От «Красотки» до «Интердевочки»: как с годами менялся образ проституток в кино
Тема падших ангелов всегда была невероятно популярной, но женщины с низкой социальной ответственностью — это необязательно меркантильные стервы или безумные нимфоманки. Так что же заставляет дам вставать на шаткую дорожку блуда и социального осуждения? В разные годы режиссеры представляли себе эти причины по-разному. Иногда они оправдывали своих героинь. Иногда нет. Но неизменно отвечали на главный вопрос добропорядочных граждан: «Зачем?» Роковая женщина Начнем с любимого классиками образа проститутки, в котором она предстает циничной красоткой, сиреной и мстительницей, нацеленной на подчинение и уничтожение мужчин. Как правило, хеппи-энд возможен только для дамы — соблазнительница получает деньги и безнаказанность, а влюбленный бедолага скатывается на самое социальное дно. Первый раз этот образ был воплощен в фильме Евгения Бауэра 1914 года «Дитя большого города». Главная героиня, девушка Маня, доводит до финансового краха богатого любовника, а позже он сводит счеты с жизнью. Но Маня лишена угрызений совести, теперь у нее есть деньги, и она говорит так: «Говорят, встреча с покойником приносит счастье». Более известный прототип классической злодейки представлен в образе певички под псевдонимом Лола Лола из фильма «Голубой ангел» (1930). Роль девушки сыграла Марлен Дитрих. Лола Лола ведет себя как мужчина: неплохо зарабатывает, пьет, курит, меняет мужчин на более молодых и пренебрегает браком. В певичку влюбляется положительный герой, профессор, а она соблазняет его и морально уничтожает. Однако иногда классические роковые женщины получают по заслугам. Например, конец блондинки Траляля из «Последнего поворота на Бруклин» (1989) трудно назвать счастливым. А секс-бомба Малена («Малена», 2000) в исполнении невероятной Моники Белуччи стала жертвой разгневанных ревнивых жен. Секс за деньги В 1927 году в Германии проституция перестала быть уголовно наказуемым деянием, а потому следом вышло сразу два фильма австрийского режиссера Георга Вильгельма Пабста, в которых девушки добивались финансовой независимости древнейшим, но крайне эффективным способом. Луиза Брукс, сыгравшая проститутку в фильме «Ящик Пандоры» (1929), послужила ярким примером свободной женщины эпохи джаза, а ее прическа стала культовой и долгое время считалась эталоном женского стиля. Еще одним идолом поколения стал образ Греты Гарбо из «Безрадостного переулка» (1925) — это побитая жизнью обаятельная красотка в шубе до щиколоток и с мешками под бездонными глазами. Продолжает тему меркантильных отношений гламурная Холли Голайтли (Одри Хепберн) в фильме «Завтрак у Тиффани». Хрупкая красотка в маленьком черном платье, ожерелье из жемчуга и огромных темных очках берет с мужчин по 50 долларов за поход в дамскую комнату и еще 50 долларов за вызов такси (по нынешним деньгам где-то 800 долларов). В одноименной книге Холли поясняет свое поведение следующим образом: «Я считаю, ты можешь переспать с человеком и позволить, чтобы он за тебя платил, но хотя бы старайся убедить себя, что ты его любишь». Увы, полюбившийся миллионами девушек образ Холли Голайтли является ярчайшим примером постельной карьеристки, которая продает себя так же, как и остальные члены капиталистического общества, и отличается лишь яркой внешностью. Еще один канонический пример — Джулия Робертс в фильме «Красотка». Главная героиня получилась до того милой и обаятельной, что убедила весь мир в том, что профессия проститутки не так плоха. Кстати, британский классик киноэксцентрики Кен Расселл был до того взбешен романтизацией образа женщин легкого поведения в этом фильме, что сразу же после просмотра «Красотки» снял фильм «Шлюха» — с кислотными цветами и откровенными монологами. Ну и закончим тему секса ради денег ролью Саши Грей в фильме «Девушка по вызову» (2009). Бывшая порнозвезда сыграла эскорт-герл высшей категории по имени Челси. Фишка в том, что главная героиня торгует не столько своим телом (хотя им, разумеется, тоже), сколько своей душой. У клиентов появляется ощущение, что они проводят вечер с внимательной и чуткой подругой жизни. Посыл фильма прост до жути — в эпоху капитализма можно купить все, даже душевную близость. Добропорядочные проститутки Еще один популярный образ — несчастная жертва системы, своеобразная Мария Магдалина с золотым сердцем, святая грешница, оказавшаяся во власти обстоятельств. Ярким представителем жанра стала хрупкая проститутка из Рима Кабирия Чеккарелли, обманутая, но неунывающая, из фильма «Ночи Кабирии» (1957). Это та самая дама с золотым сердцем, раскаивающаяся за все свои деяния. Также образ добропорядочной проститутки можно увидеть в фильме Ларса фон Триера «Рассекая волны», где набожная Бесс надевает красные виниловые шорты по приказу парализованного мужа. Режиссер достаточно жестоко использует «искупительную жертву», превращая самопожертвование в добровольное падение. Более того, праведной проститутке пришлось заплатить за свои деяния. В духе авантюризма Не все проститутки меркантильны, некоторым просто нравится это занятие. Например, в фильме «Дневная красавица» (1966) замужняя светская дама Северина (в исполнении сексапильной Катрин Денев) по вечерам расхаживает в платьях от Saint Laurent и участвует в приемах. А вот днем, когда ее муж на работе, работает в борделе, где утоляет свои извращенные фантазии. Еще один фильм, заслуживающий внимания, «Жанна Дильман, набережная Коммерции, 23, Брюссель 1080» (1975). В нем вдова-домохозяйка постоянно моет посуду, готовит и ведет быт. Но при этом она занимается сексом за деньги, а еще закалывает клиента ножницами после оргазма. Дети улиц В 70-х годах Голливуд выпустил фильмы «Таксист» и «Прелестное дитя», где по панели вышагивали 14-летние девочки в топиках и коротких шортах. Здесь появляется еще один вечный архетип — растоптанная добродетель. Дети улиц, не имеющие другого способа вырваться в жизнь. И их, конечно, ждет печальный финал. Образ поколения Хорошие девочки попадают в рай, а плохие — куда захотят. И действительно, почему бы женщине самой не построить свою судьбу любым доступным способом? Тема прекрасно обыграна в известном фильме 1989 года «Интердевочка», где девушка легкого поведения Таня Зайцева (Елена Яковлева) пытается вырваться из холодного и голодного СССР, знакомясь с иностранцами в качестве валютной проститутки. Лента вызвала настоящий фурор, а судьба Тани Зайцевой печально совпала с судьбой целой страны.