"Прочь" от "Окна во двор": топ лауреатов "Оскара" среди хорроров
Sobesednik.ru — о том, как, когда и почему люди смотрели и награждали золотыми статуэтками очень страшное кино. Напомним, ранее критики журнала Variety опубликовали список возможных номинантов на премию «Оскар»: среди претендентов оказалась нашумевшая в кругах любителей саспенса лента Тони Коллетт «Реинкарнация». Sobesednik.ru вспомнил, что фильмы ужасов в истории «Оскара» далеко не всегда оставались без наград, напротив — становились обладателями золотых статуэток за лучшие сценарии, грим и актерскую игру. «Психо» (1960) и «Окно во двор» (1954) Альфреда Хичкока Альфред Хичкок по праву считается отцом (если не демиургом) жанров ужаса и психологического триллера, которые зачастую идут бок о бок в картинах этого плана. Начав свою карьеру в британском кинематографе, а затем переехав в золотую для этого рода деятельности Америку, Хичкок смог выбраться из-под гнета студийной системы Голливуда и жирным шрифтом вписать свое имя в список мастеров ужаса наравне с известными тогда во всем мире немецкими экспрессионистами Фридрихом Вильгельмом Мурнау, Фрицом Лангом и Робертом Вине. Кадр из фильма "Окно во двор" // Фото: скриншот с YouTube Как результат — четыре номинации на «Оскар» («Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая работа оператора» и «Лучший звук») за философский триллер «Окно во двор». Никаких скримеров и дешевых приемов, столь любимых бульварными киноде́лами в наши дни — тут только прекрасно выстроенные диалоги, платоновская гносеология и Джеймс Стюарт с будущей принцессой Монако Грейс Келли. Кадр из фильма "Психо" // Фото: скриншот с YoyTube «Психо» — еще более прославленное хичкоковское детище, породившее позднее не только современные нам приквелы вроде сериала «Мотель Бейтсов», но и целый поджанр — итальянское джалло, начавшийся с оммажа Хичкоку от режиссера Марио Бава в его ленте «Девушка, которая слишком много знала». Удивительная игра с саспенсом, знаменитая сцена в ду́ше, монтажная отточенность, наглядная демонстрация фрейдистских комплексов и треплющая нервы музыка Бернарда Херрманна — вот что делает эту картину культовой, а самого Хичкока обладателем почетного «Оскара» за вклад в продюсерское дело. «Ребенок Розмари» (1968) Романа Полански Кадр из фильма "Ребенок Розмари" // Фото: скриншот с YouTube Этот фильм знаменитого голливудского поляка Романа Полански является чуть ли не первой американской работой режиссера, а вместе с тем — одной из первых лент, перенесшей тему демонического на большой экран. Отснятый в европейской камерной традиции и практически полностью построенный лишь на диалоговой форме и взаимодействии актеров, фильм «Ребенок Розмари» рассказывает пугающую историю рождения ребенка Сатаны от земной женщины, обманутой участниками старинного культа. Немного поруганная критиками за довольно чопорную и совсем не голливудскую игру калифорнийки Мии Фэрроу лента все же принесла Полански славу мастера жанра, а также «Оскар» исполнительнице второстепенной роли Рут Гордон и номинацию за лучший адаптированный сценарий. Пожалуй, дополнительный зловещий налет картине добавляет еще и убийство жены режиссера, актрисы Шэрон Тейт, участниками группировки Чарльза Мэнсона, которое произошло спустя год после выхода фильма. «Изгоняющий дьявола» (1973) Уильяма Фридкина Кадр из фильма "Изгоняющий дьявола" // Фото: скриншот YouTube В продолжение темы демонизма, начатой Полански, — уже полностью осовремененная и вполне себе голливудская картина о темных силах, которые нет-нет да и вселятся в ваше чадо, заставляя его нецензурно браниться, изрыгать странного вида зловонную жидкость и абсолютно не слушаться даже святых отцов. Родительницу, в которой многие матери тинейджеров наверняка узнают себя, на экране воплотила Эллен Берстин, за что и получила номинацию на «Оскар». В копилке у такого киногротеска, помимо других семи номинаций, имеются две еще статуэтки Американской киноакадемии — за лучший звук и лучший адаптированный сценарий. «Чужой» (1979) Ридли Скотта Кадр из фильма "Чужой" // Фото: скриншот с YouTube Как отдельный поджанр нельзя не выделить всевозможные космические ужастики, которые в большинстве своем (если не считать «Клоунов-убийц из космоса» и прочей мешанины) оказываются не так уж и плохи, а компьютерные игры вроде Dead Space и вовсе покоряют новые вершины своего жанра. Но даже среди них «Чужой» Ридли Скотта выделяется как Эверест — настолько яркий образец космического хоррора создал режиссер на пару со швейцарским художником Хансом Гигером, запечатлевшем в образе Чужого фаллический символ. А молоденькая Сигурни Уивер и первобытный страх человека перед космическим неизвестным сделали «Чужого» неотъемлемой составляющей современной поп-культуры, и этого не изменит даже та непотребщина, в которую сам Ридли Скотт пытается превратить свое детище в последние годы. В 1980-м культовая картина получила номинацию на «Оскар» за лучшие декорации и золотую статуэтку за спецэффекты. «Мизери» (1990) Роба Райнера Кадр из фильма "Мизери" // Фото: скриншот с YouTube Как это часто бывает с писателями, литературный мастер ужаса Стивен Кинг чаще всего остается недоволен переложением собственных беллетристических излияний на киноэкран — так произошло, к примеру, с «Сиянием», срежиссированым голливудским автором Стэнли Кубриком. Столкновение двух гениев принесло свои плоды: картина о безумии, форма которой прямо пропорциональна ее содержанию, по сей день считается лучшей среди всех экранизаций книг Кинга. Однако не намного отстает от кубриковского триумфа и лента Роба Райнера «Мизери», а все благодаря завораживающей актерской игре Кэти Бейтс, сумевшей воплотить на экране подлинный маниакальный психоз. За это Кэти и заполучила «голливудского вельзевула» в номинации «Лучшая женская роль». «Шестое чувство» (1999) М. Найта Шьямалана Кадр из фильма "Шестое чувство" // Фото: скриншот с YouTube Картины этого режиссера индийского происхождения почти всегда построены на сюжетном твисте, узнав который, зритель зачастую перестает интересоваться киноработами Шьямалана. Это справедливо и для «Неуязвимого» с Сэмюэлем Л. Джексоном и Брюсом Уиллисом, и для «Таинственного леса» с Брайс Даллас Ховард, и для недавней картины режиссера «Визит». Однако неожиданный сценарный поворот в «Шестом чувстве» незнаком разве что Агафье Лыковой, но именно этот фильм продолжает оставаться горячо любимым всеми поклонниками жанра. Отлично построенные диалоги, виртуозное использование звука и трогательная игра Хэйли Джоэла Осмента принесли этой картине Шьямалана шесть номинаций на «Оскар» и даже премию Каннского кинофестиваля за лучший дизайн DVD. «Лабиринт Фавна» (2006) Гильермо дель Торо Кадр из фильма "Лабиринт Фавна" // Фото: скриншот с YouTube Триумфатор «Оскара-2018» Гильермо дель Торо минувшей весной штурмовал международные кинофестивали совсем не впервые. Например, его «Лабиринт Фавна» 2006 года номинировался в Каннах и взял две статуэтки «Оскар» за смелое смешение волшебного мира в воображении ребенка с военной тематикой. Эта тяжелая сюрреалистичная драма о губительности нацизма с неоднозначным (то ли трагическим, то ли счастливым) финалом требовала участия от зрителя, который мог самостоятельно решить, происходит ли все вышеизложенное в известной всем нам реальности — или же это эдакая психологическая заслонка, помогающая главной героине Офелии почувствовать себя сказочной принцессой, а не одиноким ребенком в жестокие годы режима Франко. Цветовые решения, виртуозно выполненный грим страшилищ (всех, кроме фашистов, играет любимый актер дель Торо Даг Джонс) и общая атмосфера мрачного фэнтези делают «Лабиринт» достойным участником нашего списка. «Прочь» Джордана Пила (2017) Кадр из фильма "Прочь" // Фото: скриншот с YouTube В этом году церемония вручения премии Американской киноакадемии оказалась крайне удачной не только для мексиканца дель Торо и его «Формы воды», но и для создателей напряженного хоррора с глубоким социальным подтекстом — «Прочь». Несправедливость и абсурдность многолетней эксплуатации черных белыми находила отражение во многих формах голливудского кинопроизводства, однако еще никогда не была такой неожиданной, как в режиссерском дебюте сценариста Джордана Пила. Обходящаяся без лишней крови, спецэффектов и скримеров, эта лента сильно выбивается в ряду современных фильмов ужасов, заставляя при этом зрителя щелкать зубами не меньше, чем при просмотре нашумевшего «Заклятия». За смелую интерпретацию поныне актуальной для мира темы расизма «Прочь» получила «Оскара» в самой литературной номинации — за лучший сценарий. Судьбу ленты Пила, быть может, в будущем году повторит и «Реинкарнация» — тем любопытнее наблюдать за новым этапом развития жанра, уставшим от однотипных и клишированных фильмов за последние двадцать лет.