"Смерть Сталина" от "Бананов": топ комедий о политиках и диктатуре
Sobesednik.ru — о том, почему режиссеры берутся высмеивать политику, религию и диктаторов. Ранее прославившийся своими эксцентричными комедиями британский актер и режиссер Саша Барон Коэн анонсировал съемки нового фильма, посвященного нынешнему американскому президенту Дональду Трампу. Коэн намекнул, что поводом для сатиры стал видеоролик, который был записан Трампом в 2012 году. На видео политик заявляет, что хочет, чтобы Коэна многократно избили вплоть до госпитализации, кроме того, американский лидер советует актеру отправиться в школу, где того научат быть смешным. Теперь актер пообещал отомстить и, зная Коэна, можно ожидать нового «Диктатора», но теперь уже с Трампом верхом на атомной бомбе. Sobesednik.ru решил вспомнить, какие еще политики и режимы вдохновляли режиссеров на создание кинематографических гротесков, фарсов и памфлетов. «Великий диктатор» Чарли Чаплина (1940) Кадр из фильма "Великий диктатор" // Фото: скриншот с Youtube Первый полностью звуковой фильм гениального комика Чарли Чаплина «Великий диктатор» оказался настоящим триумфом: его сборы в одной только Америке вчетверо превысили бюджет. Причина столь значительного зрительского внимания — в виртуозно воплощенном Чаплином образе вымышленного диктатора Аденоида Хинкеля, поразительно напоминающего фюрера. О своем внешнем сходстве с Гитлером Чаплин догадывался довольно давно — один и тот же рост, вес, телосложение и узнаваемые всеми усы. Тема двойничества помогла Чаплину и при раскрытии абсурдности нацизма — жестокому и самовлюбленному диктатору в фильме противопоставляется жалкий, но добросердечный еврей-парикмахер (знаменитый чаплиновский образ бродяжки), которого из-за внешнего сходства принимают за правителя выдуманной страны Томании. Произнесенная в фильме финальная речь героя — апофеоз отвращения Чаплина к нацизму и любым проявлениям диктата. Кстати, именно за ее прямоту на режиссера обрушился шквал критики: многим показалось, что Чаплин поступил недостаточно изящно, слишком открыто заявив об абсурдности политики Гитлера. Однако сам комик позднее, рефлексируя на данную тему, заявил, что даже такое обличение оказлось слишком мягким, когда стало известно истинное число замученных в концлагерях людей. «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» Стенли Кубрика (1964) Кадр из фильма "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу" // Фото: скриншот с YouTube Вошедшая в историю как «суперчёрная комедия» о балансировании мира на краю пропасти перед угрозой ядерной войны, картина Стенли Кубрика высмеивает уже не отдельных политиков (несмотря на явные параллели с реальными историческими персонажами), а грандиозный военный конфликт, в абсурдную пору которого любой обезумевший чиновник может одним нажатием красной кнопки уничтожить человечество. Забавно, что в самой Америке сценарий ленты посчитали «слишком коммуняцким» (что не так уж и странно, если учесть, что Карибский кризис только-только миновал), однако уже в 1989 году картина была внесена в Национальный реестр фильмов США как «культурно значимая». Абсурдность милитаризма выносится Кубриком на все кинемотаграфические уровени: от названия, в котором издевательски пародируются советы из книг Дейла Карнеги о том, как следует «перестать волноваться и начать жить», до гротескного и фарсового использования одного актера (Питера Селлерса) сразу в трех ролях с целью показать обезличенность и глупость охваченного психозом «красной угрозы» чиновничества. Фамилия самого безумного ученого — доктора Стрейнджлава (в переводе на русский «странная любовь») — не такой уж и тонкий намек Кубрика на извращенную, сродни фетишу, любовную привязанность создателя атомной бомбы к своему детищу. «Бананы» Вуди Аллена (1971) Кадр из фильма "Бананы" // Фото: скриншот с YouTube До того, как Аллен стал общепризнанной иконой голливудской трагикомедии, пунктирную линию к которой он начал подводить уже в ленте «Энни Холл» 1977 года, известный своими комедийными выступлениями и образом псевдоинтеллектуала режиссер отснял несколько тонких и ироничных фильмов, в разной степени высмеивающих то русскую классику, то фантастику, то политические режимы. К таким работам Аллена относится и картина «Бананы», рассказывающая историю несчастно влюбленного в политическую активистку Нэнси нью-йоркского юноши Филдинга Меллиша. Чтобы произвести впечатление на девушку, герой вынужден нарядиться в форму а-ля Фидель Кастро и стать президентом некой южноамериканской страны. Незлобный, но острый юмор режиссера направлен на все, что так любит и ценит Америка: на хваленую демократию, судебную систему, сексуальную революцию. Достается от Аллена и южноамериканским «народным» диктатурам и революциям, которые влегкую может возглавить романтически настроенный нелепый очкарик. «Хвост виляет собакой» («Плутовство») Барри Левинсона (1997) Кадр из фильма "Хвост виляет собакой" // Фото: скриншот с YouTube Режиссер Барри Левинсон почти впервые в кинематографе обратил внимание на то, что в современном мире телевидения и цифровизации правят даже не политики и идеологи, а пиарщики и политтехнологи, способные заставить массы видеть на голубых экранах лишь то, что выгодно власть имущим. «Вилять собакой» («Wag the Dog») — термин американских политтехнологов, который означает способ замять скандал вокруг какого-то вопроса путем создания искусственной проблемы, способной отвлечь внимание обывателя от скандала. Вокруг этого термина строится и одноименный фильм, повествующий об эгоцентричном продюсере Стенли Мотсе (Дастин Хоффман), которого нанимает Белый дом с целью отвлечь рядовых граждан от сексуального скандала с президентом. Вместе со специалистом по внештатным ситуациям Конрадом Брином (Роберт Де Ниро) Мотс снимает мокьюментари о несуществующем военном конфликте где-то в Албании (предполагается, что большинство американцев плохо представляют даже расположение указанного государства) с поистине голливудским размахом: где взрывы, террористы и заложники. Иронично, что всего через пару лет после выхода фильма в Белом доме и правда разгорелся нешуточный скандал, связанный с именами Билла Клинтона и Моники Левински, а вслед за ним — и вооруженный конфликт в Югославии, после чего американских политтехнологов обвинили в отсутствии фантазии и следовании за кинематографом. «Догма» Кевина Смита (1999) Кадр из фильма "Догма" // скриншот с YouTube Порочащая все «святое» картина знаменитого американского комика Кевина Смита высмеивает уже не политическую диктатуру, а религиозную. Остротой и язвительностью «Догма», пожалуй, бьет своих оппонентов куда сильнее прочих участников нашего списка. На выходе у комика получилась резонансная лента о двух падших ангелах (дуэт Бена Аффлека и Мэтта Дэймона), страстно желающих попасть обратно на небо с помощью новой церковной догмы, которая обещает отпущение всех грехов при проходе через арку в соборе в Нью-Джерси. Черный тринадцатый апостол, пророки Джей и Молчаливый Боб, муза-стриптизерша, работающая в центре для абортов, пра-пра-пра...пра племянница Христа и знаменитый американский атеист Джордж Карлин в роли кардинала — все вместе поносят «опиум для народа» на чем свет стоит. К слову, для самого Кевина Смита «Догма» обернулась настоящей войной с религиозными фанатиками, которые не усмотрели в ленте комического подтекста и самоиронии. «Диктатор» Ларри Чарльза и Саши Барона Коэна (2012) Кадр из фильма "Диктатор" // Фото: скриншот с YouTube Виновник сего мероприятия — Саша Барон Коэн — фильм о «диктаторе» надумал снимать совсем не в первый раз. Совместно с режиссером Ларри Чарльзом в 2012 году он уже создал пародийную ленту о клишированном арабском правителе, купающемся в золоте и развлекающемся с голливудскими актрисами, пока его любовно угнетаемая страна находится в нищете и разрухе. Пожалуй, эта картина могла бы выглядеть куда более злободневно, выпусти создатели ее чуть раньше — уж слишком персонаж Коэна похож на казненного ранее правителя Ливии Муаммара Каддафи, высмеивать образ которого после его гибели стало делом малоприятным. Так у фильма появился эпиграф — «Светлой памяти Ким Чен Ира», что выглядит безуспешной попыткой Ларри Чарльза обезличить собственный фильм, сделав его не памфлетом, а беззубым фельетоном, не о реальной личности, а о явлении. «Интервью» Сета Рогена и Эвана Голдберга (2014) Кадр из фильма "Интервью" // Фото: скриншот с YouTube В 2014 году, когда Северная Корея была не таким дружественным государством, как теперь, после саммита в Сингапуре, а Ким Чен Ын еще не братовался с Трампом и не катался по своим владениям на Lada Priora, комедия «Интервью» наделала много шума: против ее выхода протестовали не только жители КНДР, но и опасающиеся ядерной войны (тут привет Кубрику) американцы. Дошло даже до взлома серверов компании Sony Pictures Entertainment и слива в Сеть пиратских копий фильмов, которым в связи с этим был нанесен колоссальный финансовый ущерб. Подумать только, а ведь речь всего лишь о комедии с закадычными друзьями Сетом Рогеном и Джеймсом Франко в ролях журналиста и продюсера, нанятых ЦРУ с целью убить Ким Чен Ына. Сейчас, пожалуй, картина приобрела еще один слой скандальности после недавних обвинений в сексуальных домогательствах, выдвинутых против Франко. К слову, сама комедия на первый взгляд не так уж хороша, а на второй и вовсе — пошловата. Другое дело, что прилепившаяся к ней слава провокатора ядерного конфликта придает фильму значительный вес в перечне. «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи (2017) Кадр из фильма "Смерть Сталина" // Фото: скриншот с YouTube Странно было бы не упомянуть в нашей подборке эту британскую «новинку», которую так и не пустили в отечественный прокат. «Смерть Сталина», созданная по одноименному комиксу и повествующая о событиях, которые произошли более чем за полвека до съемок, отчего-то насолила российским властям куда сильнее, чем, например, голливудская клюква о злых русских иванах «Красный воробей». Не это ли лучшее доказательство того, что сталинизм в России жив и прекрасно себя чувствует? Ну а сама лента «Смерть Сталина» — это яркий гротеск, в жесткой, часто абсурдной форме осмеивающий борьбу за власть после ухода вождя. На историческую достоверность комедия явно не претендует, о чем говорит, например, исполнение роли Хрущева Стивом Бушеми, на упитанного генсека внешне совсем не похожим, что, впрочем, с лихвой компенсируется его актерским талантом. Сам Сталин, конечно, в фильме тоже присутствует и, будучи не только живым, но и уже мертвым, сохраняет центральное положение, напуская на все свое окружение неуловимую трупную ауру, успешно разлагающую внешне стабильное высшее общество.