Беги, Слай, беги
В прокате — сиквел хитового наркотриллера трехлетней давности «Убийца», уже без Дени Вильнева, Эмили Блант и гениального оператора Роджера Дикинса. Кроме того: Сильвестр Сталлоне вновь бежит из тюрьмы (увы, опять же в отсутствие Шварценеггера), а пятерка сорокалетних звезд в диапазоне от Джона Хэмма до Джереми Реннера на старости лет никак не закончит начатую в детстве игру в салки.
«Убийца 2» начинается с эпизода, достойного предвыборных роликов Дональда Трампа: среди мексиканских нелегалов, окруженных в пустыне американскими пограничниками, оказывается шахид, который тут же с криком «Аллах Акбар» приводит в действие взрывное устройство. Неподалеку обнаруживаются несколько молитвенных ковриков — исламист был не одинок, и вскоре бомба взрывается уже в Канзас-сити. «Мексиканские наркокартели теперь перевозят через границу террористов!» — восклицают в минобороны и спешно выдергивают из командировки в Сомали мастера мутных дел Мэтта Грэйвера (Джош Бролин). Тот предлагает спровоцировать между картелями войну, организовав похищение несовершеннолетней дочери (Изабелла Монер) одного из наркобаронов и выдав его за действия конкурентов. Обойтись без помощи Алехандро (Бенисио Дель Торо), по ту сторону границы продолжающего персональную вендетту против драгдилеров киллера-адвоката, Грэйвер, конечно, не сможет.
Хладнокровное убийство посреди бела дня в центре Мехико. Лихой по дерзости киднеппинг и постановочное псевдоспасение дочурки наркобарона. Военного размаха засада для пересекающего пустыню конвоя из бронетранспортеров. Атаки дронов и миссии на вертолетах. «Убийца 2» — надо ли говорить, что оригинал — фильм неидеальный, но емкий и самодостаточный — продолжения не вполне предполагал, оживает только короткими вспышками, и почти все они совпадают с его центральными экшен-эпизодами. Собраться в цельную, связную и хотя бы минимально правдоподобную картину (ближневосточные радикалы, которые прячутся среди нищих мексиканских мигрантов — серьезно?), впрочем, этим отдельным сценам не суждено, и не только потому, что логики и конца в американской войне против наркобизнеса не предвидится, что признают и сами герои фильма. Лишившись не только Эмили Блант, героиня которой в первом фильме служила проводником зрителя по девяти кругам мексиканского наркоада, но и режиссера Дени Вильнева с оператором Роджером Дикинсом, сиквел в сравнении с оригиналом растерял и эмоциональный диапазон, и тяжеловесный символизм визуального ряда. Режиссура Стефано Соллимы, напротив, строго функциональна, отчего только заметнее перекрученная, чрезмерная псевдобрутальность сценария. Его автор Тейлор Шеридан (известный также по «Любой ценой» и «Ветреной реке») вкладывает в уста героев десятки фирменных циничных трюизмов о печальном устройстве этого мира, но вместо экзистенциального ужаса, как в оригинале, они провоцируют лишь вселенскую скуку: с каждым новым фильмом Шеридан все меньше выглядит пророком апокалипсиса и все больше — зарабатывающим на апокалиптических настроениях самозванцем.
Купить билеты на фильм «Убийца 2: Против всех» на «Афише»
Похороны. Деторождение. Прелюдия к соитию. Для пятерки сорокалетних друзей детства нет ничего святого, кроме пережившей уже три декады традиции один месяц в году, чего бы это ни стоило, продолжать игру в салочки. Нет, серьезно: вот, например, дантист Хоги (Эд Хелмс) устраивается в крупную корпорацию уборщиком на полставки, чтобы осалить товарища по имени Каллахан (Джон Хэмм) — тот компанию возглавляет. Стараются не отставать в своих махинациях по части салочек-пятнашек, каждый май бросая работу, семью и любые обязанности, и их друзья — разведенный укурок Рэнди (Джейк Джонсон) и расслабленный хипстер Сэйбл (Хэннибал Бересс). Но вот уже 30 лет в этой бесконечной игре нет равных пятому члену чокнутого квинтета — фитнес-гуру Рэнди (Джереми Реннер), который не только обладает сверхчеловеческой сноровкой и реакцией, но и с впечатляющей серьезностью подходит к процессу: его подвал больше напоминает армейский штаб, где есть карты городской канализации и пузыри с хлороформом. Именно он, непререкаемый чемпион салочек, теперь собирается уйти непобежденным — и, чтобы избежать первого в жизни осаливания, даже не зовет друзей на собственную свадьбу. Они, впрочем, направятся туда все равно, причем в компании журналистки (Аннабель Уоллис), чей материал о Каллахане постепенно превращается в историю о коллективном помешательстве пятерых друзей.
Самое поразительное в «Ты водишь!» — конечно, тот факт, что фильм Джеффа Томсича основан на реальных событиях. Они, впрочем, существенно сценаристами и режиссерам перелопачены — как минимум с расчетом на обаяние каждого из задействованных в главных ролях артистов. Именно харизма пятерки звезд «Ты водишь!» служит здесь основным источником юмора — с учетом того, что сумасшествие любимой забавы их персонажей здесь доведено до почти космического по размаху и самоотверженности идиотизма. Реннер более-менее пародирует свой супергеройский флер из «Мстителей», Хэмм по-прежнему мастерски высмеивает свою образцовую внешность, Хелмс и Джонсон отрабатывают фирменные амплуа задрота-невротика и обаятельного инфантила, — но по-настоящему держит это кино, связывая его своими репликами воедино, Хэннибал Бересс, король резкой остроумной ремарки, в каком-то смысле выдающий своим участием полноценный метакомментарий к тому, что разворачивается вокруг него в кадре. Если бы «Ты водишь!» еще принял свою врожденную абсурдность как данность и не пытался раз в пятнадцать минут оправдывать бесконечный угар собственных героев их желанием поддерживать дружбу несмотря на взросление! Неужели мужскую дружбу могут с возрастом спасти только... салочки?
Купить билеты на фильм «Ты водишь!» на «Афише»
Прошло пять лет с тех пор, как Рэй Бреслин (Сильвестр Сталлоне) нашел способ сбежать из считавшейся самой охраняемой на планете тюрьмы с кодовым названием «Гробница» и, очевидно, прислушавшись к голосу разума, более-менее ушел на покой. А если точнее — ветеран обосновался в Атланте, где, попивая сок в собственном офисе, командует отрядом спецов, продолжающих дело по обнаружению брешей в системах безопасностей разнообразных (и по-прежнему многочисленных в этом суровом мире) тюрем. Но когда одного из его подчиненных, атлета-каратиста Шу (Хуан Сяомин) похищают в Бангкоке вместе с кузеном-антрепренером (тот как раз должен был запустить в космос спутник и разбогатеть, а его патент представляет немалый интерес для многочисленных криминальных элементов) и бросают в секретную подземную темницу под названием АиД, придется и самому Рэю почетную пенсию временно прервать. Усилий коллег — пусть даже среди играющих их роли есть такие личности, как Дэйв Баутиста и Фифти Сент, — недостаточно.
«Хреново, что вернулся», — сквозь зубы озвучивает свое возвращение на передовую герой Сталлоне, и эту фразу очень трудно не рассматривать как комментарий ко всему «Плану побега 2». Оригинал, в котором Сталлоне делил кадр со Шварценеггером, хотя и отставал от современных триллеров по уровню постановки и боев, по крайней мере добирал свое мощным ностальгическим зарядом. В сиквеле, ставшем возможным благодаря успеху первого фильма в китайском прокате и снятом на более-менее китайские деньги, никакой ностальгией уже не пахнет: собственно, даже экранное время Сталлоне здесь существенно ограничено (хотя он и предоставляет закадровый голос для текста, переполненного такими свежими мудростями, как «Кто ищет, тот всегда найдет» — да ну?). Не выглядят перетрудившимися и Баутиста с Фифти Сентом — все-таки чаще всего на первом плане здесь оказывается вынужденный осваиваться в реалиях АиДа (драки в клетке с другими заключенными, садистские выходки владельца по прозвищу Сторож зоопарка, интриги против ячейки хакеров-скинхедов) китайский актер Хуан Сяомин. Он, впрочем, большую часть своего присутствия в кадре ощутимо мучается с английским языком (тот редкий случай, когда русский дубляж фильму идет на пользу), что простительно, когда замечаешь, с каким трудом дается режиссура Стивену С. Миллеру, в чьих руках даже второсортный, по идее, боевичок опускается до уровня бессвязной, безыдейной мешанины кадров и звуков.