Ещё

«Мир — у наших ног»: эксклюзивное интервью генерального продюсера ФОРМАТ ТВ Оксаны Барковской 

«Мир — у наших ног»: эксклюзивное интервью генерального продюсера ФОРМАТ ТВ Оксаны Барковской
Фото: Киноафиша
Генеральный продюсер телекомпании ФОРМАТ ТВ и документалист рассказала Киноафише. Инфо о своей жизни, документальном кино и событиях Кинотавра 2018.
Расскажите о начале своей работы на телевидении?
На телевидение я пришла из «газетной журналистики», и, как многие журналисты, которые работают в печатных СМИ, относилась к телевизионной журналистике несколько снисходительно. «Подумаешь, написать текст, чтобы прокомментировать картинку», — ошибочно полагала я в свои 24 года. Это, кстати, распространенная иллюзия всех начинающих свою работу на ТВ журналистов.
К тому моменту я уже сделала неплохую для своего возраста карьеру, занималась политической журналистикой, ездила делать репортажи в Югославию, где шла война, была награждена премией
«За независимую журналистику»… Но так сложились обстоятельства в моей жизни, что я пришла работать корреспондентом на тогда ещё не Первый канал, а ОРТ — в программу «Доброе утро». Именно тогда я влюбилась во все, что связано с телевидением, раз и навсегда. И на своих мастер-классах для студентов факультетов журналистики сейчас я всегда говорю о том, что на телевидении остаются только те, кто одержим этим делом и зависим на уровне физическом от эфира. Остальные обычно быстро уходят с телевидения, стараясь забыть о нем, как о страшном сне.
Ну, а спустя очень короткое время я пришла работать в команду телеканала РЕН ТВ образца 1998 года. И это было невероятно. , , Владимир Евтушенко, , , , — это лишь немногие великие люди, с которыми мне довелось поработать в начале своего телепути.
И именно тогда, в 1998 году, когда на канал РЕН перешла с телеканала «Россия» программа «Военная тайна», где я работала обозревателем, я сняла свой первый документальный фильм.
Оксана Барковская
Какой из документальных фильмов в Вашей фильмотеке Вы считаете наиболее важным для себя — в начале нулевых и сейчас?
Я не могу относиться к своим фильмам, как к «более» или «менее» важным. Каждый из них для меня важен и дорог по своему. У меня, как у автора и режиссёра документального кино, всегда была уникальная возможность делать только то, что интересно мне. То, что я могу пропустить через себя, сердцем ощутить героя, проблему, обстоятельства. Несомненно, есть очень масштабные работы, как, скажем, 10-серийный документальный цикл «Голоса из Безмолвия» о женщинах-разведчицах, который был показан на Первом канале. Специально под меня СВР (Служба внешней разведки России — ред.) России рассекретила уникальных женщин, каждая из которых не просто стала моей героиней, а близким человеком и в обычной жизни.
Оксана Барковская с маленькими актерами сериала «Семья Светофоровых. Продолжение» на съемочной площадке.
Есть такие работы, как цикл «Монолог», который мне, увы, не удалось осуществить до конца из-за смены руководства канала, где были такие героини, как , . Именно я записывала последнее интервью с Галиной Вишневской, и именно мне она рассказала о своей жизни то, чего не говорила никому и никогда. Есть фильм «Дневник с того света. Норд-ост, 11 ряд», который вообще очень многое поменял в моей жизни. Фильм «Союз Бывших», в котором я, задолго до трагических событий на Украине, предсказала события, которые сейчас происходят между нашими странами. Есть очень странный, но очень стильный, на мой взгляд, фильм, который мы сделали вместе с питерским музыкантом «Немного смерти, немного любви».
На данный момент своей профессиональной жизни я больше занимаюсь продюсированием, а тот документальный фильм, который действительно хочу снять, та тема, которую внутри себя взращиваю и вынашиваю, как ребёнка, сниму в ближайшие год-два. Очень сложная тема и очень сложный поиск героев. Пока не могу и не хочу рассказывать об этом, поскольку есть договор о неразглашении темы с каналом АRТЕ, для которого я буду снимать этот фильм.
События, которые затрагивают документальные фильмы и сериалы, созданные Вами как продюсером и режиссером, часто драматичные. Норд-Ост, Беслан, Чечня…. Прикасаясь к таким трагическим событиям, документалисты часто нарушают этические и профессиональные границы. Что, на Ваш взгляд, недопустимо в работе с такими темами и героями?
На этот вопрос я отвечу очень коротко. Если на моих глазах будет умирать человек, — неважно война это или мирная жизнь, — я не буду его продолжать снимать, а постараюсь помочь и спасти. К сожалению, не все документалисты поступят именно так. Многие не выключают камеру ради «сильного кадра». Это — главное нарушение всех возможных заповедей и этики, на мой субъективный взгляд.
Съемочная группа фильма на красной дорожке КИНОТАВРА 2018. Фото предоставлено WDSSPR.
Скоро в прокат выходит фильм «История одного назначения», одним из продюсером которого Вы являетесь. Чем отличается работа продюсера в кино и на телевидении? На каком этапе Вы подключились к этому проекту? Что бы Вы хотели сказать будущему зрителю фильма «История одного назначения»? Почему это кино стоит посмотреть?
Я очень рада, что вошла как сопродюсер в команду, которая сделала этот фильм.
Картину «История одного назначения» сняла один из лучших, на мой взгляд, российских современных режиссёров . Мне посчастливилось прочесть сценарий будущего фильма, который был написан , и Авдотьей Смирновой, потом я познакомилась с самой Авдотьей и приняла решение войти в этот проект.
Ещё на уровне сценария было совершенно очевидно, что фильм получится очень отличающимся от всего, что снимается в России. Авдотья собрала на съёмочной площадке удивительный актёрский состав, в фильме состоялась блестящая работа оператора Макса Осадчего, в общем, на мой взгляд, все очень и очень правильно и талантливо получилось. 6 сентября начинается прокат в России, и я очень рекомендую всем посмотреть этот фильм и посмотреть именно на большом экране. Я сама до премьеры картины на Кинотавре дважды смотрела фильм на компьютере, но «Магия Большого Экрана» все-таки удивительна. Иначе сопереживаешь. Иначе все чувствуешь. Включаешься в общую энергетику зала и начинаешь смеяться и плакать вместе со всеми. А в «Истории одного назначения», поверьте, есть и смех, и слезы. Авдотье удалось создать картину, которая будет актуальна и через десять лет, и через пятьдесят и через сто.
Пресс-конференция после премьеры фильма «История одного назначения» на КИНОТАВРЕ 2018. Фото предоставлено WDSSPR.
А стоит посмотреть это кино потому, что оно — о каждом из нас. Ведь каждый из нас, так или иначе, становится перед самым сложным в жизни выбором, перед сделкой с самим собой. И этот выбор может стать последним. Пусть эта картина кому-то поможет сделать в жизни правильный выбор.
Сейчас идут съемки нового Вашего проекта, посвященного 150-летию Максима Горького. Почему выбраны эта тема и этот писатель, скажем прямо, не самый массовый и потенциально «не кассовый» в кино? Что нового Вы хотите рассказать в этом фильме, и какую судьбу ему предсказываете?
Фильм уже находится в монтаже. Я не могу сказать, что Максим Горький — мой самый любимый писатель. Только сейчас, в процессе работы перечитав его произведения, я воспринимаю его, как писателя, не так, как нам пытались его преподать в школе или университете. Меня захватил, скорее, масштаб его личности, масштаб трагедии жизни этого человека, его литературного дара и организаторского таланта.
Этот фильм — документальная картина о том, как один человек в начале двадцатого века, по сути, изменил мировоззрение всего мира. Ведь именно под влиянием Максима Горького ведущие мировые писатели того времени создавали свои великие произведения и меняли взгляды людей на все. Он повлиял на внутреннюю политику своих стран, на геополитику, на отношения между людьми, на социальный строй, финансовые взаимоотношения, — на все. Говоря современным языком, Горький был очень популярным в миру блогером, на которого были подписаны миллионы, которому поклонялись.
В процессе работы над фильмом мне стало очень интересно, есть ли сейчас в мировой литературе фигура, равнозначная по масштабу личности Горького. Если хотите узнать, посмотрите этот фильм. Он не будет в широком прокате, но будет показан на одном из телеканалов страны. И, думаю, у него будет неплохая фестивальная судьба, но только не в России. У нас, увы, просто не осталось ни одного фестиваля документального кино, где оценивают не политические пристрастия, а сам фильм.
Оксана Барковская. Фото из личного архива
Детское кино и детские сериалы сегодня тоже, увы, — редкое явление. Ощущается явная нехватка качественного отечественного ТВ контента для детей. В чем, на Ваш взгляд, причина того, что телеканалы не уделяют достаточного внимания детской аудитории, предпочитая прокатывать зарубежные фильмы и мультики?
Я не согласна с тем, что телеканалы «не уделяют внимания детской аудитории». Как раз в последние год-два этой аудиторией очень плотно занимаются, именно поэтому так много появилось у нас качественного отечественного детского контента.
В основном, это, конечно, анимация. И, надо сказать, российская анимация сейчас уже получила признание и на мировом телерынке. Другое дело, что совсем мало создаётся образовательного детского контента, и именно наша телекомпания ФОРМАТ ТВ на данный момент является пионером в создании детских образовательных сериалов и фильмов. Как когда-то мы стали первыми в телевизионной документалистике на российском телевидении, так и сейчас мы — первые в детском образовательном сегменте.
А в идеале, я очень хочу в ближайшем будущем создать образовательный телеканал для подростков 12–16 лет. Как мама двух чудесных подростков, я точно знаю, чего хотят наши современные дети, что им интересно, а что нет.
А в чем основная разница между производством взрослого и детского ТВ контента?
Создавая правильный детский контент, мы создаём сами себе правильное будущее. Ведь именно те, для кого мы сегодня делаем фильмы и программы, через какие-то 10–15 лет придут управлять нашей страной. От их сегодняшнего воспитания и образования зависит будущее нашей страны и всех нас.
Фотография со съемочной площадки сериала «Семья Светофоровых. Продолжение»
Вы являетесь генеральным продюсером компании ФОРМАТ ТВ, какие планы у компании на ближайший год? Чего ждать зрителю?
Зрителю ждать новых, больших и интересных документальных проектов, которые мы снимаем вместе с нашими западными партнёрами. Это — большие и высокобюджетных проекты о новой холодной войне, об Афганистане, об отношениях между Президентами двух самых мощных мировых держав — Путина и Трампа.
Зрителю ждать на канале «Карусель» новых серий нашей «Семьи Светофоровых» (телесериал «Семья Светофоровых. Продолжение», третий сезон которого выйдет в эфир телеканала «Карусель» этой осенью — ред.). Ждать новых игровых проектов, которые мы снимаем с нашими китайскими партнёрами.
Я всегда говорю своим коллегам, что мир — у наших ног, и, на каком бы этапе пути мы не были, все у нас — впереди. Нельзя бояться и малодушничать. А ещё нельзя завидовать и жалеть. Если этого не будет, успех гарантирован. А наш успех это, прежде всего, — любовь наших зрителей и, чего греха таить, скучные, но объективные цифры рейтингов, которые у нашего контента традиционно — очень высокие.
Беседовала помощник главного редактора
Видео дня. Что стало с героями фильма «Тимур и его команда»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео