Список Фурцевой. С кем вы, мастера культуры?
Сегодня вечером на канале ТВ Центр напомнят о женщине-легенде, знаменитом министре культуры, "Екатерине Великой" советского периода. Документальный фильм «Список Фурцевой: черная метка» ждет вас 12 июля в 23:05. Екатерина Фурцева была верным солдатом партии. Именно партия вознесла деревенскую девочку, ткачиху, активистку до небывалых высот – с 1956 года она входила в ЦК КПСС, а в 1960 заняла пост министра культуры СССР. Но если в чиновничьих коридорах Фурцева была своим человеком, то для людей искусства она оказалась чужаком. С двадцати лет ее стихией были собрания, заседания, партактивы. Все, что она умела – это решать задачи, которые ставили перед молодой комсомолкой старшие товарищи. Вся ее жизнь была нацелена на то, чтобы показать преимущества советской власти перед фальшивым буржуазным блеском. Заняв пост министра культуры СССР, Екатерина Алексеевна возглавила направление, в котором мало что понимала. Вместе с высоким постом она получила и комплекс неполноценности, ведь для большинства своих подчиненных она так и осталась «ткачихой». Среди знаменитых деятелей культуры и искусства было немало тех, кто с благодарностью отзывался о Екатерине Фурцевой. Кто-то любил ее искренне, кто-то просто умел найти к ней подход. Но рядом со списком любимчиков был и список тех, кого Екатерина Великая, как ее порой называли за глаза, не понимала и не принимала. И не любила так же искренне и убежденно, всем сердцем. Авторы документального фильма расскажут зрителям несколько историй такой нелюбви. Владимир Высоцкий в ее черно-белой, без полутонов картине жизни, без сомнения, находился на «темной» половине. С одной стороны он писал пронзительные военные песни, с другой, по мнению министра, глумился над всем, что было ей дорого с детства, всем, чему посвятила жизнь. Но, главное, она не могла его классифицировать, и это сбивало её с толку. Запретить Высоцкого Фурцева была не в силах. Да, для него были закрыты центральные концертные площадки, но контролировать все актовые залы всех учреждений Советского Союза она не могла. Зато Екатерина Алексеевна развила активную деятельность для того, чтобы не выпускать Высоцкого за границу. И только Андропов, который в те годы руководил КГБ, смог ее остановить. А это было мощным рычагом воздействия. За границу артисты рвались не из-за того, что там платили другие деньги, а потому что хотелось новых зрителей, новых рубежей, новых впечатлений, наконец, просто воздуха свободы. Ее нелюбовь к Высоцкому была объяснима, рациональна, но иногда антипатия Фурцевой больше напоминала каприз. Например, она не любила Ролана Быкова. Его несомненный талант, режиссерские и актерские удачи в кино она не замечала. Он не вписывался в ее представления о том, каким должен быть мужчина. Два фильма с его участием «Комиссар» и «Проверка на дорогах» легли на полку и не вышли на экраны при деятельном участии Фурцевой. Под запретом находился и детский фильм «Внимание, черепаха!», в котором министр разглядела намек на события в Чехословакии в 1968 году. Примерно в то же время, рассказывают авторы документального фильма, во МХАТе сдавали спектакль «Медная бабушка», где Ролан Быков исполнял главную роль – Пушкина. На худсовете Фурцева бушевала: «Что вы нашли в этом уроде?! У нас что, других актеров нет?!». И спектакль запретила безоговорочно. Рассказывали, что Быков был надломлен, четыре месяца плакал каждую ночь, хотел даже повеситься. Но если отбросить все сплетни, рассказывают авторы фильма, то судьба артистов часто зависела не от степени их таланта, а от сиюминутного настроения Фурцевой и её представления о прекрасном. А эти представления часто не совпадали с тем, что любил народ. Смену настроений министра в полной мере ощутил на себе певец Валерий Ободзинский. Его пронзительный голос пел о чувствах, понятных любому человеку и покорил слушателей. Однажды и Фурцевой пришлось заметить певца. Это случилось на заводе фирмы «Мелодия». Министра провели по всем цехам и везде печатали пластинку одного исполнителя – Ободзинского. Екатерина Алексеевна с трудом скрывала раздражение. На диск был наложен запрет, песни приказали размагнитить. Уже через несколько дней после этого Ободзинский почувствовал, что над ним сгустились тучи. Ему перекрыли доступ к столичным концертным залам, разрешив выступать лишь в провинции. До конца дней он так и не сумел оправиться от несправедливости. Певец много пил, несколько лет работал сторожем и жил в подсобке. Лишь в 1991 году вернулся на эстраду, но вскоре его не стало… Ободзинскому не раз советовали пойти к Фурцевой, поговорить, доказать, что он имеет право на творческую жизнь. Но Валерий так и не пошел на сделку с совестью. А ещё зрители узнают, чем закончилась история многолетнего противостояния Фурцевой с Клавдией Шульженко, почему Аиде Ведищевой пришлось уехать из страны, из-за чего в опалу попала студентка ВГИКа Лариса Лужина и как не выдержала нападок министра Тамара Миансарова. …Екатерина Алексеевна Фурцева ушла из жизни внезапно. По официальной версии – в результате сердечного приступа. По слухам – покончила с собой. На ее похоронах было много людей искусства, которые искренне любили своего министра, а потом долгие годы оправдывали некоторые ее поступки и решения универсальной формулой – время было такое и по-другому было нельзя. Своими воспоминаниями о всесильном министре культуры в фильме поделились Никита Высоцкий, Карен Шахназаров, Елена Санаева, Лариса Лужина, дочери Валерия Ободзинского, писательница Лариса Васильева.