Ещё
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Большое путешествие
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Игрища престолов
Комедия
Купить билет
Маугли дикой планеты
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Братство
Триллер, Военный
Купить билет
Щенячий патруль и Нелла, отважная принцесса
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Отель Мумбаи: Противостояние
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Игры разумов
Биография, Детектив, Драма
Купить билет

Минкульт, букеры, НДС и киносреда: интервью с букером и исполнительным директором кинотеатра «Боа Джюс» Алексеем Коропским 

Фото: Киноафиша
После первого интервью с Александром Федоровым мы получили очень позитивный отклик и благодарность от людей, которым наконец объяснили многие аспекты работы кинотеатра. Киноафиша. Инфо решила продолжить эту тему и на это раз обратилась к исполнительному директору кинотеатра «Боа Джюс», букеру кинотеатров «Нептун» во Владивостоке, «Аврора» в Спасск-Дальнем и «Космос» в Арсеньеве, а также создателю проекта и телеграм-канала Киносреда Алексею Коропскому.
Расскажите, пожалуйста, как Вы попали в кинобизнес и как долго вы в нем находитесь?
Наверное, тут я буду не очень оригинален. В кинобизнес я попал случайно, случилось это лет 10 назад. А может и больше. Просто так получилось, что у меня возникла идея провести одно мероприятие вместе с интернет-компанией, в которой я тогда работал. И как-то все завертелось, мы начали проводить совместные показы, премьерные мероприятия. И вот я уже работаю не с интернет компанией, а с кинотеатром. И как-то вот всё пошло по наклонной…
Дали попробовать один раз, а потом затянуло?
Да, первый раз бесплатно, а потом уже начинают платить за это. Ничего такого, через постель я не проходил (смеется).
За 10 лет опыта обнаружили ли вы какие-то подводные камни в работе кинотеатров? Что самое сложное в этой работе?
В работе кинотеатра много разных сторон, у всех свои сложности и стоит разделять техническую часть, общепит и работу с клиентами. В принципе, самым большим препятствием для работы и показов является государство. Оно вмешивается в бизнес кинопоказов, на мой взгляд, не имея на это никаких оснований. Сейчас мы видим компании, а именно кинотеатры, которые были созданы целиком на частные деньги, и государство, получившее свою долю в виде налогов, указывает, каким образом этим компаниям зарабатывать, какое кино показывать, когда и как. Это справедливо по отношению к тем кинотеатрам, которые получают финансовую поддержку от государства, но что касается частных кинотеатров — их решения похожи на поведение слона в посудной лавке. И сейчас, наверное, это главная помеха для нормальной работы.
Алексей Коропский на Кинотавре
Вы работаете букером сразу для нескольких кинотеатров. Можете рассказать, в чём секрет работы букера и какими навыками нужно обладать для этой работы?
Букер — это вообще такое очень интересное слово. Я не слишком люблю его использовать, потому что оно не имеет четкого определения. В данном случае мы говорим о человеке, ответственном за репертуарное планирование кинотеатра. Проще говоря, этот человек решает, когда и что показывать. В то же самое время букерами называют людей, которые со стороны больших студий контактируют с ними и решают, в каком объеме показывать тот или иной фильм. Также букерами называют тех, кто покупает кино на фестивалях и кинорынках. Но если говорить про букера в кинотеатре, то у него нет большой свободы для маневра. Потому что в России, как и везде, существует график релизов. То есть у каждого фильма, выходящего в прокат, есть дата премьеры. И насколько бы ты ни был творческим и профессиональным, ты никогда не сможешь выпустить фильм раньше даты. При этом еженедельно на экраны страны выходят чуть ли не десятки фильмов, и задача букера — определить, какие фильмы для аудитории «зайдут», ну и, конечно же, нельзя забывать об искусстве, потому что иногда хочется и для души что-то делать.
Вы сказали, что название «букер» достаточно расплывчатое. Можно ли как-то по-другому назвать этого специалиста?
У нас эти люди называются менеджерами по репертуарному планированию, если это коммерческая структура. Если это государственная структура, то это будет какой-нибудь заместитель директора по репертуару, что-то такое. А в индустрии принято слово букер.
Но букеров нигде не учат…
— Да! На букеров нигде не учат — это правда!
Какими знаниями и навыками должен обладать букер?
В идеале букер должен быть подкованным в кинобизнесе человеком, насмотренным, который очень хорошо во всём этом разбирается. Который может поддержать беседу о творчестве любого режиссёра. И вместе с этим он должен заранее просчитать, как спланированная рекламная кампания фильма скажется на его сборах на конкретной площадке, а не только в целом. Также он умеет разграничивать свои вкусы от предпочтений публики.
