Пять главных ролей Алексея Баталова
Алексей Баталов для российского зрителя, пожалуй, навсегда остается образцом интеллигентности. Его роли в кино и сегодня считаются правдивыми и нравственными. За свою жизнь он снялся в более чем 30 фильмах. Дебютом стала эпизодическая роль в фильме «Зоя» в 1944 году, но оно не было триумфальным. Большие роли ждали актера впереди. «МИР 24» вспоминает знаковые роли Баталова, благодаря которым он стал выдающимся актером.
«Большая семья» (1954)
Первой заметной ролью Баталова можно считать киноленту легендарного режиссера Иосифа Хейфеца «Большая семья». Картину сняли по советскому роману Всеволода Кочетова «Журбины». Книга повествует о семье, несколько поколений которой были судостроителями. Едва ли в советском кинематографе найдется другой такой фильм, подробно и честно повествующий о жизни рабочего класса.
Баталов сыграл в «Большой семье» младшего из четверых сыновей Ильи Матвеевича – рабочего-клепальщика Алексея. Юноша уходит из семьи, собирается жениться, но его любимая девушка Катя выбирает другого молодого человека.
Во время съемок Баталов признался, что произведение Кочетова показалось ему неинтересным. Осилить роман полностью актер не смог. Тем не менее, навыки рабочего-клепальщика Баталову пришлось освоить, чтобы выглядеть правдоподобно на съемочной площадке, где работать нужно было с корифеями советского кино, заслуженными артистами СССР и РСФСР Сергеем Лукьяновым, Борисом Андреевым, Кларой Лучко, Верой Кузнецовой.
«Все силы, все мысли, все чувства накрепко привязаны к работе, и, кажется, происходи эти съемки даже на Луне, и то ничто не могло бы оказаться интереснее и важнее», – так вспоминал этот жизненный период Баталов.
«Дело Румянцева» (1955)
Сашу Румянцева посылают в рейс с краденым грузом, после чего арестовывают. Начальник автобазы связал свой бизнес с теневыми предпринимателями, поэтому милиции очень тяжело распутать дело и найти преступников. Персонаж Баталова как социальный тип нов для советского кино 60-х. Мы впервые видим, как обычный шофер попадает под влияние жуликов и спекулянтов и пытается доказать свою непричастность к преступлению.
Советский зритель запомнил эту картину как первый художественный фильм детективного жанра. При этом режиссер Иосиф Хейфиц обозначил жанр как социально-криминальную драму. Над сценарием фильма работал легендарный Юрий Герман.
Баталову без труда удалось вжиться в роль водителя грузовика. Не зря он говорил, что с удовольствием бы стал водителем, если бы не актерство.
Критики, как и сам Баталов, после выхода картины охотно сопоставляли образы Румянцева и Журбина. Актер так писал об общих чертах персонажей, схожих с его собственными качествами: «Алексей Журбин и Саша Румянцев – это, конечно, мое поколение, и нас всех одинаково пропустила через свое горнило война».
«Летят журавли» (1957)
Черно-белая лента была снята по пьесе «Вечно живые» известного советского драматурга Виктора Розов считается классикой мирового кинематографа. Экранизировать ее взялся Михаил Калатозов. Считается, что именно с этой картиной в профессиональную жизнь Баталова пришла всеобщая зрительская любовь и популярность. Спокойный, интеллигентный и мужественный – таким стал классический образ не вернувшегося с войны солдата для тысяч поклонников игры актера. Драматичной картину сделала непростая любовная линия двух влюбленных – Бориса (его сыграл Баталов) и Веронику (роль исполнила Татьяна Самойлова) война разлучает навсегда.
Славу Баталову добавила и высокая оценка киноленты авторитетным жюри Каннского фестиваля. «Летят журавли» стал единственным советским полнометражным фильмом, награжденным «Золотой пальмовой ветвью».
Роль Бориса едва не стоила Баталову жизни. Во время съемок он сорвался с отвесной скалы и сильно ушибся лицом о подпиленное дерево. Актеру повезло с хирургами, и вскоре после операции он уже получил новую роль.
«Чисто английское убийство» (1974)
Меха, платья в пол, роскошные смокинги и фраки. Как только фильм вышел в широкий прокат, зрители отметили, что в нем отлично передан образ жизни английской аристократии. В фильме есть все, что характеризует классические английские детективы. Баталову досталась роль доктора Ботвиника. Когда в замке умирает сын лорда, у его многочисленных жителей начинается паника. И только Ботвинику удается сохранить хладнокровие, с которым он берется за расследование преступления.
«Москва слезам не верит» (1979)
Говорят, что когда Владимир Меньшов приступил к съемкам мелодрамы и предложил Баталову роль рабочего-интеллигента Гоши, актер уже подумывал уйти из актерской профессии, чтобы полностью посвятить себя преподавательской деятельности во ВГИКе. Но Меньшову удалось убедить Баталова согласиться на его предложение.
В одном из интервью Баталов рассказал, что с радостью согласился на эту роль, как только увидел сценарий, потому что сразу увидел в слесаре Гоше живого человека.
Многим зрителям, посмотревшим фильм, казалось, что на экраны спустя 25 лет вернулся уже знакомый им рабочий-интеллигент из «Большой семьи». Игру Баталова оценили высоко, несмотря на то, что в центре картины, в первую очередь, истории трех студенток-провинциалок.
Поиск актера оказался непростым процессом: на роль сорокалетнего слесаря Гоги пробовались Леонид Дьячков, Виталий Соломин и некоторые другие актеры. Меньшова их игра не удовлетворяла до такой степени, что в один момент он решил, что сыграет эту роль сам. Однако в конце концов Баталов дал согласие и справился с задачей безупречно – и сегодня «Москва слезам не верит» считается шедевром кинематографа, обязательным к просмотру. Картина получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственную премию СССР.