Как снять постапокалиптический фильм, если нет денег
Несколько полезных советов. «Выжившие» Фильмы про постапокалипсис появляются регулярно: уже за первую половину года успели выйти «Бремя» и «Мир будущего», а своего часа ждут «Хроники хищных городов» и бразильские «Выжившие». Легко догадаться, почему среди авторов фильмов популярна тема краха цивилизации. Постапокалиптические фильмы, в отличие от, например, традиционного фэнтези или научной фантастики, относительно дёшевы в производстве — всё те же «Бремя», «Выжившие» и «Мир будущего» тому пример. «Хроники хищных городов» не берём, там почти весь фильм — спецэффект. Создание постапокалиптического сеттинга не требует крупных финансовых вложений: не нужны постапокалипсису ни дорогие декорации, ни огромное количество спецэффектов. Многие нынешние иконы жанра были сняты начинающими режиссёрами буквально на свои средства: Лэнс Манджиа и Джеффри Фалкон начали делать «Шестиструнного самурая» почти без денег, с одной лишь арендованной камерой и без сценария, а Джордж Миллер полгода работал врачом скорой помощи, чтобы запустить в производство «Безумного Макса». «Шестиструнный самурай» Оттого странно, что жанр настолько не популярен среди кинематографистов в России, где возможностей снять подобное кино ещё больше: производство фильмов у нас заметно дешевле, чем в Голливуде. С ростом технологий сейчас любой человек может взять камеру и пойти снимать своего «Воина дороги» или «Парня и его собаку», было бы желание. На случай, если вы решите исправить это недоразумение и самостоятельно снять отечественный постапокалиптический шедевр, мы составили небольшой список практических советов, основанный на опыте лучших представителей жанра. Джордж Миллер и Мел Гибсон на съёмках второго «Безумного Макса» «Используй то, что есть» Легендарный режиссёр Альфред Хичкок однажды сказал: «Для того, чтобы снять хороший фильм, вам нужны три вещи: сценарий, сценарий и сценарий». С него и начнём. Так как многомиллионных бюджетов у вас нет, не стоит включать в сценарий то, что вы не сможете воплотить по финансовым причинам. Масштабные сражения, глобальные катаклизмы и огромные чудовища могут выглядеть весело на бумаге, но как только дело дойдёт до съёмок, проблем не избежать. В итоге, либо придётся переписывать сценарий «на ходу», чтобы уложиться в и без того скромные средства, либо финальное исполнение окажется на уровне «мокбастеров» от Asylum. Экшен-сцена из фильма «Я воин» – «мокбастера», копирующего ленту «Я – легенда» При написании сценария нужно сразу рассчитывать свои силы. А лучше вспомнить правило «Используй то, что у тебя есть», которое подробно описал Роберт Родригес в своей книге «Кино без бюджета. Как в 23 года покорить Голливуд, имея в кармане 7 тысяч долларов». Составьте список всего реквизита, который у вас уже есть или который вы сможете легко достать. Напишите, какие роли лучше всего смогут сыграть ваши друзья. К каким локациям у вас есть доступ. Когда список будет завершён, начинайте писать сценарий вокруг него. режиссёр фильмов «От заката до рассвета», «Музыкант», «Мачете» Такой подход позволит сильно сэкономить бюджет и избежать случаев, когда амбиции перевешивают возможности. Ещё задолго до Родригеса им руководствовались многие режиссёры, в том числе и сам Джордж Миллер. Изначально сценарий не подразумевал, что действие первого «Макса» происходит в постапокалиптическом мире. Сеттинг пришлось изменить после того, как Миллер понял, что у него не хватит бюджета на съёмки фильма в городской черте. Будь у Миллера бюджет побольше, одна из самых культовых постапокалиптических франшиз могла так и не появиться на свет Пустоши, руины и леса Даже если вы не живёте в США, Австралии или, скажем, Северной Африке, типичные для постапокалипсиса пейзажи пустошей найти будет не так сложно. В соседних с Россией Казахстане и Монголии полно подобных мест, да и в европейской части страны есть пустыня Батпайсагыр — находится она в Астраханской области. Нетрудно представить, как по такому пейзажу проезжает колонна какого-нибудь Несмертного Джо Если же в Астрахань или Казахстан ехать далеко и не особо хочется, отчаиваться всё равно не стоит. Ведь постапокалипсис — это совсем необязательно песок и палящее солнце. Найти подходящий для истории об упадке цивилизации пейзаж в России очень просто (и нет, это не попытка пошутить). У нас немало старых заброшенных фабрик, забытых деревень и даже целых городов-призраков, давно покинутых людьми. Особенно много их на Дальнем Востоке и в Сибири, где поселения часто строились вокруг месторождений металлов и нефти. Как только запасы руд истощались, люди массово покидали такие города, которые с тех пор так и стоят, пустые и заброшенные. Под постапокалиптический сеттинг подойдёт и простой, относительно отдалённый от крупных городов лес. Их уж точно легко будет найти в любом уголке Центральной части России. Ну или, в крайнем случае, можно снимать в каком-нибудь неблагополучном районе, как это сделали авторы фильма «1990: Воины Бронкса». Тамошний постапокалипсис, как можно догадаться по названию, расположился в Бронксе, одном из районов Нью-Йорка. Причём создатели фильма никак не меняли окружение, чтобы оно больше подходило сеттингу. Оставили всё как есть. «1990: Воины Бронкса» Фрики и энтузиасты На участие звёзд первой величины (даже российских) вам рассчитывать не стоит — искать исполнителей придётся среди друзей, либо в сети. Благо, найти молодых артистов, готовых работать почти задаром, не так