Но, что важнее, особенно для кинотеатров с маленьким количеством залов или для маленьких сетей, нужно обладать способностями переговорщика, дипломата, даром убеждения и склонностью к анализу. Потому что именно основываясь на анализе цифр предыдущих сборов, можно договариваться и убеждать людей по ту сторону в том, что именно такой формат подходит для той или иной площадки. Хотя, конечно, плох тот солдат, что не мечтает стать генералом, так и плох тот малозальный кинотеатр, который не хочет превратиться в большую сеть.
Я так понимаю, что человек с улицы не придёт на эту работу?
Дело в том, что когда открываются новые кинотеатры, букерами часто становятся люди со стороны, которые не очень понимают специфику бизнеса, не знают с какой стороны подойти. Я консультировал людей, открывающих кинотеатр и прекрасно понимаю, что это люди с огромными, бешенными глазами, которые не понимают, куда податься и с чего начать.
Все букеры — люди, пришедшие из других профессий. И зачастую бывает так, что букерами становятся вынужденно. Условно говоря, какому-то кинотеатру нужно заключить договор с дистрибьюторами. И эти обязанности достаются, например, бухгалтерии. Потом решают — вот у нас есть администратор, давайте он будет этим заниматься. Очень много смешных ситуаций бывает. До того момента, пока не находят действительно профессионального человека, который не первый год на рынке и представляет всю специфику профессии.
Конечно, на сайтах такой вакансии нет, но я думаю, что сама по себе потребность в этой профессии есть. Просто далеко не все ещё и знают о ней. Поэтому я надеюсь, что может быть кто-нибудь прочитает это интервью и поймет, что им нужен я (смеется)!
Алексей Коропский на показе Киносреды
По поводу общей работы кинотеатра — были ли какие-то курьезные случаи?
Такого всегда много случается. Любая работа неизбежно приводит к каким-то смешных штукам. В основном, кинотеатры, с которыми я работаю находятся в малых городах. У жителей провинциальных малых городов есть некоторые предрассудки. Часто можно услышать жалобу о том, что «Везде так, а у нас не так». Был один случай с женщиной, которая устроила огромнейший скандал. Кажется, это было на фильме «Последний богатырь». Она пришла на него и стала предъявлять претензии, что мы показываем фильм в 2D, кричала, что во всех других городах фильм идёт в 3D, а у нас видите ли в 2D, вечно у нас всё не так. Тут стоит отметить, что фильм вообще выпущен в 2D, но я предложил сотрудникам выдать ей очки, чтобы она в них смотрела, если уж ей так интересно.
Бывали случаи и с нашей стороны курьезные, когда контролеры заработаются и выдадут 3D очки перед сеансом, а фильм в 2D. Люди послушно берут очки, сидят и смотрят. Я думаю, такие случаи бывали во всех кинотеатрах. Помню, ещё как-то один мужчина молодой был под какими-то сильнодействующими веществами и начал внимательно ходить по кинотеатру, прислоняться к стенам и на глаз измерять их кривизну. Когда я спросил его, что он делает, он сказал, что строил этот кинотеатр и сейчас контролирует насколько ровно всё построено. Самое смешное, что это был кинотеатр, за созданием которого я наблюдал с нуля и этот человек, естественно, там не работал. Но наблюдать за ним было смешно. Потом, правда пришлось его выпроводить, потому что он перешел некоторые рамки.
Вы работаете с несколькими кинотеатрами по разным городам. Есть ли какие-то отличия? Может, где-то работать проще…
Отличия есть. Можно проследить, конечно, больше общих тенденций. Потому что в рамках регионов зрители и их предпочтения не слишком сильно отличаются друг от друга. Но кое какие отличия есть. Один из моих кинотеатров, например, показывает сборы значительно больше, чем другие. При этом количество населения в городе примерно такое же, как и в других. Это какая-то аномальная зона и, естественно, все дистрибьюторы это видят. В связи с этим часто бывают ситуации, когда у меня нет возможности поставить какой-то фильм, либо я не вижу финансовой целесообразности в этом и мне говорят — давайте поставим хотя бы в этот город. Видимо там есть какая-то кинематографическая точка притяжения. Где-то лучше работают мультфильмы, какой бы анимационный фильм ты ни поставил, он всегда выстрелит, где-то лучше работают фильмы ужасов…
Конечно, общее правило в том, что в малых городах востребованы именно те фильмы, которые, как я обычно говорю, рекламируют на Первом канале. Если фильм не рекламируется на федеральных каналах, то работать с ним большого смысла нет. Но это никак не характеризует жителей этих городов. У меня есть теория, что количество зрителей, скажем так, неблокбастерного кино, везде одинаково в процентном соотношении. Условно, пусть будет одна десятая процента от всех зрителей. Для города-миллионника это будет тысяча человек примерно, а в городе с населением 100 тысяч человек — их будет 10. Исходя из этого в малых городах работа строится на блокбастерах.
