Пробирка для мамонтенка: о чем фильм «Генезис 2.0»
В прокат выходит невероятной красоты документальная лента «Генезис 2.0», призер фестиваля независимого кино Sundance в США. «Генезис 2.0» — это совместная работа якутского документалиста Максима Арбугаева, который также был оператором ленты, и швейцарского режиссера Кристиана Фрая. Рассказываем, почему этот фильм можно смотреть как блокбастер. Документальное кино на большом экране — явление редкое. Тем более, если это не памятник давно ушедшим кумирам или не исследование популярности новых властителей дум. «Генезис 2.0» — случай исключительный. Фантастические миры других планет привлекают нас своей недосягаемостью, простором и нетронутостью природы. И тем удивительнее, что в «Генезисе 2.0», документальной картине, мир именно такой. С поправкой на то, что вообще-то он настоящий. Кроме чудес природы, вы увидите и чудеса рукотворные — современные лаборатории, которые преобразуют нашу жизнь в большие данные. Максим Арбугаев — молодой документалист, ученик Сергея Мирошниченко и Светланы Музыченко. Интерес к теме, который привел его к съемкам «Генезиса 2.0», появился у Арбугаева много лет назад, во время работы над проектом для National Geographic. Позднее был фильм «Охотники», который взяли на швейцарский фестиваль документального кино Visions du Réel. Здесь же несколько лет спустя Арбугаев встретился с Кристианом Фраем — номинантом на «Оскар» за лучший документальный фильм «Военный фотограф». Якутия — родина Максима Арбугаева, он родился в поселке Тикси Республики Саха. Для него съемки «Генезиса» — еще один шаг к любимой теме, которую он последовательно продолжает в своем творчестве. Кристиан Фрай стал проводником этого фильма к международному зрителю. А еще он продумывал музыкальное оформление «Генезиса» — сильнейшую сторону фильма. За кадром звучит музыка знакомого едва ли не всем на постсоветском пространстве композитора Эдуард Артемьев и британского композитора Макса Рихтера — это величественные, тревожные мелодии, самой своей сутью связанные с тем, что видит камера. Пока суровые охотники за бивнем мамонта по несколько месяцев проводят в экспедициях, выживая в жестоких условиях, чтобы продать останки величественных животных за бесценок, люди в белых халатах трудятся в стерильных лабораториях в попытках расшифровать ДНК мамонта и, может быть, клонировать его. Пока одни заняты «черной» работой, другие двигают мир вперед. Но возможно ли одно без другого? Контраст этих двух жизней, судеб, призваний — и есть один из главных мотивов фильма. Документалисты побывали в шкурах и тех, и других: сами добирались на хлипких лодках к якутским островам, сами сталкивались с белыми медведями, сами проникали в лаборатории к ведущим ученым и своими глазами видели процесс клонирования собаки. Это они стали свидетелями исторического события: охотники нашли кровоточащую тушу мамонта и все-таки успели собрать капли биоматериала в пробирку. «Генезис 2.0» — будто первоклассная приключенческая фантастика, но во время просмотра ни на секунду не стоит забывать о том, что это наша реальность, в которой умудряются существовать вместе прошлое с нехитрыми орудиями труда в руках и будущее с умным микроскопом. Евгения Тюлькина