Режиссёр нового сериала «Sпарта» рассказал о съёмках
9 июля Первый канал начал показ восьмисерийного детективного триллера «Sпарта»: истории об учащихся петербургской школы, которые не на шутку увлекаются одноимённой компьютерной игрой. Это приводит к ужасным последствиям — гибели людей. Роли в картине исполнили Александр Петров, Артём Ткаченко, Роман Агеев, Оксана Базилевич и другие. В качестве режиссёра проекта выступил Егор Баранов — создатель ленты «Саранча», трилогии «Гоголь» и сериала «Фарца». В разговоре с RT Баранов рассказал, как проходили съёмки «Sпарты». В понедельник, 9 июля Первый канал начал показ восьмисерийного детективного триллера «Sпарта»: истории о подростках, заигравшихся в компьютерную игру и потерявших грань между реальным и виртуальным. По сюжету следователю Игорю Крюкову (Артём Ткаченко) поручают расследовать смерть учительницы английского языка в одной из петербургских школ. На первый взгляд произошедшее с Анастасией Истоминой (Ольга Сутулова) выглядит, как самоубийство, однако Крюков — как любой хороший следователь — привык всё ставить под сомнение. И не зря: выясняется, что ранее при таинственных обстоятельствах погибла одна из учениц класса Истоминой, а её одноклассники увлечены странной компьютерной игрой «Sпарта». «Во главе стоит история про компьютерную игру, про вымышленный мир, который люди придумали и создали, и про то, насколько он опасен для нашего мозга и нашего сознания. Мозг воспринимает это как реальность», — рассказал Александр Петров, исполнивший в сериале одну из главных ролей — лидера класса Михаила Барковского. За создание «Sпарты» отвечали продюсерская компания Александра Цекало Sreda и съёмочная группа во главе с режиссёром Егором Барановым («Саранча», трилогия «Гоголь», сериал «Фарца»). В качестве оператора выступил Юрий Коробейников («Спящие», «Метод», «СашаТаня», «Зайцев + 1»). Над сценарием работал Илья Тилькин («Сталинград, «Тихий Дон» Сергея Урсуляка и две части «Бандитского Петербурга»). Музыку к сериалу написал диджей RyanOtter. Роли в фильме исполнили Оксана Базилевич («Сталинград», «Улицы разбитых фонарей»), Филипп Горенштейн («Фарца», «Вы все меня бесите»), Алиса Лозовская («Крылья империи»), Валерия Шкирандо («Батальонъ», «Лучик») и Роман Агеев («Собибор», «Григорий Р.»). Примечательно, что съёмки «Sпарты» закончились ещё три года назад. Сериал был готов к показу в декабре 2015 года, однако — как это нередко случается — несколько лет пролежал на полке. За это время появились проекты с похожей тематикой, в том числе — «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга. Как рассказал RT Егор Баранов, о фильме Спилберга он узнал в начале 2017 года и сразу же попытался ускорить процесс выхода сериала на экраны. «Я пытался всем объяснить, что сериал нам нужно выпустить срочно. Потом — поздно: уже не мы будем первыми, и все решат, что мы стали снимать сразу после. Будто скопировали», — пояснил режиссёр. Он отмечает, что, если бы удалось избежать задержки с релизом, «Sпарта» могла бы «попасть в струю» — как раз в то время вышел сериал «Мистер робот» (Mr. Robot), лауреат «Золотого глобуса» и «Эмми». Да и виртуальная реальность в сценарии изначально не фигурировала: подростки должны были играть в обычную компьютерную игру. Однако Баранов предложил совместить её с VR-технологиями — уже тогда стало ясно, что они станут активно развиваться. «Но, в отличие от того же «Первому игроку приготовиться», у нас действие происходит не в каком-то футуристичном будущем, а здесь и сейчас. Поэтому компьютерную игру мы пытались основывать на реальном совмещении VR и какого-нибудь условного GTA. Это была не суперигра из супербудущего, а всё-таки вполне реалистичная», — рассказывает режиссёр. Сами же съёмки проходили стремительно: всё складывалось быстро и легко. Большую роль в этом сыграла локация (Санкт-Петербург) и время действия (наши дни) — дополнительных декораций или сложного грима авторам сериала не требовалось. «Сам Питер был достаточно хорошим сеттингом для создания атмосферы, и дальше уже решение вместе с оператором по визуальной составляющей помогало создавать этот мир не за счёт сложных объектов, а за счёт правильных ракурсов, необычных композиций, большего, чем принято, количества кадров на сцену», — объясняет Баранов. Что было особенно интересно — так это съёмки «игровых» сцен: они, на удивление, создавались практически без использования компьютерной графики. Актёры и локации были реальными, а дорисовка — минимальной. Актёры вместе с режиссёром отрабатывали движения, которые совершают компьютерные персонажи. К примеру — покачивания и разминания шеи, которые герои демонстрируют в состоянии ожидания. Во время съёмок актёры двигались очень медленно, будто в замедленной съёмке. Во время монтажа всё ускорялось, и получался эффект «рваного» движения компьютерной модели. «Это тема настолько актуальная и на самом деле страшная. С появлением виртуальной реальности управлять сознанием людей, особенно молодых, становится крайне просто», — так говорит о затронутой в сериале проблеме компьютерных игр Александр Петров. Егор Баранов в то же время подчёркивает, что на первый взгляд «Sпарта» может быть воспринята как реплика, что компьютерные игры делают людей злыми. Но это, конечно, далеко не так: игры — лишь способ уйти от проблем, «наркотик, чтобы забыться». А настоящая проблема кроется в воспитании детей и отношениях внутри социума. «Если мы не хотим, чтобы происходили такие события, как в пермской школе (15 января в школе в Перми подростки напали с ножами на учеников, учительница получила 17 ножевых ранений. — RT), если мы не хотим, чтобы происходили события, похожие на те, что происходят в сериале, как мне кажется, важно, чтобы зритель задумался, посмотрел на своих детей, понял, что их надо любить, больше с ними общаться, уделять им должное внимание», — говорит режиссёр. Он подчёркивает, что в принципе выступает против какой-либо цензуры. «Я уверен, что при правильном воспитании ребёнок может и до 18-ти лет смотреть фильмы со взрослыми проблемами, потому что, если у него есть пример родителей, которые любят его и объяснят ему, почему люди в этих фильмах поступают так или иначе, ребёнок всегда сделает правильный вывод, а не возьмёт пистолет и не пойдёт в кого-нибудь стрелять», — заключает Баранов.