Ещё
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Люди в черном: Интернэшнл
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Люди Икс: Тёмный феникс
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Игра
Триллер
Купить билет
Ма
Триллер, Ужасы
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Годзилла 2: Король монстров
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Боль и слава
Драма
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Донбасс. Окраина
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Рокетмен
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Обитель страха
Вестерн, Ужасы
Купить билет
Куриоса
Исторический, Мелодрама
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Дылда
Драма
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет

Почему «Война Анны» Алексея Федорченко — лучший отечественный фильм о войне 

Фото: Ivi.ru
1941 год, Полтавщина, немецкая оккупация. Из-под груды тел, сваленных в общую кучу после расстрела, вылезает — будто второй раз рождается — маленькая девочка Анна. Ее отведут в военную комендатуру, которая обустроила себе штаб в здании школы. Высокие потолки, просторные лестничные пролеты сыграют в судьбе Анны решающую роль. В школе она затеряется среди суматохи и пространства и найдет себе приют в камине, где будет выживать на протяжении двух лет.
«Война Анны» Алексея Федорченко не поддается жанровому определению. Конечно, это военная драма, но также и survival, и настоящий видео-арт, который отлично впишется в музеи и галереи. Главное, что нужно пояснить зрителю — это совершенно особенное военное кино. У «Войны Анны» нет ничего общего с выверенной традицией советского кино о войне (даже с «детскими» ее образцами — «Ивановым детством» и лентой «Жила-была девочка») и с разудалым пафосом кино современного, помешанного на громком геройстве. Это камерная, почти бессловесная драма, внутри которой скрыто куда больше чувств и эмоций, чем во всем нашем тематическом кинематографе последних лет.
Днем Анна тихо сидит в камине, по ночам выходит на охоту. Девочка пьет воду из-под цветов, жарит голубей на приспособлениях, найденных в кабинете химии, мастерит себе одежду из сподручных средств. Порой «с барского стола» удается утянуть кусочек-другой обычной человеческой еды — на дворе 1941 год, продовольствие еще есть. Постепенно у Анны даже появляется настоящий друг. Здесь, внутри холодного камина, разворачивается драма маленького человека, который следует желанию выжить несмотря ни на что. Несмотря на скудное знакомство с жизнью вне скромного пристанища. И девочка живет — испытывает эмоции, познает привязанность, предательство, утрату и отмщение. Невыносимые моменты ее жизни запросто уживаются и с комичными — все-таки она ребенок, и никакие потрясения не отменяют детство.
29th February Film Company
«Война Анны» — первый за долгое время фильм Алексея Федорченко, снятый без участия казанского писателя Дениса Осокина. Вместе они создали печальную притчу «Овсянки» о путешествии к языческой смерти двух мужчин, и получили несколько наград Венецианского кинофестиваля. Следующей работой стала колоритная картина «Небесные жены луговых мари» — серия коротких новелл о прекрасных девушках народа мари, в которой снялись наши лучшие актрисы (Яна Троянова, Полина Ауг, Дарья Екамасова и другие). Последний на сегодняшний день их фильм — песнь о тревожной молодости под названием «Ангелы революции» — рассказывает о зарождении советский власти в далекой северной тайге, куда едут лучшие умы современности, свято верующие в супрематизм и конструктивизм. Каждый фильм тандема Федорченко-Осокина — это торжество народной культуры, этническая красота, показанная в том числе и с эротической стороны; это то кино, которым стоит гордиться.
В «Войне Анны» Федорченко продолжает показывать предметность быта и находить печальную красоту в обыденном, как делает это и Осокин в своей литературе. Соавтор Федорченко, оператор Алишер Хамидходжаев, дает крупные планы мелким предметам — мышеловкам, бесконечным банкам-склянкам, спасительной снеди, корешкам книг. Каждый из них так или иначе помог Анне продолжить существование. Такими же — большими, держащими на себе четкий фокус — видят эти предметы и глаза Анны. Фильм Федорченко, будучи почти немым, говорит со зрителем не без помощи предметов, которыми наполнено пространство. Это старые пожелтевшие учебники, запылившиеся за ненадобностью школьные экспонаты — гербарии и пробирки, всяческая кухонная утварь, перешедшая из рук захваченных селян к ликующим фашистам. Вещи хранят память.
29th February Film Company
Сложно представить себе материал более спекулятивный, чем детская судьба во время войны. В фильме Федорченко нет и тени манипуляции и прочих бьющих в лоб приемов. «Война Анны» — тихая, самобытная, ни на что не похожая горькая история — один из самых человечных фильмов о войне вообще.
К сожалению, жюри «Кинотавра» не придумало, как поступить с «Войной Анны». Не рискнув вручить Марте Козловой, невероятной актрисе, которой на момент съемок было 6 лет, приз за лучшую женскую роль, жюри как бы признало условную традиционность фестиваля, который не очень-то заинтересован в нестандартных ходах. Между тем, именно неординарные решения и двигают вперед кино и киноиндустрию, расширяют ее границы. Прокат «Войны Анны» пока находится под вопросом.
Евгения Тюлькина
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео