Войти в почту

Мультфильмы для всех: как Pixar навсегда изменила мир анимации

Новаторские идеи компании Джона Лассетера и Стива Джобса. На днях в прокат вышел мультфильм «Суперсемейка 2» — очередная работа студии Pixar, чьи картины давно стали эталоном в индустрии анимации. А пока картина Брэда Бёрда вовсю ставит рекорды в прокате — рассказываем, как компания, когда-то занимавшаяся разработкой ПО для медицинского оборудования, изменила мир анимации раз и навсегда. Компьютерная графика Pixar стала первой студией, выпустившей сначала короткометражный, а затем и полнометражный мультфильм, полностью нарисованные на компьютере. Их «История игрушек» поначалу многими воспринималась как интересный эксперимент, демонстрация технологий, но не более того. И уж точно никто не ожидал, что новый метод анимации почти мгновенно станет ведущим в индустрии. При создании первого компьютерного короткометражного мультфильма, The Adventures of André and Wally B., студия Pixar ещё принадлежала Lucasfilm и называлась Lucasfilm Computer Graphic Project Возможно, этого бы и не случилось, окажись «История игрушек» безыдейным «бенчмарком», ставящим технологии выше художественной ценности. Но режиссёр Джон Лассетер в первую очередь хотел доказать, что компьютерная анимация способна рассказывать истории и делать это не хуже, чем любой нарисованный от руки мультфильм. Тогда в индустрии бытовало мнение, что компьютерной анимации не хватает «души», и она пригодна максимум для рекламных роликов. «История игрушек» доказала, что наличие этой самой «души» с методом работы никак не связано. «История игрушек» стала коммерческим хитом, и вскоре после этого другие компании начали перенимать и повторять опыт Pixar. Уже через несколько лет рисованная анимация отошла на второй план, а компьютерную графику негласно объявили новым эталоном в индустрии. Причин тому много: относительная дешевизна по сравнению с затратным процессом ручной анимации, высокая скорость производства и доступность технологии. Теперь даже есть технология, позволяющая делать «рисованную» анимацию с помощью CGI Компьютерная анимация расширила визуальные возможности мультфильмов. В частности — сильно упростила работу с виртуальной камерой, благодаря чему многие современные работы тех же Pixar и Dreamworks в плане постановки ничем не уступают крупнобюджетным live-action картинам. Конкуренция Доступность компьютерной графики подстегнула интерес к анимации у других компаний. Конкуренты Pixar начали появляться один за другим: всё те же Dreamworks, Blue Sky, Sony Pictures Animation, чуть позже — Illumination и Warner Animation Group. В сфере, где раньше практически единолично правила Disney, сложился активный и жизнеспособный рынок конкуренции. Это, в свою очередь, закономерно привело к появлению большего количества анимационных картин. Если в 80-90-х в кино выходило по два-три полнометражных мультфильма в год, то уже в начале нулевых их число приблизилось к десяти. Сейчас в мировом прокате ежегодно появляется более десятка анимационных работ. Без Pixar мир потерял бы не только «Историю игрушек» и «ВАЛЛ-И». Мы бы также никогда не увидели «Кунг-фу панду», «Мадагаскар», «Как приручить дракона», «Лего. Фильм» или первый «Ледниковый период». Смелые темы До 1995-го в мире анимации тренды задавала Disney, которая ещё в 1989 году начала эпоху так называемого «Disney-Ренессанса». Мультфильмы тех лет обычно основывались на знакомых всем сказках, книгах или мифах, обязательно содержали много музыкальных номеров и отличались яркой цветовой палитрой. Такая смена курса произошла из-за нескольких коммерческих неудач студии в 80-х — в первую очередь, после провала мрачного мультфильма «Чёрный котёл», из-за которого студия даже чуть не закрылась. Боссы компании посчитали, что одной из главных причин краха стал слишком рискованный выбор темы, неподходящий для детской аудитории. «Чёрный котёл» Но в Pixar не были согласны с таким подходом. Вместо того, чтобы оглядываться на «безопасные» мультфильмы Disney, они вдохновлялись работами азиатских аниматоров, в первую очередь — студии Ghibli. В то время, как на Западе мультфильмы считались исключительно детским развлечением, японцы не стеснялись поднимать сложные с точки зрения психологии вопросы и работать с далеко не самыми весёлыми темами и образами. Достаточно вспомнить «Могилу светлячков» — трагичную историю о детях во время Второй мировой войны Их подход к работе пускай и не в полной мере, но передался Pixar. Они доказали, что дело вовсе не в «детских» или «недетских» темах, а в том, как с ними работать. Студия отказалась от классических первоисточников вроде сказок или детских книг и начала делать мультфильмы исключительно по оригинальным сценариям. Её первые работы были относительно стандартными с точки зрения тем и образов, но чем дальше, тем смелее становилась Pixar. В «ВАЛЛ-И» она коснулась острой проблемы экологии и откровенно высмеяла общество потребления. В «Головоломке» — необычным языком рассказала о сложностях переходного возраста, поставив в центр повествования сами эмоции. В «Суперсемейке» — объединила жанр супергероики с убедительной семейной драмой, а в «Вверх» — подняла тему утраты и тяги к жизни, да ещё и поставила в качестве главного героя пожилого скептика, чем привели в ярость продюсеров Disney, которые считали, что детей такой образ ни за что не привлечёт. К счастью, Джон Лассетер, глава Pixar и Walt Disney Animation, настоял на своём. Итог мы все знаем: два «Оскара» и три номинации, в том числе на «Лучший фильм» Не-мюзиклы Ещё одной важной составляющей классической мультипликации, которую Pixar отвергла, была необходимость музыкальных номеров. До 1995 года почти все крупные мультфильмы были мюзиклами: герои открыто пели о своих чувствах и действиях, чтобы дети уж точно не упустили мотивацию персонажей и сюжетные тонкости. Pixar создавала первую «Историю игрушек» совместно с Disney и сначала также рассматривала вариант с музыкальными номерами. Но позже сценаристы поняли, что жанр мюзикла попросту не подходит истории. В финальной версии осталась только одна песня — знаменитая You’ve Got a Friend in Me. В Pixar рискнули и сделали простой, но очень важный для индустрии шаг — решили, что аудитория и без навязчивых нотаций «в лоб» способна понять, какие мотивы движут героями и в каких отношениях друг с другом они состоят. Звёзды на озвучке Известных актёров брали на роль озвучки в мультфильмы и раньше, но Pixar вывела эту практику на новый уровень. С тех пор, как Тим Аллен и Том Хэнкс стали ведущими голосами в «Истории игрушек», артисты высшего эшелона окончательно перестали сторониться мультфильмов. Сейчас в мультфильмах Pixar можно услышать голоса Кевина Спейси (Хоппер из «Приключений Флика»), Сэмюэля Л. Джексона (Фреон из «Суперсемейки»), Джона Гудмана (Салли из «Корпорации монстров»), Стива Бушеми (Рэндалл из той же «Корпорации монстров»), Уиллем Дефо (полосатая рыба Джилл из «В поисках Немо») и многих других титулованных артистов. По словам Джона Лассетера, нанимать ведущих актёров на роли в мультфильмах Pixar стала вовсе не из-за желания поставить красивое имя на постер. Единственная причина — это стремление создать более живые и правдоподобные образы, и актёров студия подбирала по их умениям, а не влиянию на бокс-офис. Да, у нас есть отличные актёры, но мы хотим, чтобы зрителя в первую очередь увлекали не они, а персонажи и история. Джон Лассетер один из основателей Pixar, режиссёр мультфильмов «История игрушек», «Приключения Флика» Авторский подход Когда Disney выкупила Pixar и назначила Джона Лассетера управляющим анимационным подразделением, тот первым делом изменил подход к работе в студии. По его словам, главная проблема Disney заключалась в том, что их мультфильмы делали продюсеры, а не авторы. Поэтому от них в своё время ушёл легендарный аниматор Дон Блут, автор «Секретов Н.И.М.