Войти в почту

Гагарин, Цой, Яшин, далее везде, или Дефицит вымышленных героев

Обозреватель «Собеседника» – о возникшей моде на кинобиографии и проблеме их соответствия исторической правде. В разгар чемпионата мира по футболу в России стало известно, что работа над мюзиклом о легендарном вратаре московского «Динамо» и сборной СССР Льве Яшине заморожена. Вдова футболиста Валентина Яшина не дала добро, а ссориться с ней создатель мюзикла – рок-музыкант Александр Пантыкин (лидер старой доброй уральской группы «Урфин Джюс») – не захотел. Рок-музыканты нынче выглядят благороднее иных теле- и кинопродюсеров, выворачивающих руки или попросту покупающих тех, кто видел, как было на самом деле и как стало в кино. Никаких сомнений: на телеканалах работают настоящие акулы, способные мертвого поднять из могилы и уговорить, например, поучаствовать в ток-шоу с перемыванием белья. В этих условиях получить добро и даже «задружиться» с очевидцами тех или иных событий, составляющих гордость отечественного спорта/космоса/балета, – для них раз плюнуть. Какой осадочек остается после этого – никого уже не волнует. Та же вдова Яшина, по словам Пантыкина, «и так испытала стресс, пока ее добивались с фильмом, и поэтому мы отложили эту тему». Байопик о легендарном вратаре – отдельная история: о нем молвил сам Путин, то есть проект государственной важности. Вдова и тут сопротивляется, но силы не равны. Не только в Яшине дело. Та же история была с Цоем: сценарий только что вышедшего «Лета» Серебренникова давно критиковал Гребенщиков (и режиссер, очевидно, после этого решил сделать по ходу фильма остроумные вставки «Этого не было»). Та же история повторялась в космической и баскетбольной эпопеях («Салют-7» и «Движение вверх»): свидетелей того, как все было на самом деле, разумеется, раздражает вольная интерпретация режиссеров, но их убеждают в том, какую важную моральную миссию несет проект. То, что в России так обострился вопрос соответствия правде, объясняется просто. У нас стали массово снимать кино и ставить мюзиклы не о вымышленных событиях, а о реальных. А это в свою очередь объясняется резко возросшим интересом общества к собственной истории и запросом государства на «патриотическое воспитание молодежи». Фильм про Цоя в этот запрос, конечно, не вписывается, а остальные проекты – вполне. Тут-то и возникает конфликт. Одного похода в кинотеатр достаточно для того, чтобы зритель в дальнейшем пребывал в полной уверенности: все было именно так, как он видел на экране. Дефицита реальных героев больше нет. Наступил дефицит вымышленных. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №24-2018.