Войти в почту

Почему «Война Анны» Алексея Федорченко — лучший отечественный фильм о войне

1941 год, Полтавщина, немецкая оккупация. Из-под груды тел, сваленных в общую кучу после расстрела, вылезает — будто второй раз рождается — маленькая девочка Анна. Ее отведут в военную комендатуру, которая обустроила себе штаб в здании школы. Высокие потолки, просторные лестничные пролеты сыграют в судьбе Анны решающую роль. В школе она затеряется среди суматохи и пространства и найдет себе приют в камине, где будет выживать на протяжении двух лет. «Война Анны» Алексея Федорченко не поддается жанровому определению. Конечно, это военная драма, но также и survival, и настоящий видео-арт, который отлично впишется в музеи и галереи. Главное, что нужно пояснить зрителю — это совершенно особенное военное кино. У «Войны Анны» нет ничего общего с выверенной традицией советского кино о войне (даже с «детскими» ее образцами — «Ивановым детством» и лентой «Жила-была девочка») и с разудалым пафосом кино современного, помешанного на громком геройстве. Это камерная, почти бессловесная драма, внутри которой скрыто куда больше чувств и эмоций, чем во всем нашем тематическом кинематографе последних лет. Днем Анна тихо сидит в камине, по ночам выходит на охоту. Девочка пьет воду из-под цветов, жарит голубей на приспособлениях, найденных в кабинете химии, мастерит себе одежду из сподручных средств. Порой «с барского стола» удается утянуть кусочек-другой обычной человеческой еды — на дворе 1941 год, продовольствие еще есть. Постепенно у Анны даже появляется настоящий друг. Здесь, внутри холодного камина, разворачивается драма маленького человека, который следует желанию выжить несмотря ни на что. Несмотря на скудное знакомство с жизнью вне скромного пристанища. И девочка живет — испытывает эмоции, познает привязанность, предательство, утрату и отмщение. Невыносимые моменты ее жизни запросто уживаются и с комичными — все-таки она ребенок, и никакие потрясения не отменяют детство. 29th February Film Company «Война Анны» — первый за долгое время фильм Алексея Федорченко, снятый без участия казанского писателя Дениса Осокина. Вместе они создали печальную притчу «Овсянки» о путешествии к языческой смерти двух мужчин, и получили несколько наград Венецианского кинофестиваля. Следующей работой стала колоритная картина «Небесные жены луговых мари» — серия коротких новелл о прекрасных девушках народа мари, в которой снялись наши лучшие актрисы (Яна Троянова, Полина Ауг, Дарья Екамасова и другие). Последний на сегодняшний день их фильм — песнь о тревожной молодости под названием «Ангелы революции» — рассказывает о зарождении советский власти в далекой северной тайге, куда едут лучшие умы современности, свято верующие в супрематизм и конструктивизм. Каждый фильм тандема Федорченко-Осокина — это торжество народной культуры, этническая красота, показанная в том числе и с эротической стороны; это то кино, которым стоит гордиться. В «Войне Анны» Федорченко продолжает показывать предметность быта и находить печальную красоту в обыденном, как делает это и Осокин в своей литературе. Соавтор Федорченко, оператор Алишер Хамидходжаев, дает крупные планы мелким предметам — мышеловкам, бесконечным банкам-склянкам, спасительной снеди, корешкам книг. Каждый из них так или иначе помог Анне продолжить существование. Такими же — большими, держащими на себе четкий фокус — видят эти предметы и глаза Анны. Фильм Федорченко, будучи почти немым, говорит со зрителем не без помощи предметов, которыми наполнено пространство. Это старые пожелтевшие учебники, запылившиеся за ненадобностью школьные экспонаты — гербарии и пробирки, всяческая кухонная утварь, перешедшая из рук захваченных селян к ликующим фашистам. Вещи хранят память. 29th February Film Company Сложно представить себе материал более спекулятивный, чем детская судьба во время войны. В фильме Федорченко нет и тени манипуляции и прочих бьющих в лоб приемов. «Война Анны» — тихая, самобытная, ни на что не похожая горькая история — один из самых человечных фильмов о войне вообще. К сожалению, жюри «Кинотавра» не придумало, как поступить с «Войной Анны». Не рискнув вручить Марте Козловой, невероятной актрисе, которой на момент съемок было 6 лет, приз за лучшую женскую роль, жюри как бы признало условную традиционность фестиваля, который не очень-то заинтересован в нестандартных ходах. Между тем, именно неординарные решения и двигают вперед кино и киноиндустрию, расширяют ее границы. Прокат «Войны Анны» пока находится под вопросом. Евгения Тюлькина

Почему «Война Анны» Алексея Федорченко — лучший отечественный фильм о войне
© Ivi.ru