«Мир — у наших ног»: эксклюзивное интервью генерального продюсера ФОРМАТ ТВ Оксаны Барковской
Генеральный продюсер телекомпании ФОРМАТ ТВ и документалист Оксана Барковская рассказала Киноафише. Инфо о своей жизни, документальном кино и событиях Кинотавра 2018. Расскажите о начале своей работы на телевидении? На телевидение я пришла из «газетной журналистики», и, как многие журналисты, которые работают в печатных СМИ, относилась к телевизионной журналистике несколько снисходительно. «Подумаешь, написать текст, чтобы прокомментировать картинку», — ошибочно полагала я в свои 24 года. Это, кстати, распространенная иллюзия всех начинающих свою работу на ТВ журналистов. К тому моменту я уже сделала неплохую для своего возраста карьеру, занималась политической журналистикой, ездила делать репортажи в Югославию, где шла война, была награждена премией «За независимую журналистику»… Но так сложились обстоятельства в моей жизни, что я пришла работать корреспондентом на тогда ещё не Первый канал, а ОРТ — в программу «Доброе утро» .Именно тогда я влюбилась во все, что связано с телевидением, раз и навсегда. И на своих мастер-классах для студентов факультетов журналистики сейчас я всегда говорю о том, что на телевидении остаются только те, кто одержим этим делом и зависим на уровне физическом от эфира. Остальные обычно быстро уходят с телевидения, стараясь забыть о нем, как о страшном сне. Ну, а спустя очень короткое время я пришла работать в команду телеканала РЕН ТВ образца 1998 года. И это было невероятно. Владимир Молчанов, Эльдар Рязанов, Владимир Евтушенко, Леонид Филатов, Юрий Никулин, Григорий Горин, — это лишь немногие великие люди, с которыми мне довелось поработать в начале своего телепути. И именно тогда, в 1998 году, когда на канал РЕН перешла с телеканала «Россия» программа Игоря Прокопенко «Военная тайна», где я работала обозревателем, я сняла свой первый документальный фильм. Оксана Барковская Какой из документальных фильмов в Вашей фильмотеке Вы считаете наиболее важным для себя — в начале нулевых и сейчас? Я не могу относиться к своим фильмам, как к «более» или «менее» важным. Каждый из них для меня важен и дорог по своему. У меня, как у автора и режиссёра документального кино, всегда была уникальная возможность делать только то, что интересно мне. То, что я могу пропустить через себя, сердцем ощутить героя, проблему, обстоятельства. Несомненно, есть очень масштабные работы, как, скажем, 10-серийный документальный цикл «Голоса из Безмолвия» о женщинах-разведчицах, который был показан на Первом канале. Специально под меня СВР (Служба внешней разведки России — ред.) России рассекретила уникальных женщин, каждая из которых не просто стала моей героиней, а близким человеком и в обычной жизни. Оксана Барковская с маленькими актерами сериала «Семья Светофоровых. Продолжение» на съемочной площадке. Есть такие работы, как цикл «Монолог», который мне, увы, не удалось осуществить до конца из-за смены руководства канала, где были такие героини, как Ксения Собчак, Галина Вишневская. Именно я записывала последнее интервью с Галиной Вишневской, и именно мне она рассказала о своей жизни то, чего не говорила никому и никогда. Есть фильм «Дневник с того света. Норд-ост, 11 ряд», который вообще очень многое поменял в моей жизни. Фильм «Союз Бывших», в котором я, задолго до трагических событий на Украине, предсказала события, которые сейчас происходят между нашими странами. Есть очень странный, но очень стильный, на мой взгляд, фильм, который мы сделали вместе с питерским музыкантом Билли Новиком «Немного смерти, немного любви». На данный момент своей профессиональной жизни я больше занимаюсь продюсированием, а тот документальный фильм, который действительно хочу снять, та тема, которую внутри себя взращиваю и вынашиваю, как ребёнка, сниму в ближайшие год-два. Очень сложная тема и очень сложный поиск героев. Пока не могу и не хочу рассказывать об этом, поскольку есть договор о неразглашении темы с каналом АRТЕ, для которого я буду снимать этот фильм. События, которые затрагивают документальные фильмы и сериалы, созданные Вами как продюсером и режиссером, часто драматичные. Норд-Ост, Беслан, Чечня…. Прикасаясь к таким трагическим событиям, документалисты часто нарушают этические и профессиональные границы. Что, на Ваш взгляд, недопустимо в работе с такими темами и героями? На этот вопрос я отвечу очень коротко. Если на моих глазах будет умирать человек, — неважно война это или мирная жизнь, — я не буду его продолжать снимать, а постараюсь помочь и спасти. К сожалению, не все документалисты поступят именно так. Многие не выключают камеру ради «сильного кадра». Это — главное нарушение всех возможных заповедей и этики, на мой субъективный взгляд. Съемочная группа фильма «История одного назначения» на красной дорожке КИНОТАВРА 2018. Фото предоставлено WDSSPR. Скоро в прокат выходит фильм «История одного назначения», одним из продюсером которого Вы являетесь. Чем отличается работа продюсера в кино и на телевидении? На каком этапе Вы подключились к этому проекту? Что бы Вы хотели сказать будущему зрителю фильма «История одного назначения»? Почему это кино стоит посмотреть? Я очень рада, что вошла как сопродюсер в команду, которая сделала этот фильм. Картину «История одного назначения» сняла один из лучших, на мой взгляд, российских современных режиссёров Авдотья Смирнова. Мне посчастливилось прочесть сценарий будущего фильма, который был написан Анной Пармас, Павлом Басинским и Авдотьей Смирновой, потом я познакомилась с самой Авдотьей и приняла решение войти в этот проект. Ещё на уровне сценария было совершенно очевидно, что фильм получится очень отличающимся от всего, что снимается в России. Авдотья собрала на съёмочной площадке удивительный актёрский состав, в фильме состоялась блестящая работа оператора Макса Осадчего, в общем, на мой взгляд, все очень и очень правильно и талантливо получилось. 6 сентября начинается прокат в России, и я очень рекомендую всем посмотреть этот фильм и посмотреть именно на большом экране. Я сама до премьеры картины на Кинотавре дважды смотрела фильм на компьютере, но «Магия Большого Экрана» все-таки удивительна. Иначе сопереживаешь. Иначе все чувствуешь. Включаешься в общую энергетику зала и начинаешь смеяться и плакать вместе со всеми. А в «Истории одного назначения», поверьте, есть и смех, и слезы. Авдотье удалось создать картину, которая будет актуальна и через десять лет, и через пятьдесят и через сто. Пресс-конференция после премьеры фильма «История одного назначения» на КИНОТАВРЕ 2018. Фото предоставлено WDSSPR. А стоит посмотреть это кино потому, что оно — о каждом из нас. Ведь каждый из нас, так или иначе, становится перед самым сложным в жизни выбором, перед сделкой с самим собой. И этот выбор может стать последним. Пусть эта картина кому-то поможет сделать в жизни правильный выбор. Сейчас идут съемки нового Вашего проекта, посвященного 150-летию Максима Горького. Почему выбраны эта тема и этот писатель, скажем прямо, не самый массовый и потенциально «не кассовый» в кино? Что нового Вы хотите рассказать в этом фильме, и какую судьбу ему предсказываете? Фильм уже находится в монтаже. Я не могу сказать, что Максим Горький — мой самый любимый писатель. Только сейчас, в процессе работы перечитав его произведения, я воспринимаю его, как писателя, не так, как нам пытались его преподать в школе или университете. Меня захватил, скорее, масштаб его личности, масштаб трагедии жизни этого человека, его литературного дара и организаторского таланта. Этот фильм — документальная картина о том, как один человек в начале двадцатого века, по сути, изменил мировоззрение всего мира. Ведь именно под влиянием Максима Горького ведущие мировые писатели того времени создавали свои великие произведения и меняли взгляды людей на все. Он повлиял на внутреннюю политику своих стран, на геополитику, на отношения между людьми, на социальный строй, финансовые взаимоотношения, — на все. Говоря современным языком, Горький был очень популярным в миру блогером, на которого были подписаны миллионы, которому поклонялись. В процессе работы над фильмом мне стало очень интересно, есть ли сейчас в мировой литературе фигура, равнозначная по масштабу личности Горького. Если хотите узнать, посмотрите этот фильм. Он не будет в широком прокате, но будет показан на одном из телеканалов страны. И, думаю, у него будет неплохая фестивальная судьба, но только не в России. У нас, увы, просто не осталось ни одного фестиваля документального кино, где оценивают не политические пристрастия, а сам фильм. Оксана Барковская. Фото из личного архива Детское кино и детские сериалы сегодня тоже, увы, — редкое явление. Ощущается явная нехватка качественного отечественного ТВ контента для детей. В чем, на Ваш взгляд, причина того, что телеканалы не уделяют достаточного внимания детской аудитории, предпочитая прокатывать зарубежные фильмы и мультики? Я не согласна с тем, что телеканалы «не уделяют внимания детской аудитории». Как раз в последние год-два этой аудиторией очень плотно занимаются, именно поэтому так много появилось у нас качественного отечественного детского контента. В основном, это, конечно, анимация. И, надо сказать, российская анимация сейчас уже получила признание и на мировом телерынке. Другое дело, что совсем мало создаётся образовательного детского контента, и именно наша телекомпания ФОРМАТ ТВ на данный момент является пионером в создании детских образовательных сериалов и фильмов. Как когда-то мы стали первыми в телевизионной документалистике на российском телевидении, так и сейчас мы — первые в детском образовательном сегменте. А в идеале, я очень хочу в ближайшем будущем создать образовательный телеканал для подростков 12–16 лет. Как мама двух чудесных подростков, я точно знаю, чего хотят наши современные дети, что им интересно, а что нет. А в чем основная разница между производством взрослого и детского ТВ контента? Создавая правильный детский контент, мы создаём сами себе правильное будущее. Ведь именно те, для кого мы сегодня делаем фильмы и программы, через какие-то 10–15 лет придут управлять нашей страной. От их сегодняшнего воспитания и образования зависит будущее нашей страны и всех нас. Фотография со съемочной площадки сериала «Семья Светофоровых. Продолжение» Вы являетесь генеральным продюсером компании ФОРМАТ ТВ, какие планы у компании на ближайший год? Чего ждать зрителю? Зрителю ждать новых, больших и интересных документальных проектов, которые мы снимаем вместе с нашими западными партнёрами. Это — большие и высокобюджетных проекты о новой холодной войне, об Афганистане, об отношениях между Президентами двух самых мощных мировых держав — Путина и Трампа. Зрителю ждать на канале «Карусель» новых серий нашей «Семьи Светофоровых» (телесериал «Семья Светофоровых. Продолжение», третий сезон которого выйдет в эфир телеканала «Карусель» этой осенью — ред.). Ждать новых игровых проектов, которые мы снимаем с нашими китайскими партнёрами. Я всегда говорю своим коллегам, что мир — у наших ног, и, на каком бы этапе пути мы не были, все у нас — впереди. Нельзя бояться и малодушничать. А ещё нельзя завидовать и жалеть. Если этого не будет, успех гарантирован. А наш успех это, прежде всего, — любовь наших зрителей и, чего греха таить, скучные, но объективные цифры рейтингов, которые у нашего контента традиционно — очень высокие. Беседовала помощник главного редактора Мария Семенова