Х.» и «Земли до начала времён». «Земля до начала времён» Pixar распространила авторский подход к созданию мультфильмов и наглядно показала его преимущества. Студия смогла раскрыть таланты режиссёров Брэда Бёрда («Суперсемейка», «Рататуй»), Эндрю Стэнтона («В поисках Немо», «ВАЛЛ-И»), Ли Анкрича («История игрушек: Большой побег», «Тайна Коко»), Пита Доктера («Корпорация монстров», «Головоломка») и многих других. Авторы со свежими идеями приходили в компанию, где им никто не мешал воплотить задумку так, как они этого хотели. Теперь имена многих анимационных режиссёров на слуху в мире кино, и их даже приглашают снимать крупнобюджетные live-action блокбастеры. Так было с четвёртой частью «Миссия невыполнима» Брэда Бёрда, «Джоном Картером» Эндрю Стэнтона или готовящимся «Бамбли» от режиссёра студии Laika Трэвиса Найта. Брэд Бёрд Отношение к мультфильмам Благодаря своему смелому подходу к выбору тем, Pixar если и не изменила полностью, то уж точно сильно повлияла на восприятие мультфильмов на Западе. За многолетнюю эру доминирования Disney в обществе сложилось мнение, что анимация в первую очередь предназначена для детей детьми. Pixar же доказала западной аудитории, что это лишь формат, способ рассказать историю. Она не обязательно подразумевает несерьёзность или инфантильность. Многие ошибочно думают, что анимация — это что-то для детей. Это не так. Это лишь другой вид искусства, другой способ рассказать историю. Мы не делаем фильмы детей, мы делаем их для себя — и надеемся, что найдутся дети, подростки, другие взрослые, чьи вкусы похожи на наши. Брэд Бёрд режиссёр фильмов «Суперсемейка», «Рататуй», «Стальной гигант» Мультфильмы начали пользоваться успехом не только у публики, но и в кругах критиков и академиков. «История игрушек» стала первой в истории «Оскара» анимационной картиной с номинацией за «Лучший сценарий». На данный момент Pixar в общей сложности получила 47 номинаций на «Оскар», из которых восемь — за сценарий и две — за «Лучший фильм». И это без учёта короткометражек. Считается, что именно благодаря Pixar в 2001 году Американская Киноакадемия учредила номинацию за «Лучший анимационный фильм». При этом, что иронично, первую награду в номинации взяла не Pixar, а DreamWorks за «Шрека» Мультфильмы с тех пор сильно выросли как форма кино, и теперь даже режиссёры с мировым именем не боятся пробовать свои силы в анимации. Уэс Андерсон снял «Остров собак» и «Бесподобного мистера Фокса», за плечами Роберта Земекиса уже три анимационных ленты, кинематографический мастодонт Стивен Спилберг в 2011 выпустил «Приключения Тинтина». В ближайшем будущем также выйдет мультфильм Shadows Эдгара Райта и сиквел «Тинтина» от Питера Джексона. Стоит заметить, что Стивен Спилберг всегда питал к анимации сильные чувства. Он продюсировал картины Дона Блута, курировал производство мультсериалов «Озорные анимашки» и «Пинки и Брейн». Но всё же сам до 2011 года мультфильмов не делал За последние пару десятков лет Pixar кардинально изменила индустрию анимации, особенно западной, которая с 30-х годов пребывала по большей части в стагнации. Она не просто ввела новые технологии, но и сильно повлияла на устоявшийся образ мультфильмов как детского развлечения. Полностью искоренить это заблуждение, к сожалению, пока не удалось, всё впереди. Но главное — Pixar установила новую планку качества в индустрии. Конкуренты равняются на опыт студии и пытаются повторить успех их фильмов. Даже анимационный гигант Disney отбросил многолетние традиции и, купив Pixar, стал перенимать наработки Лассетера для собственных проектов. Сейчас многие ругают Pixar за то, что та якобы поступилась принципами и «прогнулась» под Disney, а релизный план студии теперь по большей части состоит из сиквелов. И хотя некоторые решения последних лет действительно настораживают, студия продолжает регулярно радовать фанатов отличными работами. Она до сих пор по праву считается одной из самых влиятельных в мире анимации и, будем надеяться, что это влияние останется исключительно положительным. #pixar #суперсемейка #мультфильмы

Мультфильмы для всех: как Pixar навсегда изменила мир анимации
© DTF.RU