Войти в почту

Тайна Алисы Фрейндлих: как ее героиня из «Служебного романа» изменила страну

Началось все с пьесы под названием «Сослуживцы», которую Эльдар Рязанов написал вместе с Эмилем Брагинским. Пьесу множество раз ставили в театрах, и однажды Рязанов увидел крайне неудачную постановку. Недовольство подтолкнуло его к созданию фильма — уж там-то он развернется, сделает все именно так, как должно быть! Только Алиса Фрейндлих! По этой же причине Рязанов заранее составил список актеров, которых мечтал видеть в своей картине, и первым номером стала Алиса Фрейндлих. Режиссеру хотелось не только сделать хороший фильм с талантливой актрисой — он чувствовал некоторую вину перед Алисой Бруновной, которую уже несколько раз к тому времени собирался снять, да так и не снял — ни в «Гусарской балладе», ни в «Иронии судьбы». Фрейндлих согласилась, и слава Богу, потому что никого другого Рязанов в роли Калугиной снимать бы не стал, а значит, фильма попросту бы не было. Надо сказать, работа в фильме «Служебный роман» стоила Алисе Бруновне немалых сил и здоровья — ей приходилось буквально жить в поездах «Москва-Ленинград», потому что она была плотно занята в питерском Театре Ленсовета. И уж совсем низкий поклон актрисе за то, что она позволила на съемках так себя изуродовать — ведь получилась настоящая Мымра, в жутком костюме, с непонятной прической, без макияжа, грубая и ни капли не женственная! Тем ярче был контраст с образом, который мы увидели во второй части фильма, когда влюбленная «Мымра» преобразилась и расцвела. Как Мымра превращалась в Принцессу Кадр из фильма «Служебный роман» По сути, Мымра — Калугина — это та же Золушка, только не юная, а взрослая. Она так же много трудится, забывая о себе, и так же в глубине души мечтает о Принце. Только вот Золушка еще ничего не знает о жизни. А у Калугиной за плечами — предательство любимого человека и подруги. И если Золушка надеется на чудо, то Мымра давно уже перестала надеяться. Тем интереснее следить за ее превращением из безликой, грубоватой трудоголички в прелестную женственную принцессу. Именно этот контраст, в первую очередь, заинтересовал актрису: Фрейндлих решила, что работа должна получиться очень интересной. Надо сказать, что для съемок Алисе Бруновне пришлось проделать обратный путь — то есть превратиться из элегантной эффектной женщины в невзрачную серую чиновницу. Это было очень трудно! Для начала следовало подобрать самый кошмарный костюм, который только можно было отыскать на «Мосфильме». Этим Фрейндлих занималась лично. Страшные очки в толстой оправе были позаимствованы у оператора, который все равно их не носил. Попадание получилось стопроцентным: поношенный старомодный коричневый костюм плюс грубые очки сделали образ узнаваемым и запоминающимся. То же самое происходило и с походкой. Изящной Алисе Бруновне пришлось долго наблюдать за чиновницами всех мастей, чтобы «подсмотреть» подходящий типаж и скопировать — после долгих тренировок! — походку, максимально далекую от женственности. Помните - «Идет, будто сваи вколачивает»? А вот над платьем, в котором появляется Калугина уже после своего преображения, пришлось поработать талантливым модельерам. В Доме моделей отыскали симпатичную ткань — полушерстяную «шотландку». Покрой почти полностью повторяет платья американских послевоенных актрис: затянутая поясом стройная талия, пышная летящая юбка. Алиса Фрейндлих действительно выглядела в этом платье потрясающе. Состоятельная чиновница Кадр из фильма «Служебный роман» Нужно было показать в фильме, что Калугина — начальница довольно высокого ранга — живет в материальном достатке и может многое себе позволить. Рязанов «поселил» свою героиню в престижный дом в центре Москвы, усадил ее в личный автомобиль... Да и другие мелочи подтверждают высокий ранг Калугиной: например, дорогая и дефицитная в те времена хрустальная люстра, с которой она стирает пыль, или музыкальная аппаратура, которой могли похвастаться далеко не все жители страны. Кадр из фильма «Служебный роман» Но, несмотря на материальное благополучие и высокое положение, Людмила Прокофьевна, влюбившись в своего подчиненного, чувствует себя ужасно неуверенно. Весь диалог в квартире Калугиной построен на импровизации Андрея Мягкова и Алисы Фрейндлих. «У меня к вам предложение. - Рационализаторское?», «Красное. Или белое? - Или белое. Но можно красное». Как советские начальницы похорошели после «Служебного романа» Кадр из фильма «Служебный роман» Увидев на экране гротескный образ типичной советской чиновницы, многие представительницы этого сословия пришли в ужас, узнав в Мымре себя. Впоследствии они писали восторженные письма на киностудию, благодаря создателей картины за наглядное руководство — как изменить свой имидж, как превратиться из мужиковатой непривлекательной стервы в хорошенькую женщину. По коридорам ведомств и министерств стали ходить элегантно одетые, красиво причесанные, ухоженные чиновницы. Уж очень им не хотелось, чтобы подчиненные втихомолку сравнивали их с героиней популярного кинофильма. Из «синих чулков», думающих только о работе, многие руководящие роботы превратились в настоящих женщин. Вот так Эльдару Рязанову, Алисе Фрейндлих и другим создателям «Служебного романа» удалось перевоспитать советских чиновниц, научить их быть модными и красивыми.

Тайна Алисы Фрейндлих: как ее героиня из «Служебного романа» изменила страну
© Teleprogramma.pro