Фильм «Лето» 2018: а Цой-то ненастоящий!
Причем Майк Науменко, может, где-то и проглядывает в рисунке роли Ромы Зверя. А вот что касается самого Цоя… увы, более не обаятельного персонажа сложно и представить. Если не верите: гляньте для интереса старые пленочные видеозаписи выступлений артиста: по ним и сейчас не сложно прочитать, харизма какого уровня была присуща лидеру группы «Кино». Ни одна творческая личность в «Лете» не раскрыта. Непонятно, почему эти невзрачные серые схемы собирали стадионы. Почему к ним рвались люди на квартирники. Почему их песни до сих пор не сходят с радиоэфиров, а слова – разошлись на цитаты. Непонятно, почему они стали теми, кем стали. Зато понятно, что и Цой, и Науменко для режиссера – фигуры вовсе не главные. Главное – создать у зрителя ощущение, что эти герои – и не герои вовсе, не творцы, а обычные потребители европейского рока. Что нет в их творчестве ничего нового и настоящего. Увы, но Цой в исполнении корейского артиста Тео Ю как будто сам вырезан из единого куска дерева: беднейшая мимика, полное отсутствие эмоций. Такое ощущение, что персонаж этот по-русски и говорить-то не умеет. Впрочем, это как раз неудивительно – актер ведь иностранец. Вряд ли он вообще в полной мере понимал хотя бы половину из того, что происходило в кадре. Возникает закономерный вопрос: неужели нет ни одного русскоговорящего артиста, способного справиться с этой ролью? Даже Сергей Кузьменко из недавнего хита «Шапито-шоу» лучше бы подошел для этого материала. Но нет, вероятно, у режиссера Кирилла Серебренникова свои, альтернативные представления о том, как должна выглядеть в кадре рок-звезда. Герои картины всю дорогу подражают западному року, поют этот рок на ломаном английском в общественном транспорте – с бэк-вокалом из случайных попутчиков. И разговаривают тоже о нем. Больше у них, похоже, никаких интересов нет. По сути, главный герой картины – это и есть западная рок-культура: в этом смысле у фильма Серебренникова много общего со «Стилягами» Валерия Тодоровского. Никто здесь и не вспоминает о том, что русский рок ковался в кочегарках. И что у него вообще-то есть какая-то своя история. Впрочем, если забыть, что это фильм про Цоя и относиться к нему просто как к музыкальной мелодраме типа «Ла-Ла Ленда», сразу все становится на свои места. Мол, это никакой не байопик, не биографический фильм, а просто такая фантазия опального режиссера на тему отношений двух друзей-музыкантов. Причем какой режиссер – такая и фантазия. Правда, тут опять возникает вопрос – почему главный герой мелодрамы такой скучный и неинтересный? Почему в него вообще никак не хочется влюбиться? Прокат картины, кстати, продлили. Так что все, кто еще не успел ознакомиться с выдающимся произведением, смогут это сделать. Правда, говорят, сборы у «Лета» очень даже скромные: и это при прицельной бомбардировке зрителя восторженными рецензиями, а также полной свободе в смысле любой другой рекламы – в том числе, мини-скандальчиков, которые сопровождали выпуск кино. …А тем временем, один из основоположников группы «Кино», Алексей Рыбин, снимает фильм о Викторе Цое. И режиссер Алексей Учитель вроде бы приступил к съемкам о лидере легендарной группы. Так что, может быть, фанаты русского рока еще дождутся материала, который их полностью удовлетворит.