Ещё
После
Мелодрама
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Шазам!
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Волшебный парк Джун
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Кладбище домашних животных
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Балканский рубеж
Боевик, Приключение, Драма
Купить билет
Хеллбой
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Мы
Триллер, Ужасы
Купить билет
Щенячий патруль: Мегащенки
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Домовой
Фэнтези, Комедия, Семейный
Купить билет
Королевский корги
Мультфильм, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Проклятие плачущей
Мистика, Триллер, Ужасы
Купить билет
Середина 90х
Трагикомедия
Купить билет
Высшее общество
Триллер, Фантастика, Мелодрама
Купить билет
Нуреев. Белый ворон
Биография, Драма
Купить билет
Трезвый водитель
Ромком
Купить билет
Потерянное звено
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет

Почему «Война Анны» Алексея Федорченко — лучший отечественный фильм о войне 

Фото: Ivi.ru
1941 год, Полтавщина, немецкая оккупация. Из-под груды тел, сваленных в общую кучу после расстрела, вылезает — будто второй раз рождается — маленькая девочка Анна. Ее отведут в военную комендатуру, которая обустроила себе штаб в здании школы. Высокие потолки, просторные лестничные пролеты сыграют в судьбе Анны решающую роль. В школе она затеряется среди суматохи и пространства и найдет себе приют в камине, где будет выживать на протяжении двух лет.
«Война Анны» Алексея Федорченко не поддается жанровому определению. Конечно, это военная драма, но также и survival, и настоящий видео-арт, который отлично впишется в музеи и галереи. Главное, что нужно пояснить зрителю — это совершенно особенное военное кино. У «Войны Анны» нет ничего общего с выверенной традицией советского кино о войне (даже с «детскими» ее образцами — «Ивановым детством» и лентой «Жила-была девочка») и с разудалым пафосом кино современного, помешанного на громком геройстве. Это камерная, почти бессловесная драма, внутри которой скрыто куда больше чувств и эмоций, чем во всем нашем тематическом кинематографе последних лет.
Днем Анна тихо сидит в камине, по ночам выходит на охоту. Девочка пьет воду из-под цветов, жарит голубей на приспособлениях, найденных в кабинете химии, мастерит себе одежду из сподручных средств. Порой «с барского стола» удается утянуть кусочек-другой обычной человеческой еды — на дворе 1941 год, продовольствие еще есть. Постепенно у Анны даже появляется настоящий друг. Здесь, внутри холодного камина, разворачивается драма маленького человека, который следует желанию выжить несмотря ни на что. Несмотря на скудное знакомство с жизнью вне скромного пристанища. И девочка живет — испытывает эмоции, познает привязанность, предательство, утрату и отмщение. Невыносимые моменты ее жизни запросто уживаются и с комичными — все-таки она ребенок, и никакие потрясения не отменяют детство.
29th February Film Company
«Война Анны» — первый за долгое время фильм Алексея Федорченко, снятый без участия казанского писателя Дениса Осокина. Вместе они создали печальную притчу «Овсянки» о путешествии к языческой смерти двух мужчин, и получили несколько наград Венецианского кинофестиваля. Следующей работой стала колоритная картина «Небесные жены луговых мари» — серия коротких новелл о прекрасных девушках народа мари, в которой снялись наши лучшие актрисы (Яна Троянова, Полина Ауг, Дарья Екамасова и другие). Последний на сегодняшний день их фильм — песнь о тревожной молодости под названием «Ангелы революции» — рассказывает о зарождении советский власти в далекой северной тайге, куда едут лучшие умы современности, свято верующие в супрематизм и конструктивизм. Каждый фильм тандема Федорченко-Осокина — это торжество народной культуры, этническая красота, показанная в том числе и с эротической стороны; это то кино, которым стоит гордиться.
В «Войне Анны» Федорченко продолжает показывать предметность быта и находить печальную красоту в обыденном, как делает это и Осокин в своей литературе. Соавтор Федорченко, оператор Алишер Хамидходжаев, дает крупные планы мелким предметам — мышеловкам, бесконечным банкам-склянкам, спасительной снеди, корешкам книг. Каждый из них так или иначе помог Анне продолжить существование. Такими же — большими, держащими на себе четкий фокус — видят эти предметы и глаза Анны. Фильм Федорченко, будучи почти немым, говорит со зрителем не без помощи предметов, которыми наполнено пространство. Это старые пожелтевшие учебники, запылившиеся за ненадобностью школьные экспонаты — гербарии и пробирки, всяческая кухонная утварь, перешедшая из рук захваченных селян к ликующим фашистам. Вещи хранят память.
29th February Film Company
Сложно представить себе материал более спекулятивный, чем детская судьба во время войны. В фильме Федорченко нет и тени манипуляции и прочих бьющих в лоб приемов. «Война Анны» — тихая, самобытная, ни на что не похожая горькая история — один из самых человечных фильмов о войне вообще.
К сожалению, жюри «Кинотавра» не придумало, как поступить с «Войной Анны». Не рискнув вручить Марте Козловой, невероятной актрисе, которой на момент съемок было 6 лет, приз за лучшую женскую роль, жюри как бы признало условную традиционность фестиваля, который не очень-то заинтересован в нестандартных ходах. Между тем, именно неординарные решения и двигают вперед кино и киноиндустрию, расширяют ее границы. Прокат «Войны Анны» пока находится под вопросом.
Евгения Тюлькина
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео