость сценария. Больная тема в случае с российской (украинской) цензурой. У тех же американцев такого нет, поэтому если они хотят сказать слово на букву F — они его говорят. Таким образом «Fuck you, motherfucker» у нас превращается в «Пошел ты, ублюдок», что есть плохо. Почему? Потому что мат создаёт образ главного героя. Как автомат у гангстера, пиджак у бизнесмена и борода у хипстера-дровосека. Лишить персонажа мата — значит, лишить его части образа, придуманного создателями. Об этом уже тоже есть статья. Если человек на экране выглядит живым и говорит такую фразу: «Бл##ь, ты щас ##нешься оттуда!», то он не может сказать это по-другому. Он не может сказать: «Блин, ты щас навернешься». Это будет вранье, если он так скажет. А для меня вранье и фальшь в искусстве — самые мерзкие пороки, если честно. Наталья Мещанинова Режиссер и сценарист Посмотрите (послушайте), как прекрасен мат в кино. Его отсутствие просто убьёт образ персонажа Благодаря этим приемам и создается грамотно-поставленное кино, которое может и не блистать гениальным сюжетом, но будет притягивать зрителя своей визуальной составляющей. Засим откланяюсь. Всем хорошего кино!

Как снимают кино: базовые приёмы из любого фильма, которые вы должны были заметить
© DTF.RU