Элем Климов и Лариса Шепитько. Трагедия, оборвавшая историю любви самой красивой режиссерской пары нашего кино
Элему Климову, режиссеру легендарного фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 9 июля исполнилось бы 85 лет. Он не любил пышно отмечать этот день, в последние годы жизни отказывался от торжеств, которые предлагали устроить коллеги. И дело тут не только в неприязни к «празднику детства», которая становится свойственна многим с возрастом. Ранним июльским утром 1979 года, за неделю до дня рождения Элема Германовича, в нелепой автокатастрофе на Ленинградском шоссе погибла его жена. Самый близкий и родной человек. Накануне, отправляясь на выбор натуры для съемок, Лариса Шепитько попрощалась со всеми, кроме мужа и шестилетнего сына Антона. Их связала работа Лариса Шепитько в молодости, кадр YouTube Многие говорили, что они очень похожи – и по характеру, и по подходу к работе, и даже немного внешне. Их называли самой яркой, красивой и талантливой парой советского кино. Лариса Шепитько была первой красавицей ВГИКа. За девушкой, с внешностью которой, казалось, следовало бы пойти на актерский факультет, а она почему-то выбрала режиссерский, пытались ухаживать и студенты, и преподаватели. Не удивительно, что на нее обратил внимание и Элем Климов. Он был старше на пять лет, успел до поступления во ВГИК закончить Московский авиационный институт и поработать инженером-конструктором на заводе. Ухаживания молодого человека, как и многих других кавалеров, неприступная красавица, все мысли которой были о кино, тактично отвергла. Взаимная симпатия начала зарождаться ближе к окончанию института. В 1963 году Киргизии, на съемках своего дипломного фильма «Зной», Шепитько заболела желтухой, слегла с высокой температурой, но работу не остановила – на съемки ее выносили на носилках. Влюбленный Элем тут же бросился спасать даму сердца, помог Ларисе закончить и смонтировать фильм. Оба они прекрасно осознавали, что их союз будет сложным – двум сильным волевым личностям, да еще и выбравшим одну профессию, не терпящую конкуренции, не так-то легко найти семейную гармонию. И Элем, и Лариса понимали, что придется идти на жертвы и бесконечно искать компромиссы, но друг без друга они уже не могли. Делая предложение любимой, Климов пообещал никогда не давить на нее – и сдержал слово. Красавица Лариса Шепитько несколько раз снялась в кино, но предпочла остаться по другую сторону камеры. Кадр из фильма «Таврия», 1959 г. Два режиссера под одной крышей Вскоре Элем Климов и Лариса Шепитько поженились. Оба они рано узнали и что такое успех, и что такое профессиональные гонения. Первый полнометражный фильм Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», который стал его дипломной работой, сделал его знаменитым, но принес немало проблем. Фильм не раз оказывался под угрозой закрытия, а потом почти сразу был снят с проката. В сторону режиссера зазвучали обвинения в антисоветской пропаганде. И это было только началом: трудности преследовали практически все картины Климова. Нелегким оказался и путь на экран лент Ларисы Шепитько: их отправляли на полку, подвергали жесткой цензуре, меняли актерский состав. Так в своей единственной цветной картине «Ты и я» режиссер планировала снять Владимира Высоцкого и Беллу Ахмадулину, они были единственные, кого Шепитько видела в этих ролях, но их кандидатуры запретили – в итоге в ленте снялись Юрий Визбор и Алла Демидова. Режиссер Элем Климов на премьере своего фильма «Иди и смотри», 1985 г. Источник: Globallookpress.com Когда Ларисе было 35 лет, в 1973 году у супругов родился долгожданный сын – Антон. Во время беременности Шепитько упала, получив сотрясение мозга и серьезную травму позвоночника. Несколько месяцев она была прикована к постели. Гарантий, что она сможет выносить и родить здорового ребенка врачи не давали, но к счастью, все обошлось. Через два года после рождения Антона Лариса Шепитько возвращается к работе и приступает к съемкам нового фильма «Восхождение» по повести белорусского писателя Василия Быкова – он также оказывается на грани запрета, картину спасло лишь вмешательство первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова. Фильм, вышедший на экраны в 1976 году, собирает множество призов на самых престижных международных кинофестивалях. Ларису приглашают в заграничные поездки, в круге ее друзей оказываются Фрэнсис Коппола, Лайза Миннелли и другие звезды. Казалось бы – живи и радуйся успеху, но тут начинаются проблемы в семье. В тот момент Элем Климов переживал тяжелейший период в своей жизни, в Госкино зарубили военную драму «Иди и смотри», в которую он вложил огромное количество сил. Из-за переживаний у режиссера случился нервный срыв. К тому же его начала мучить ревность. В глубине души он понимал, что Лариса не такой человек, чтобы заводить романы на стороне, но мысли о том, что он страдает, а она «купается в лучах славы» и ездит с триумфом по миру, омрачали жизнь. Впоследствии Климов вспоминал, что это был самый критический момент в их браке. В какой-то момент он даже ушел из семьи – к счастью, у Ларисы было достаточно мудрости и любви, чтобы вернуть мужа. В семье снова воцарилась гармония. Но судьба отпустила им слишком мало счастливых лет вместе. Режиссер Элем Климов и юный Алексей Кравченко, снявшийся в фильме «Иди и смотри» еще школьником, 1985 г. Источник: Globallookpress.com Ночной кошмар, ставший явью Говорили, что Элем Климов до конца жизни не мог простить себе того, что он сам подтолкнул жену к роковой катастрофе. Ведь это он посоветовал ей взяться за съемки фильма «Прощание с Матерой» по знаменитой одноименной повести Валентина Распутина, объясняя свою позицию тем, что закрепить успех «Восхождения» можно только не менее серьезной работой. Режиссер Лариса Шепитько на съемках фильма «Прощание», 1981 г. Источник: Globallookpress.com Съемки должны были проходить на Селигере. Рано утром 2 июля 1979 года автомобиль, в котором съемочная группа ехала на выбор натуры, вылетел на встречную полосу и столкнулся с грузовиком – как потом выяснилось, водитель легковушки заснул за рулем. Шофер грузовика, увидев, что на него мчится неуправляемая «Волга», успел свернуть к обочине, но предотвратить столкновение не удалось. Кирпичи, которые он вез, после удара накрыли разбившуюся машину, шансов выжить у находившихся в ней не было. Впоследствии знакомые Климова и Шепитько вспомнят немало странных совпадений и мистических знаков, предшествовавших трагедии. Накануне у одного из членов съемочной группы был день рождения, и коллеги уговаривали Ларису не выезжать так рано – но она, по своему обыкновению, была непреклонна: «Раз назначено – значит надо». За год до смерти режиссер, которая всегда очень верила в предсказания и мистику, была в Болгарии, где встречалась с Вангой – и ясновидящая предсказала ей скорую смерть. Знакомые начали вспоминать, что в последнее время Лариса не раз говорила, что жить ей осталось недолго, словно предчувствовала беду. Суеверные коллеги заговорили о том, что слишком уж часто тема трагической смерти звучала в. Но самое странное было то, что буквально за 20 минут до ее гибели Климов проснулся от кошмарного сна: режиссеру приснилось, как легковой автомобиль врезается в грузовик. Мемориальная доска Ларисе Шепитько во Львове. Источник: Wikimedia От маленького Антона правду скрывали почти полгода – говорили, что мама болеет, далеко уехала… Элем Германович больше не женился, воспитывал сына в одиночку. Он пережил жену на 24 года. Доделав начатый Ларисой фильм (название режиссер сократил до краткого «Прощание»), а также «Иди и смотри», он больше не снимал художественное кино. В память о супруге Элем Климов через год после ее гибели выпустил документальный фильм «Лариса». «У нас с ней была телепатическая связь», - признался режиссер в одном из своих последних интервью. Соединявшая их незримая нить сохранялась еще долго – Лариса приходила к Элему до конца жизни. Во сне.