Войти в почту

Кино начинается с питчинга. Как ставропольский музыкант стал сценаристом

От саксофона до домбры Наталья Володихина, «АиФ-СК»: Ислам, какие дороги привели тебя в прошлом году на питчинг? Ислам Сатыров: Всё происходило стихийно. Когда мне друг из Карачаево-Черкесии сказал об этом, до окончания срока подачи заявок оставалось буквально два дня. И я тогда обратился за советом ещё к одному своему другу, он писатель, сейчас живёт в Нью-Йорке. Его зовут Марат Аксиев. Он прислал мне десять своих рассказов, они все очень интересные. Я выбрал один – эта история и стала драматургической основой моей сценарной заявки. Потом Марат помогал советами уже во время съёмок нашего частично игрового, частично документального фильма. Его имя тоже присутствует в титрах. – А чем ты занимался до съёмки фильма? – По образованию я музыкант, саксофонист. Окончил в Астрахани музыкальный колледж, эстрадно-джазовое отделение. Даже в Астраханскую консерваторию поступил, но там надо было заниматься только классической музыкой, и я скоро понял, что это не моё. – Ты сейчас живёшь в Минводах? – Недалеко от города, в селе Канглы, это очень удобно, почти рядом с аэропортом, мне приходится часто летать и по нашей стране, и за рубеж. А главное, мне нравится жить в селе, а не в городе. Родился и вырос я также в селе – это Каясула Нефтекумского района. – Родители тоже музыканты? – Нет, семья самая обычная, папа – сварщик, мама занималась домашними делами, воспитывала нас – у меня есть ещё два брата. Но все дети в нашей семье очень музыкальные. – Есть в кого? – Наш дедушка был очень талантливым ногайским художником, музыкантом, поэтом. Его звали Анварбек Бакиев. Думаю, мы все в него пошли. К сожалению, он очень рано умер. – Наверное, в вашем селе была музыкальная школа? – К сожалению, нет. Когда я решил поступать в музыкальный колледж, мне пришлось три недели усиленно заниматься, чтобы немного осилить музыкальную грамоту и сыграть простенькую пьесу на саксофоне. Можно сказать, начинал с нуля. Но через год, после усиленных занятий, я догнал своих однокурсников. Учась в Астрахани, начал осваивать профессию звукорежиссёра, потом работал в Москве на студии звукозаписи. У нас записывались Григорий Лепс, Николай Басков, Иосиф Кобзон. А сейчас у меня своя музыкальная студия. Младший брат тоже стал звукорежиссёром. Многим певцам на Северном Кавказе он делал клипы. А потом меня увлекла этническая музыка. Я освоил домбру, двухструнный щипковый музыкальный инструмент ногайцев и казахов. Пою наши национальные песни, сам сочиняю на ногайском языке. Побывал уже на нескольких международных фестивалях. Выступал в Сербии, Венгрии, собираюсь в Башкирию, Казахстан. Через Интернет мы познакомились c ногайцами, которые проживают в Турции. Они пригласили нас на свой традиционный фестиваль этнической музыки. Есть ещё интересные предложения из других тюркоязычных стран. Недавно у меня вышел дебютный сольный альбом песен на ногайском языке. – А на каком языке вы общаетесь за границей? – Во всех тюркоязычных странах мы общаемся на своём родном языке. И понимаем друг друга примерно так же, как русские понимают белорусов. Кино – в награду – Как ты оцениваешь это новое для нас явление – питчинг? – Естественно, положительно. Не только потому, что я победил в прошлом году и у меня появилась возможность реализовать свой проект. На питчинг собираются люди, уже заболевшие кино. Но пока мы все очень разрознены: в одном месте живёт опытный сценарист, в другом – талантливый кинооператор, в третьем – профессиональный звукорежиссёр. Собрать в одном месте профессиональную команду очень сложно, а кино – дело коллективное. В этом году на питчинге были молодые ребята из Осетии, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Ставропольского и Краснодарского краёв. Питчинг помог нам встретиться, договориться о сотрудничестве. Мы познакомились с директором пока единственной на Северном Кавказе профессиональной киностудии «Чеченфильм» Бесланом Терикбаевым. Эти встречи способствуют созданию специфической кинематографической среды и у нас в крае, и в целом на Северном Кавказе. – А до участия в питчинге приходилось что-то снимать самостоятельно? – Я сделал часовой документальный фильм «Камбак», это переводится примерно как «перекати-поле». С девушкой-фольклористом мы объехали все регионы России, где проживают ногайцы, и попытались собрать информацию о сохранившихся обрядах нашего народа – от рождения до смерти. – Сейчас каких планов больше, музыкальных или кинематографических? – Много тех и других. Очень хочется попробовать снять полнометражный фильм. Есть три проекта, надо советоваться и выбирать, что актуальнее будет с точки зрения проката. После этого начну работать над сценарием. – Хватило на фильм «Шёпот счастья» той суммы, которую выделили в прошлом году как победителю питчинга? – Мне не деньги выделили. Награда заключалась в другом: «Чеченфильм» дал профессиональное оборудование и оплатил рабочие смены во время съёмок фильма. Главное условие было в том, чтобы всё действие происходило на Северном Кавказе. А благодаря содействию Дмитрия Якунина, руководителя Молодёжного центра при Союзе кинематографистов России (он инициатор проведения питчингов в Ставрополе), нашей съёмочной группе ещё оказывала содействие московская фирма «Русская фильм-групп». Именно благодаря этой помощи мой фильм «Шёпот счастья» и родился. – Как будет складываться его прокатная судьба? – Из таких дебютных короткометражек собирают специальные альманахи. Их возят по кинофестивалям по всему миру. Показывают в России на питчингах в других регионах. Сейчас большую работу развернул Беслан Терикбаев, он создал Фонд поддержки регионального кинематографа, одно из направлений работы которого – организация сети кинозалов, где будут показывать фильмы, рассказывающие о нашем регионе. Кстати, в этом году победителями питчинга в Ставрополе стали две молодые сценаристки из Санкт-Петербурга. Их простая и весёлая история будет разворачиваться на фоне Эльбруса. То есть будущий фильм послужит рекламой региона и будет способствовать привлечению туристов на Северный Кавказ.

Кино начинается с питчинга. Как ставропольский музыкант стал сценаристом
© АиФ Ставрополье