К сожалению, в последние годы зрительское поведение изменилось. Если раньше для зрителей хватало просто Джонни Деппа в любом фильме для того, чтобы он собрал кассу, то теперь это не работает. Сначала был перелом на франшизы, потом и они перестали собирать, и включились фильмы по комиксам. Интересно, конечно, наблюдать за всеми этими тенденциями. Иногда я даже пускаюсь в какие-то рассуждения, думаю о том, куда всё это движется.
Алексей Коропский
А какие тенденции развития у наших кинотеатров?
Тенденция сейчас ниспадающая. Когда СМИ говорит нам о том, что фильм преодолел отметку в 500 миллионов рублей на Российском рынке или миллиард, это всё цифры большие. Но если посмотреть маленькие кинотеатры, то сборы хорошо если средние, а иногда они просто удручающие. Создается ощущение, что у населения действительно закончились деньги или вот-вот закончатся. Кино перестает быть самым доступным видом досуга, оно проигрывает по всем фронтам другим конкурентам, которые борются за свободное время людей. Плюсом ко всему идут новости от государства, связанные с поднятием тех или иных налогов.
Недавно я читал какую-то аналитическую статью о подъеме ставки НДС. Там было сказано, что изменения не сильно скажутся на ценах и на бизнесе в целом. Ребята каким-то хитрым способом подсчитали, что подъем НДС на 2% всего лишь будет стоить каждому человеку где-то 380 рублей в месяц. И меня это немного возмутило. Говорить, что это не скажется на бизнесе, достаточно опрометчиво. Потому что в России сейчас порядка полутора посещений кинотеатра на человека в год. Представьте человека, который ходит в кино один раз в год, и тут у него ещё и ежемесячно отнимают сумму равную одному походу в кинотеатр. Будет ли он от этого ходить в кино чаще? Не думаю. Поэтому на бизнесе это скажется в первую очередь.
А еще что-то наблюдается?
Современному кинопоказу в России где-то 20 лет. И, по идее, уже должно вырасти поколение, привыкшее ходить в кино. Но увеличения среднего возраста зрителя не происходит. К нам также ходит более молодое поколение. И когда у нас ядерная аудитория моложе 18 лет, а на фильмах стоят ограничения 18+, это тоже ударяет по кинопоказам.
Давайте о приятном. Расскажите о проекте «Киносреда». В чём была цель создания?
«Киносреда» — это был мой самый первый и любимый проект, связанный с кино. Это было больше 10 лет назад. Это было то, что сейчас принято называть киноклубом. Клубные показы, но они значительно отличались от всего того, что было. Кинопоказ состоял из двух частей: короткометражный и полнометражный фильм. При этом я показывал ленты, никогда не выходившие в России, причем на русском языке в моем переводе. И было немало случаев, когда я напрямую связывался с режиссёрами или продюсерами фильмов, кино было не голливудское, авторское, национальное. Многие приходили, не зная, что я буду показывать, потому что доверяли моему выбору. Очень часто это кино было показанно на русском языке в первый раз.
Показ киносреды
Проект просуществовал и позднее я понял, что он изжил себя в том виде, в котором был. И я закрыл его. Не так давно «Киносреда» возродилась вновь, но немного в другом виде. Под этим названием у меня есть канал в телеграме. Это такие субъективные заметки о кино.
А в чём цель? Просто хочется делиться или донести что-то до людей?
Цель, наверное, в первую очередь — самовыражение, а когда оно находит отклик у других людей — это очень приятно. Даже если бы у меня был один читатель, я был бы рад. Но так получилось, что читателей у меня больше, и всегда здорово, когда кто-то пишет мне в личку сообщения с положительными отзывами, обсуждает что-то. Здорово, когда получается диалог, взаимные эмоции, а еще лучше, когда получается привлечь внимание читателей к каким-то неочевидным фильмам. Я очень хочу в итоге возродить кинопоказы и показывать зрителям что-то новое, как раньше.
У вас есть любимый фильм? Который вы можете порекомендовать, тот, который стоит посмотреть всем.
— «Касабланка» (смеется). У меня очень много любимых фильмов и это проблема. Если бы был один или два, я бы отвечал сходу. А когда мне задают такие вопросы, я сразу забываю всё, что я смотрел. Конечно, у меня есть фильмы, которые я часто пересматриваю. Например, фильмы Георгия Данелия — «Мимино» и «Кин-дза-дза», люблю «Собачье сердце», «Касабланку», фильмы Эдгара Райта — «Трилогия Корнетто»: «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые», «Армагеддец». Много фильмов, очень много. Наверняка, после нашего с вами разговора я задумаюсь о других фильмах и буду возмущаться, что назвал вам именно эти.
Беседовала Екатерина Штифель
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео