"Человек-муравей и Оса": рецензия
Sobesednik.ru — о второй части истории о «Человеке-муравье», которая выйдет на экраны российских кинотеатров 5 июля. К заполонившим все вокруг фильмам киновселенной Marvel можно относиться по-разному: можно поклоняться перед ними как перед новым витком развития кинематографа, с каждым разом совершенствующим свою техническую составляющую, а можно недоумевать от внезапно нахлынувшей популярности супергероев как на Западе, так и в консервативной России-матушке. Неизменным остается одно: супергерои, как их ни воспринимай, являются неотъемлемой частью современной поп-культуры. Такое вот модифицированное ницшеанство, что поделать. Однако качественны ли эти фильмы, над каждым из которых, без сомнений, трудится своя команда со своими режиссерами и продюсерами (все-таки процесс кинопроизводства в Голливуде всегда был делом серьезным) — это уже совершенно другой вопрос. И тому, кто знаком с супергеройским кино (а если точнее — с киновселенной Marvel, ведь DC сейчас находятся глубоко в арьергарде), становятся совершенно очевидными две тенденции. Первая — уход от кукольности и излишней пафосности в последние годы, которые зачастую просто мешали воспринимать такое кино взрослым зрителем. Вторая — деление фильмов на основные и второстепенные. И если любой уважающий себя фанат Marvel, живущий от «Мстителей» до «Мстителей», должен в промежутках между ними дополучать заряд супергеройского кино как раз за счет «второстепенных» лент, то рядовой зритель от такого удовольствия отказывается без труда.
Купить билеты на фильм "Человек-муравей и Оса"
Таким фильмом как раз и является «Человек-муравей». Во всяком случае, первая его часть — ориджин героя в супервселенной, объединивший пару узнаваемых актеров и пару неплохих шуток — создавалась исключительно для того, чтобы ввести Человека-муравья в состав персонажей перед «Первым мстителем: Противостояние», для которого очевидно не хватало действующих лиц.
Но вот выходит «Человек-муравей и Оса» — уже более самостоятельное кино, которое было призвано приковать к себе взгляды поклонников после «Войны бесконечности». Итак, умеющий уменьшаться и увеличиваться до пока не определенных размеров Скотт Лэнг (Пол Радд) оказался под домашним арестом после того, как помог Капитану Америке в битве против Железного человека (события фильма «Первый мститель: Противостояние»). Теперь Лэнг не может полноценно общаться с собственной дочерью и участвовать в супергеройских разборках на американских улицах. Усугубляет ситуацию еще и то, что наделивший Лэнга суперкостюмом Хэнк Пим (Майкл Дуглас) и его красавица-дочь (Эванджелин Лилли) перестали выходить на связь. Но обстоятельства вновь сводят персонажей вместе, чтобы отыскать в квантовом мире жену Пима (Мишель Пфайффер).
Так зачем же смотреть «Муравья» не фанату Marvel? Пожалуй, аспектов тут несколько. Сразу оговорюсь, что судить жанровое кино с точки зрения драматургии и прочих кинематографических нюансов довольно несправедливо, поскольку назначение этих фильмов — именно развлечь зрителя, а не подкинуть ему пищу для размышлений. В таком контексте «Муравей и Оса» смотрится уже куда более выигрышно: здесь простой, не требующий запоминания многочисленных персонажей киновселенной сюжет, присутствие комедийных актеров, сразу как бы снижающих пафосность супергеройского кино, появление на экране дуэта Мишель Пфайффер и Майкла Дугласа и качественные визуальные эффекты, которые играют в подобных фильмах чуть ли не самую важную роль.
Расстраивает другое: копни чуть глубже, и вот ты уже натыкаешься на сюжетные дыры, скомканную мотивацию антагонистов и попытки сценаристов скрыть пробелы за нагромождением научных терминов. Можно ли простить такое «Муравью»? Во всяком случае, редкий зритель смотрит подобные фильмы из-за крепкого сценария. А что до технической составляющей, визуала и монтажа — ребята из Marvel свое дело знают. Еще один важный социальный аспект, который всплывает уже в названии ленты: основную роль в киновселенной начинают играть женщины. Если раньше представительницы прекрасного пола в фильмах о супергероях выступали скорее как вспомогательные персонажи и возлюбленные супергероев, то теперь они становятся самостоятельными персонажами (что, кстати, в самих комиксах было уже довольно давно). Вот и Оса в исполнении Эванджелин Лилли уже не просто дочь начальника главного героя, на которую тот по ходу первой части бросал недвусмысленные взгляды, а самостоятельный персонаж со своим характером и суперкостюмом.
В контексте американской культуры, где феминистское движение продолжает набирать обороты, все вроде бы понятно. Куда интереснее, как встретят в России фильм о женщине-супергерое без ультракороткой юбки, как то было в «Чудо-женщине». Ведь скоро Marvel сделает новый виток в своей вселенной, впервые поставив в центр женского персонажа — Капитана Марвел, на которую и возложена надежда на спасение доброй половины персонажей после геноцида Таноса. А пока нам предлагается наблюдать за менее драматичным ходом повествования в «Человеке-муравье и Осе», теперь уже прочно вписавшемся в разветвленный мир кинокомиксов.