уж сложно. Гораздо сложнее будет найти не просто актёров, а настоящих энтузиастов и, возможно, даже немного фриков. То же относится и к остальной съёмочной группе: оператору, звукорежиссёру и простым статистам. Вам нужны не просто люди, которые будут выполнять свою работу. Вам нужны люди, готовые валяться в грязи, целыми днями носить лохмотья и, если придётся, исполнять несложные трюки. Ведь на каскадёров денег тоже нет. Но, что гораздо важнее, вы и сами должны быть таким же. Зарядите людей идеей, а лучше покажите на своём примере, что безумие постапокалиптического мира у вас не только на страницах сценария, но и в крови. Ведь кто, как не безумец, будет готов разнести собственную машину ради эффектного кадра? Именно так, к слову, сделал Джордж Миллер на съёмках первого «Безумного Макса». Слева — старый фургончик Джорджа Миллера Реквизит с запашком На дорогих костюмеров и художников денег нет, так что костюмы и реквизит придётся искать где попало. Вполне возможно, что в своих поисках вы доберётесь и до настоящей помойки — и стесняться этого совсем не надо. Большинство костюмов в культовом «Шестиструнном самурае», например, собирались именно там. Запомните: если вы создаёте постапокалиптический сеттинг, помойка — ваш лучший друг. Сложно представить место, где была бы такая же концентрация старых, разбитых и подчас просто странных вещей, прошедших сквозь огонь и воду. Разорванная в клочья одежда, раритетная электроника, никому не нужные безделушки — бери и пользуйся. Не бойтесь быть глупыми Если вы не пишите серьёзную историю про постапокалипсис наподобие «Дороги», «Тихой Земли» или «Нитей», а идёте по пути «Танкистки», «Турбо пацана» или всё того же «Шестиструнного самурая», то ни в коем случае не стесняйтесь в средствах самовыражения. Не бойтесь быть смешными, безумными или даже глупыми — поверьте, постапокалиптический сеттинг располагает к самым невероятным вещам. «Танкистка» Одежда из секс-шопа, дурацкие имена, собаки-телепаты, сверхспособности и странные мутанты — всё это вполне можно объяснить в мире, где привычной цивилизации пришёл конец. При желании в сеттинг можно ввести даже магию или, допустим, драконов. Но если после картин вроде «Власти огня» вам все равно кажется, что ваша идея слишком странная — вспомните, что существует постапокалиптический фильм, где людям противостоят антропоморфные жабы. Называется он «Переполох в городе жаб», и у него даже есть сиквел. Пользуйтесь подарками судьбы На съёмках у вас не будет много времени для повторных дублей и доведения каждого кадра до совершенства. Поэтому если что-либо, включая саму природу, вдруг решает скорректировать ваш съёмочный процесс, вы должны быстро сориентироваться и придумать, как объяснить эти изменения в контексте фильма. Например, никакого кислотного дождя в оригинальном сценарии «Турбо пацана» не было. Изначально действие фильма должно было происходить в сухой пустыне, но из-за внезапно начавшихся осадков сеттинг пришлось немного изменить. Любые форс-мажоры во время съёмок могут оказаться не помехой, а, наоборот, достоинством для вашего будущего фильма. Скажите актёрам не выходить из образа, что бы не случилось, как это сделал режиссёр «Ночи кометы» Том Эберхардт. И ни в коем случае не выключайте камеру, когда происходит что-то необычное — возможно, вы получите прекрасный кадр, который даже не планировали. Например, в одном из эпизодов фильма «Нити» на заднем плане можно увидеть марширующий оркестр. В сценарии этого не было, а музыканты понятия не имели, что случайно попали на съёмочную площадку. Но режиссёру Мику Джексону так понравился этот кадр, что он решил оставить его в финальной версии картины. F The Police Если вы планируете снимать фильм в городской черте или около неё, будьте готовы встретиться с недовольством правоохранительных органов. Можно, конечно, сделать всё по букве закона и заплатить за съёмки, но сумма выйдет немаленькой. Так что снимать придётся быстро, оперативно и пока никто не видит. Именно так снимал «Безумного Макса» Джордж Миллер. Никакого разрешения на проведение сложных и опасных трюков у съёмочной группы не было. Они нелегально перекрывали дороги, не общались друг с другом по рации (потому что могли случайно попасть на полицейскую волну), а после съёмок Миллер и продюсер Байрон Кеннеди подчищали все следы их деятельности. Сам режиссёр позже назвал съёмки «партизанскими». Ваши недостатки — ваши достоинства Ваш фильм, очевидно, не будет идеален ни с технической, ни с художественной стороны, как бы искренне вы не старались. Скажется и отсутствие опытной команды, и нехватка бюджета. Но отчаиваться не стоит, ведь любые недочёты всегда можно обратить в свою сторону, а звание «фильма категории B» совсем не обидное. «Бэшки» тоже бывают разными. Низкое качество картинки вполне способно сыграть на руку в атмосфере постапокалипсиса. «Шестиструнного самурая», например, снимали на просроченную плёнку, и фильму это нисколько не помешало — наоборот, лишь придало ему дополнительный шарм. В крайнем случае, отсутствие опыта в постановке и издержки низкого бюджета всегда можно прикрыть псевдодокументальной съёмкой. Жанр мокьюментари, конечно, за последнее время слегка набил оскомину, но при правильном подходе у вас вполне может получиться что-то вроде «Нитей» — картины, которую до сих пор называют одним из самых убедительных постапокалиптических фильмов в истории. Главное — не бойтесь пробовать. Все великие режиссёры с чего-то начинали. «Нити» #месяцпостапокалипсиса